Консультация «Воспитание любви к нашей Земле и природе»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

«Воспитание любви к нашей Земле и природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_lyubvi_k_zemle.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №7»

Консультация

для родителей

   «Воспитание любви к нашей Земле и природе»

 

                                                                    воспитатель ВКК

                                                   Затонская З.Л.

г. Калач-2020 г.

 В.А. Сухомлинский писал:

 «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры.»

 Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается пройти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»…

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы. Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве, как губка копирует эмоции и поступки взрослых. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., ребенок впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким.

Пример: если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, лишенное воды и питания растение, как все живое страдает.

Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой гор и морей и т. п. Эти истины ребенок усваивает не только через слово, но, главным образом через поступки взрослых.

Пример: малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама говорит: «Посмотри, какой красивый цветок! Давай не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке. И нам будет грустно».

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном и при умелом руководстве ребенок начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

  Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы.

 Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

 Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

 Петя нам открыл секрет — Он вчера набрал букет И гадал по тем цветочкам, Маша любит или нет. (Ромашки)

 Только тронь – И отдёрнешь ладонь: Обжигает трава, Как огонь. (Крапива)

 Он растёт у нас на грядке Этот «зонтик» посевной. Он в салат идёт в достатке И в соленья — он такой! (Укроп)

 Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)

 Мячики колючие, Очень приставучие. Их прицепит всем бездельник – Пакостный сорняк… (Репейник)

 Колосочки на просторе, Будто золотое море. Черный хлеб из них хорош, Ведь колосья эти — … (Рожь)

 Чьи высокие макушки Розовеют на опушке? Лето красное встречай! Расцветает… (Иван-чай)

 Луг от края и до края Пожелтел в начале мая. А в июне побелел — Пух над лугом полетел, Все кружился и кружился. Что за цветик распушился? (Одуванчик)

Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук)

 В поле ржи у речки быстрой Разбросало небо искры. Это в поле у реки Голубеют… (Васильки)

Что за странный гул и звон Раздаётся за окном? Так заливисто хохочет Бело-синий … (Колокольчик)

 Растет зелёною стеной, Её обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву?.. (Крапива)

 Весною ранней расцветает, Радует наш глаз, Маму мы им поздравляем, С праздником сейчас… (Тюльпан)

 Скинули с Егорушки Золотые перышки — Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук)

 Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой… (Зверобой)

 Сидит на палочке, В красной рубашечке, Брюшко сыто — Камнями набито. (Шиповник)

 Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно красной кашкой Его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

 Тонкий стебель у дорожки. На конце его — сережки. Лечит ранки и ожоги Этот лекарь у дороги. (Подорожник)

 Пробивался сквозь снежок, Удивительный росток. Самый первый, самый нежный, Самый бархатный цветок! (Подснежник)

 До чего цветок хорош, Он на солнышко похож. На верхушке стебелька — Солнышко и облака. (Ромашка)

 И в лесу, И в квасу, И в конфетке, И в таблетке. (Мята)

 В сенокос — горька, А в мороз — сладка, Что за ягодка? (Калина)

Он растет повсюду летом — В поле и у кочек. Он изящен, фиолетовый, Это — … (Колокольчик)
Географические 
приметы:

1. Муравьи строят свои жилища к югу от ближайших деревьев. Северная сторона муравейника более круглая, чем южная

2. Кора на березах с южной стороны значительно светлее.

3. У хвойных деревьев с южной стороны на стволах больше натеков смолы.

4. Весной и в начале лета к югу около стволов деревьев растет более густая и высокая трава, чем к северу. К середине лета она желтеет, тогда, как к северу от стволов остается зеленой.

5. Ягоды земляники, брусники и шиповника начинают покрываться алым румянцем с юга.

Осенние приметы:

1. Скорый листопад – к суровой зиме.

2. Если орехов уродилось обильно, а грибов мало – зима будет снежная и холодная.

3. Если осенью лист березы и дуба опадет нечисто – жди суровой зимы.

4. Если кожура на луковицах крепкая, грубая и плохо снимается – к крутой зиме.

5. Пчелы заделали леток в улье крепко – к холодной зиме, оставили открытым – к теплой..

6. После пролета гусей через 1-2 дня жди снегопада.

Зимние риметы

1. Куры высоко садятся на насест – к сильному морозу.

2. Вороны утром садятся на верхушки деревьев и каркают – к вьюге и морозу, жмутся к стволу – к сильному ветру.

3. Сороки летают зимой близ жилья – к вьюге.

4. Воробьи забираются под стреху – к вьюге.

5. К метели длинные сухие еловые веточки сгибаются.

6. Много снега зимой – много хлеба летом.

7. Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибов, ни ягод в лесу не будет.

Весенние приметы:

1. Появились подснежники – настала пора пахать.

2. Зацвела осина – сей морковь.

3. Зацвела черемуха – сажай картофель.

4. Запел соловей – сей пшеницу и овес.

5. Появились комары и мошка – к теплой погоде.

6. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.

7. Много майских жуков – летом будет засуха.

Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

 Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

 Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

 В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе.

 Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

 Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Малая Родина -  самое любимое и милое  место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки  и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое. Маленький челов...

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что ест...

Консультация "Воспитание чувства любви к своей малой Родине".

«Воспитание чувства любви к своей малой Родине» Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семь...

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только со...

консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос  воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным.Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено...