Проект "Море"
проект по окружающему миру
Тематический проект не ориентирован на конкретный возраст. Предложены задания по разным центрам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Море»
Вариант разворачивания тематического проекта
Предлагаемый тематический проект НЕ ориентирован на конкретный возраст. Никогда не знаешь заранее, какие идеи предложат дети, что их привлечёт в событиях окружающего мира, в идеях, высказанных ими самостоятельно или предложенных взрослыми, какие материалы покажутся им привлекательными сегодня, а какие будут востребованы через несколько дней, что именно они решат сделать из приготовленных материалов.
Кроме того, возрастные и индивидуальные особенности далеко не тождественны - то, что мы считаем «не по возрасту» для ребенка, вдруг оказывается очень притягательным, отвечающим его индивидуальным интересам и потребностям.
Мы стремимся в каждом тематическом проекте соблюсти принцип практической ориентированности, приближенности к жизненной ситуации детей. Например, учиться измерять предметы условной меркой можно, измеряя свою «продукцию»: вчера в Центре искусства девочки нарисовали рыбок - сегодня в Центре математики можно измерить длину хвоста, определить, у какой рыбки он получился самым длинным (широким, коротким).
Научиться считать можно не только на матрёшках или кружочках, но и пересчитывая, сколько всего детей в группе, сколько девочек и сколько мальчиков, на сколько одних больше/меньше, чем других, сколько для всех нужно поставить глубоких тарелок, чашек и т. п.
МОРЕ
Окончание:
ЦЕНТР ИСКУССТВА:
Сделать «сухой аквариум».
Нарисовать кита, рыбок.
Украсить рыбок.
Сделать панно из пластилина «Морское дно».
Осуществить дизайн-проект «Большая рыба».
Изготовить лодочки из бумаги, скорлупок ореха, щепочек, коробков.
Выполнить аппликацию, коллаж «Моряки», «На море - океане».
ЦЕНТР ПЕСКА-ВОДЫ
Построить пристань/гавань, порт.
Устроить корабельные гонки.
Создать «море».
ЦЕНТР ИГРЫ
Использовать в играх атрибуты, изготовленные в центрах искусства, строительства.
Организовать игру «Рыбаки», «Морское путешествие».
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ
Научиться лазать по шведской, подвесной лестнице, по канату.
Научиться прыгать «с камешка на камешек»: организовать игру «Море волнуется».
Подготовить Праздник Нептуна.
ЦЕНТР КУЛИНАРИИ
Приготовить бутерброды «Кораблик».
Испечь печенье в форме морской ракушки и пирог «рыбник».
Приготовить салат из морской капусты.
Устроить чай с конфетами «Морские камешки».
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
Измерить и сравнить разных рыбок.
Сосчитать кораблики и написать на них номера.
Сортировать, считать камешки, ракушки.
Работать с карточками.
Сравнить, считать фигурки, изготовленные,
нарисованные детьми в центре искусства.
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА
Сделать батискаф из большой коробки.
Сделать акваланги из пластиковых бутылок.
Построить большой корабль.
ЦЕНТР КНИГИ /ГРАМОТЫ
Написать слова по теме. Написать письмо и запечатать его в бутылке.
Составить рассказ о своём путешествии на море. Рассмотреть иллюстрации, репродукции картин, изображающих море.
Выучить стихотворение «Кораблик» Агнии Барто. Придумать и написать названия корабликам.
ЦЕНТР НАУКИ
Рассмотреть раковины.
Послушать «шум моря» в раковине.
Найти самого необычного морского обитателя моря в энциклопедии.
Сделать «морскую» воду.
Подготовить иллюстрации о морских обитателях для Центра книги.
Изготовить макет острова.
Учиться завязывать морской узел.
Слушать аудиозаписи.
Объявление для родителей
Дорогие мамы и папы!
На этой неделе нас ждут морские чудеса и новые открытия. Мы уже много знаем о море, но хотим узнать ещё больше.
Мы будем рады вашей помощи.Нам нужны картинки, ракушки, камешки, коробки, пластиковые бутылки, книги о море и ваши рассказы о нём.
Ваши морские первооткрыватели
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Мир моря всегда привлекателен, он несёт с собой множество тайн и открытий.
Морские обитатели достаточно знакомы детям по многочисленным телевизионным передачам, сказкам, разговорам взрослых, но представления о них требуют уточнения, детализации, осмысления, упорядочения.
Утренний сбор, мотивация выбора темы:
Если эта тема предлагается детям после летних отпусков, в обмене новостями вполне может быть затронута тема поездок, путешествий, любопытных встреч и открытий.
На рабочей панели - иллюстрации с изображением моря, кораблей, морских обитателей.
В группе к приходу детей появляется множество (по возможностям детского сада) «морских» игрушек: рыбы, киты, дельфины; на полочке красоты - необычные по форме раковины; с потолка свисают медузы и осьминоги, изготовленные воспитателями из пластиковых бутылок и цветной бумаги. Звучит аудиозапись «Звуки моря».
- Что мы с вами можем сделать в наших Центрах, чтобы побольше узнать о море, подружиться с морем?
Описание возможных работ в центрах активности:
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
1. Работа с карточками.
Подбери столько камешков, сколько рыбок. Отсчитай. Подбери по форме. Выложи последовательно.
ЦЕНТР ИСКУССТВА
Материалы: понадобятся наборы трафаретов - «Море», «Рыбки», «Корабли», «Медузы» и т. д.; пластиковые бутылки из-под минеральной воды для изготовления аквалангов, «сухого аквариума», медуз, рыб и осьминогов; ракушки, камешки, еловые шишки и чешуйки от них, сухие листья; пакет морской соли (соль для ванн); большие коробки для изготовления батискафа и корабля; шнурки, мягкая проволока, различные пластмассовые мелочи (пуговицы, пробки, бусины и пр.); заготовки карточек для дорисовывания; штриховки («волны» к корабликам, «пузырьки» к рыбкам и т. п.)
1. Дизайн-проект «Большая рыба». Для выполнения этой работы понадобится выпиленный из ДВП (древесноволокнистой плиты) или вырезанный из плотного картона контур рыбы длиной 1 метра и высотой 70-80 см. По внутреннему краю «живота» рыбы дрелью или дыроколом проделываем отверстия.
Детям предлагается поместить внутрь рыбы то, что она «проглотила»: вдевая в отверстия проволоку, нанизать на неё различные предметы.
ЦЕНТР НАУКИ
1. Остров.
Для изготовления острова понадобится большой поднос с достаточно высокими краями, глина, песок, мелкие предметы для обустройства острова (веточки, камешки, ракушки, игрушки из киндер-сюрпризов) и вода.
Если воображение детей потребует реалистичности или дети решат применить полученные ранее знания по «изготовлению морской воды» - добавьте к воде морскую или поваренную соль.
2. Работа с карточками.
Нарисуй, кто в море самый большой. Напиши, кто в море самый быстрый. Вырежи и наклей того, кто самый красивый. Нарисуй, напиши, что/кто тебе больше всего нравится.
ЦЕНТР КНИГИ/ГРАМОТЫ
1. Взрослые готовят большой лист бумаги (формат A3), разлинованный по количеству букв алфавита. Слова к буквам дети подбирают и пишут самостоятельно.
Те, кто не умеет писать, копируют слова, рисуют или вклеивают подходящие картинки.
Для эффективной организации этой работы важно, чтобы в разных Центрах, на рабочей панели, на информационных листах периодически или каждый день появлялись новые слова (карточки, надписи), картинки, предметы.
Слова | |
А | акула, акваланг |
Б | батискаф |
В | |
Г |
2. Работа с таблицей определений «Кто? Какой?»
Эта работа может проводиться и на групповом сборе и в Центре.
Не обязательно, чтобы за один раз дети назвали очень много слов. Важно, чтобы они хотели играть в слова.
Таблица может быть дополнена картинками, оживлена детскими рисунками. В ходе работы воспитатель задаёт детям вопрос «Какой?» и записывает печатными буквами их ответы или предлагает сделать записи желающим детям.
Кто? | Какой? (возможные определения) |
Котик | большой, чёрный, усатый |
Ветер | сильный, свежий, солёный |
Морской песок | мокрый, солёный, белый |
Корабль | громадный, трёхпалубный, парусный |
Конёк | маленький, юркий, быстрый |
3. Изготовление книг. Предполагается, что взрослые сделают заготовки книг - обложки разных форм с несколькими пустыми страницами. Для изготовления книг в Центре обязательно должны быть старые журналы, из которых дети могут вырезать иллюстрации и наклеить их.
4. Придумывание названий корабликов. Вновь готовим таблицу. В входе опроса дети самостоятельно или с помощью взрослых вписывают в неё названия. Маленькие этикетки с названиями корабликов используются: в Центре песка и воды во время «регаты», в Центре кулинарии в процессе дегустации бутербродов, в Центре игр.
Имя | Название кораблика |
Аня | КОЛОКОЛЬЧИК |
Боря | ОТВАЖНЫЙ |
ЦЕНТР КУЛИНАРИИ
1. Бутерброды «Кораблик» изготавливаются из кусочков чёрного хлеба, к которым «шпажками», палочками прикрепляется парус из сыра.
2. Печенье «Ракушки», «Рыбки» можно приготовить из песочного теста, вырезая фигурки формочками.
Вопросы, порождающие новые вопросы, и которые можно задавать в разное время:
- Посмотрите, какое необычное существо я встретила (морскую звезду, краба...). Как вы думаете, кто это? На что (на кого) похоже? Где их можно встретить?
- Как вы думаете, море это что?
- Что вам кажется самым любопытным? Самым непонятным? Что вам кажется страшным?