Мастер - класс "Формирование познавательной активности детей через экспериментирование посредством экологической сказки"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер - классе.
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе можно использовать экологические сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologich_skazki.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по опытно – экспериментальной деятельности
«Формирование познавательной активности детей через экспериментирование посредством экологической сказки».
Уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер - классе.
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе можно использовать экологические сказки.
С помощью сказки ребенок познает окружающий мир и выражает свои мысли по отношению к добру или злу.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.
Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос – такова схема построения экологических сказок. Очень интересны сказки с элементами экспериментирования.
Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Знания добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Хочу познакомить вас с нашей мини-лабораторией.
Добро пожаловать друзья! Хочу представить смело,
Наш уголок познания. Раскрою вам суть дела.
Он служит для детишек всех, источником всех знаний.
Ведь нам без опытов нельзя, эксперименты ставим!
Все крупы и материал природный изучаем.
Свойства бумаги и воды, всё это открываем.
Детишкам интересно здесь, для них всё это ново
И можно сделать в уголке здесь множество другого.
Но для начала мы словами всё детям объясняем,
И вместе с ними весь процесс мы дружно обыграем.
Пусть нет изысков в уголке он прост, но интересен.
И важно что детишкам здесь играть довольно весело!
Откроют множество всех тайн и будут вновь стремиться.
Познать этот прекрасный мир, и новому учиться.
Это всё – эксперименты – интересные моменты!
Как наш опыт получился, сколько времени он длился?
Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
А сейчас предлагаю побывать «В гостях у Гнома».
«На краю леса в маленьком домике жил Гном. Он очень любил сажать цветы и ухаживать за ними. Каждый день он набирал воду в колодце возле своего дома и поливал водой свой цветник. Ребята, давайте сначала вспомним, что же такое вода?
Вода – это жидкость.
Вода льется, ее можно переливать.
Вода безвкусная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Вода бесцветная и может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Как-то солнечным днем пришел Гном за водой. Набрал он ведро воды в колодце, и удивился тому, что увидел в ведре – вода была грязная. Как вы думаете, расстроился Гном? Почему? (Растениям нужна для роста чистая вода). Поможем Гному полить цветы? Как вы думаете, как и с помощью чего можно грязную воду превратить в чистую?
Опыт № 1 «Фильтрация воды»
Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело,
Пролил воду, не беда! Тряпка под рукой всегда!
Для этого потребуется воронка и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)
Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду.
Вывод. Чтобы вода стала прозрачной, надо отфильтровать из нее механические примеси.
Все растения и животные нуждаются в воде. Люди пьют только чистую воду. С помощью чего очищают водопроводную воду, чтобы она стала чисто пригодной для питья? (С помощью фильтров).
Опыт № 2 «Цветы»
Полил Гном свои прекрасные цветы чистой водой и увидел, как стали распускаться бутоны.
Оборудование: шаблоны цветов.
Что мы видим? (Лепестки распускаются).
Опыт № 3 «Помоги бабочку»
И тут он увидел красивую бабочку – ей очень хотелось пить. На дне ведра осталось немного чистой воды. Но бабочка не могла не могла достать воды. Тогда Гном решил ей помочь. Что он сделал?
Оборудование: мини-колодец, камушки, птичка.
Вывод: в ведро с водой добавляются камушки, и вода поднимается к верху.
Опыт № 4 «Лупа»
Бабочка попила и улетела. А Гном отправился на озеро. На дорожке он нашел удивительную ракушку и захотел ее рассмотреть, но лупы под рукой не оказалось. Предлагаю помочь Гному.
Оборудование: банка, пленка
Вывод: если вам понадобилось разглядеть мелкие детали, надо смотреть на них через воду.
Опыт № 5 «Рыбки»
Гном решил отнести ракушку на озеро, которое находилось недалеко, и подарить ее рыбкам. Он увидел, как маленькие разноцветные рыбки, похожие на виноградинки, резвились в воде. Они то появлялись на поверхности воды, то снова исчезали. Задумался Гном, чем же дышат рыбы? Есть воздух в воде? Предлагаю проверить наши предположения.
Бросьте виноградинку в воду. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
У Гнома было прекрасное настроение, что он решил дарить вам свои волшебные семена, из которых вырастут необыкновенные цветы. За которые вы уже знаете как ухаживать.
Вот и сказке конец, а кто экспериментировал, тот молодец!
Экологическая сказка с элементами экспериментирования развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира. Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки:
- могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе;
- интерес к ее познанию;
- сочувствие ко всему живому;
- умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Большое спасибо за внимание! Творческих вам успехов!
В каждом маленьком ребенке и мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм вопросов «Что?», «Зачем?» и «Почему?»!
Надо всё ему измерить, и на опыте проверить.
Пересыпать и понюхать, чтоб узнать все «потому»!
То, что в жизни неизвестно - это очень интересно,
На весах предметы взвесить или в воду погрузить!
Шарик воздухом наполнить, и магнита свойства вспомнить,
Сделать опыт, догадаться, и ответом удивить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Локомотивного городского округа. Тема: «Развити...
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на городской конференции).
Материал знакомит с опытом работы по организации детского экспериментирования в старшей группе....
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....
Консультация для родителей на тему : "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".
значение экспериментальной деятельности для детей....
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войт...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование".
Цель: Познакомить с эффектимным методом работы поисковой деятельности а, именно экспериментированием....