Мастер - класс "Формирование познавательной активности детей через экспериментирование посредством экологической сказки"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Шевлякова Елена Алексеевна

Уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер - классе.

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе можно использовать экологические сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich_skazki.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по опытно – экспериментальной деятельности

«Формирование познавательной активности детей через экспериментирование посредством экологической сказки».

Уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер - классе.

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе можно использовать экологические сказки.

С помощью сказки ребенок познает окружающий мир и выражает свои мысли по отношению к добру или злу.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос – такова схема построения экологических сказок. Очень интересны сказки с элементами экспериментирования.
Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. 
Знания добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 

Хочу познакомить вас с нашей мини-лабораторией.

Добро пожаловать друзья! Хочу представить смело,

Наш уголок познания. Раскрою вам суть дела.

Он служит для детишек всех, источником всех знаний.

Ведь нам без опытов нельзя, эксперименты ставим!

Все крупы и материал природный изучаем.

Свойства бумаги и воды, всё это открываем.

Детишкам интересно здесь, для них всё это ново

И можно сделать в уголке здесь множество другого.

Но для начала мы словами всё детям объясняем,

И вместе с ними весь процесс мы дружно обыграем.

Пусть нет изысков в уголке он прост, но интересен.

И важно что детишкам здесь играть довольно весело!

Откроют множество всех тайн и будут вновь стремиться.

Познать этот прекрасный мир, и новому учиться.

Это всё – эксперименты – интересные моменты!
Как наш опыт получился, сколько времени он длился?
Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

А сейчас предлагаю побывать «В гостях у Гнома».

 «На краю леса в маленьком домике жил Гном. Он очень любил сажать цветы и ухаживать за ними. Каждый день он набирал воду в колодце возле своего дома и поливал водой свой цветник. Ребята, давайте сначала вспомним, что же такое вода?

Вода – это жидкость.

Вода льется, ее можно переливать. 

Вода безвкусная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Вода бесцветная и может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Как-то солнечным днем пришел Гном за водой. Набрал он ведро воды в колодце, и удивился тому, что увидел в ведре – вода была грязная. Как вы думаете, расстроился Гном? Почему?  (Растениям нужна для роста чистая вода). Поможем Гному полить цветы? Как вы думаете, как и с помощью чего можно грязную воду превратить в чистую?

                                 Опыт № 1 «Фильтрация воды»

Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело,
Пролил воду, не беда! Тряпка под рукой всегда!

Для этого потребуется воронка  и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)

Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду.

Вывод. Чтобы вода стала прозрачной, надо отфильтровать из нее механические примеси.

Все растения и животные нуждаются в воде. Люди пьют только чистую воду. С помощью чего очищают водопроводную воду, чтобы она стала чисто пригодной для питья? (С помощью фильтров).

                                             Опыт № 2 «Цветы»

Полил Гном свои прекрасные цветы чистой водой и увидел, как стали распускаться бутоны. 

Оборудование: шаблоны цветов.

Что мы видим? (Лепестки распускаются).

                                       

                                            Опыт № 3 «Помоги бабочку»

И тут он увидел красивую бабочку – ей очень хотелось пить. На дне ведра осталось немного чистой воды. Но бабочка не могла не могла достать воды. Тогда Гном решил ей помочь. Что он сделал? 

Оборудование: мини-колодец, камушки, птичка.

Вывод: в ведро с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.                                 

 Опыт № 4 «Лупа»

Бабочка попила и улетела. А Гном отправился на озеро. На дорожке он нашел удивительную ракушку и  захотел ее рассмотреть, но лупы под рукой не оказалось. Предлагаю помочь Гному.

Оборудование: банка, пленка

Вывод: если вам понадобилось разглядеть мелкие детали, надо смотреть на них через воду.                                            

                                         

Опыт № 5 «Рыбки»

Гном решил отнести ракушку на озеро, которое находилось недалеко, и подарить ее рыбкам. Он увидел, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились в воде. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали. Задумался Гном, чем же дышат рыбы? Есть воздух в воде? Предлагаю проверить наши предположения.

 Бросьте виноградинку в воду. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

У Гнома было прекрасное настроение, что он решил дарить вам свои волшебные семена, из которых вырастут необыкновенные цветы. За которые вы уже знаете как ухаживать.

Вот и сказке конец, а кто экспериментировал, тот молодец!

Экологическая сказка с элементами экспериментирования развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира. Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки:

- могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе;

- интерес к ее познанию;

- сочувствие ко всему живому;

- умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

 Большое спасибо за внимание! Творческих вам успехов!

В каждом маленьком ребенке и мальчишке и девчонке

Есть по двести грамм вопросов «Что?», «Зачем?» и «Почему?»!

Надо всё ему измерить, и на опыте проверить.

Пересыпать и понюхать, чтоб узнать все «потому»!

То, что в жизни неизвестно - это очень интересно,

На весах предметы взвесить или в воду погрузить!

Шарик воздухом наполнить, и  магнита свойства вспомнить,

Сделать опыт, догадаться, и ответом удивить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа.    Тема: «Развити...

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на городской конференции).

Материал знакомит с опытом работы по организации детского экспериментирования в старшей группе....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....

Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войт...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".

Цель: Познакомить с эффектимным методом работы поисковой деятельности а, именно экспериментированием....