Проектная работа "Волшебный клей"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Волкова Ирина Александровна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_volkova.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городская научно-практическая конференция обучающихся

«Наука. Природа. Человек. Общество»

Проектная работа

«Волшебный клей»

Автор: Колесникова Александра, 

МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»,

 Старшая группа

Руководитель: Волкова Ирина Александровна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»

                                                         

Югорск. 2017 год

Проектная работа «Волшебный клей»

Аннотация

Актуальность проекта: 

В этом году в нашей стране стартовал год экологии, с целью привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние природы. Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии принимают самое непосредственное участие. Научить ребенка осознанно подходить еще в дошкольном детстве к выбору клея среди огромного разнообразия видов клея, формирование отношения к тому, что продаётся и чем мы пользуемся, не всё экологически чистое и безопасное – это задача взрослых – родителей и педагогов.

Проблема проекта: как понять какой клей, которые продаются в магазинах и которыми мы пользуемся в повседневной жизни, является наиболее безопасным для применения детьми.

Цель: формирование у детей осознанного отношения к тому что, самый экологически чистый клей и химически безопасный - это клейстер и его можно приготовить самим.

Задачи: Познакомить детей с различными видами клея. Познакомить с историей возникновения клея. Показать детям как рыба-прилипала дала идею человеку для изобретения клея. Научить детей готовить клей в домашних условиях. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Методы и приемы необходимые для достижения цели: теоретический анализ печатных и электронных источников информации; фотографирование; опрос «Ощущаете ли вы запах клея во время его использования»; Эксперимент «Можно ли изготовить клей самостоятельно в домашних условиях»; анализ полученной информации.                  

Проектный продукт: экологически чистый продукт, сваренный детьми в домашних условиях – это клейстер. Это клей, изготавливаемый из муки и воды.

Выводы:

В результате проекта дети закрепили зная о том, что несмотря на чрезмерное изобилие всех тех клеев, которые продаются в магазинах, в случае необходимости можно в домашних условиях сварить самый экологически чистый и химически безопасный клей – это клейстер.  Продуктом проекта именно и стал он. Все полученные знания можно применять на практике.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….4

Обоснование и постановка проблемы………………………………………………………….4

Цель, задачи………………………………………………………………………………………5

Методы и приемы необходимые для достижения цели……………………………………….5

Основная часть…………………………………………………………………………………...7

Анализ хода работы……………………………………………………………………………...7

Сбор материала. Анализ полученных данных…………………………………………………8

Получение продукта проекта…………………………………………………………………..16

Представление проекта………………………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………………………...16

Библиографический список……………………………………………………………………17

Введение

Обоснование и постановка проблемы: 

5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние природы. Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии принимают самое непосредственное участие. Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно соприкасаются с ней в той или иной форме. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не видят и не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то дети захотят узнать ещё больше.

Человек каждый день использует множество повседневных вещей. С какими-то из них он обращается осторожно, какие-то выбрасывает после первого же применения. При работе одних возносит благодарность изобретателю за то, что так облегчил жизнь и избавил от лишнего труда. Но есть изобретения, которые используют, не задумываясь о том, насколько гениальна их функция. Они так естественны в быту и нашей повседневной жизни, что представить себе нормальное существование без них попросту невозможно. Одним из них является…клей!

Но мы задумались, какой клей самый безопасный для повседневного применения детьми. В нашем детском саду в непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию по аппликации ребята используют клей-карандаш. В современное время таких клеящих карандашей продаётся в магазинах большое разнообразное количество. Они встречаются и различные по размеру, и с яркими весёлыми картинками на стиках, что ещё больше привлекает внимание детей. Когда мы были ребятами младшего возраста, то клей-карандаш был в заметной яркой упаковке и сам столбик клея, который выкручивался был яркого малинового цвета. Похож на гигиеническую помаду. Особенность данного клея в том, что при нанесении на поверхность он оставляет розовый след, который со временем исчезает. Это удобно, так как позволяет более точно наносить клей, и видно, на какую область можно клеить. Особенно это нужно при занятиях с маленькими детьми, им так даже интереснее, ну и проще конечно. Ну, а если ребенок, увлекшись аппликацией, откусил кусочек клеевого карандаша? Это же вовсе не безопасно…

Из вышесказанного можно вывести проблему: как понять какой клей, которые продаются в магазинах и которыми мы пользуемся в повседневной жизни, является наиболее безопасным для применения детьми.

Цель: формирование у детей осознанного отношения к тому что, самый экологически чистый  клей  - это клейстер и его можно приготовить самим.

Задачи:

1. Познакомить детей с различными видами клея.

2. Познакомить с историей возникновения клея.

3. Показать детям как рыба-прилипала дала идею человеку для изобретения клея.

         4.Научить детей готовить клей в домашних условиях.                                             оооо5.Формировать у детей умение анализировать информацию и делать выводы.     оооо6.Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

         Методы и приемы необходимые для достижения цели:

Методы теоретического уровня: теоретический анализ печатных и электронных источников информации: периодических изданий, интернет-порталов; изучение и обобщение.  Данные методы применяются с целью первоначального сбора информации по интересующей проблеме.

Методы эмпирического уровня: Социологический опрос по теме «Ощущаете ли вы запах клея во время его использования», фотографирование; Данные методы позволяют расширить знания о проблеме и подойти к решению.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент «Изготовление клея в домашних условиях»; анализ полученной информации; моделирование алгоритма по технологии варки клейстера, разработка схемы «Как правильно сварить клейстер». Выбор данных методов обусловлен практико-ориентированными особенностями дошкольного возраста с целью присвоения полученной информации.

        Тип проекта:

По количеству участников - индивидуальный;

По направленности: информационный, практико-ориентированный;

По контингенту: 5-6 лет;

По продолжительности: краткосрочный

План реализации проекта:

  1. Выделение и постановка проблемы.
  2. Сбор материала. Анализ полученных данных.
  3. Получение продукта проекта
  4. Представление проекта.

Основная часть.

Анализ хода работы:

Выделение и постановка проблемы. Все дети нашей старшей группы любят творчество. Ребята любят конструировать, рисовать, лепить, но особенно нам нравиться заниматься аппликацией как в НОД художественно-эстетическом развитии, так и в свободной деятельности. Но мы задумались, насколько не вредно и безопасно, почти каждый день при таких занятиях, пользоваться клеем – карандашом, не вызовет ли контакт этого клея с нашей кожей аллергической реакции, и вообще вдыхание паров клеящего карандаша, действительно не содержит никакой химии. Данная просьба стала отправной точкой в выделении и постановки проблемы. Мы обратили внимание на то, что действительно, запах у тех клеевых карандашей, которые находятся в нашей группе, хоть не существенный, но есть. Значит, присутствие какой-либо химии в нашем клее однозначно есть.

Кроме того решили узнать, есть ли подобная проблема у детей в других группах нашего детского сада. Для сбора подобной информации обратились к ребятам из всех групп. В результате выяснили, что во всех группах дети, также пользуются клеевыми карандашами, такого же типа, как у нас. Название клея и форма стика во всех группах одинакова. Так как закупка канцелярских товаров, в том числе клея, перед началом учебного года, которую осуществляет методист ДОУ, производится для всех групп одинаково.

После этого, с целью получения дополнительной информации мы провели опрос у детей в других группах по теме «Ощущаете ли вы запах клея во время его использования». В результате опроса было выяснено, что только дети раннего возраста и младшего возраста не понимают запаха клея. Но у детей данных групп клеевые карандаши немного отличаются от всех остальных групп, так как сам столбик выкручивающего клея имеет малиновый цвет, что говорит о том, что в составе такого клея содержится краситель.

Сбор материала. Анализ полученных данных. Получив данную информацию, мы решили узнать какие бывают виды клея, историю возникновения клея, состав клея-карандаша, которым мы непосредственно пользуемся каждый день, безопасен ли он для нас и можно ли самостоятельно приготовить клей.

Для этого мы обратились к таким источникам информации, как справочная литература, ресурсы сети Интернет. На данном этапе большую помощь в поиске информации оказали родители. С помощью родителей мы собрали большую коллекцию клеев, которые встречаются нам, которые в огромном изобилии продаются в магазинах.  Мы выяснили, какие бывают клеи и их историю, а также на каком примере природы у человека возникла идея создания клея, узнали состав клея-карандаша.

             

Используя данные ресурсы, мы узнали, о видах клея. И выяснили, что в наше современное время существует величайшее количество видов клея. Бывают клеи строительные – для приклеивания обоев, плитки, ламината, столярный клей, клей – монтаж, термоклей, клей водостойкий и морозоустойчивый; клеи для использования в быту – супер - клей универсальный, клей момент «Секунда», клей для ткани, клей для обуви, клей для стекла, клей для пластика, клей для резины, клей для машин, клей «жидкие гвозди», клей-пистолет; клеи канцелярские – клей - карандаш, клей ПВА, скотч, это тоже клей, но бумажной основе, двухсторонний скотч, клеющая лента, (и даже есть скотч, который светится в темноте); клеи медицинские – это клей для приклеивания зубных пломб, клей, использующийся при проведении различных операций, клей для универсальный для быстрого заживления ран и лейкопластырь – это тоже клей, но тканевой основе; клеи, которые используют в индустрии красоты – клей для приклеивания страз, клей для приклеивания ногтей, клей для наращивания ресниц.

       

Далее мы изучили историю возникновения клея. Раньше мы не задумывались откуда произошёл клей, кто его изобрёл. И узнали, что впервые люди начали склеивать различные предметы ещё в каменном веке. Например, из мелких камней, связанных клейким раствором, были сделаны стены древнего города Вавилона. А также узнали из чего получают клей? Оказывается, чего только не использовали в качестве клея! Люди использовали то, что давала природа: шкуры, кости, рога, копыта животных, кости и чешуя рыб, молоко, глина, сок и кора растений. Со временем, с развитием химии, возможности человека расширились. В настоящее время клей производят на основе синтетических средств. Почему склеивает клей? Слово «склеивание» означает соединение вместе двух поверхностей. Клей проникает в маленькие отверстия на поверхности предметов и плотно соединяет их друг с другом.                                

Ещё более интересным открытием для нас было, что почти всё что изобрёл человек, уже существовало в природе. И изобретение клея люди тоже скопировали у природы. Рыба-прилипала, моллюски, морские черви и многие другие живые организмы на планете обладают способностями вырабатывать сверхлипкое вещество. Именно они натолкнули людей на изобретение клея.

Больше всего нас заинтересовала рыба с интересным названием «Рыба – прилипала». Мы вместе с воспитателями прочитали в энциклопедии про это семейство прилипаловых. Рыба-прилипала – одно из самых удивительных существ, населяющих Мировой океан. Мы узнали, что эта интересная рыба является самой ленивой из всех рыб в мире. Хотя она довольно хорошо плавает, но предпочитает присосаться к телу другого животного и вместе с ним путешествовать по морю. Этих рыб неоднократно обнаруживали на китообразных, скатах, дельфинах, черепахах и даже на морских судах. Присасывается эта рыба с помощью присоски, которая располагается у неё на голове. На добычу пищи прилипалы также не тратят сил -  они питаются объедками, оставшимися от животных, с которыми они путешествуют. Также мы посмотрели различные фотографии этой рыбы-прилипалы и обучающий видеофильм о жизнедеятельности, месте обитания и особенностях рыбы-прилипалы.

Далее мы перешли к изучению состава клея-крандаша, так как именно этим клеем нам приходится пользоваться ежедневно и выяснить, насколько он безопасен для здоровья.

Да, он действительно является одним из самых востребованных предметов в различных областях: им пользуются малыши и ученики старших классов во время творческих занятий, учителя, офисные работники, бухгалтеры при работе с документами. Надежно склеивая между собой различные материалы (бумага, картон, тонкий текстиль), клеевой карандаш обладает массой дополнительных достоинств.  Но клей-карандаш при всех его достоинствах нельзя назвать универсальным. Он отлично подходит для склеивания бумаги, картона, некоторых видов ткани, но склеить с его помощью, к примеру, пластик или стекло не получится, для этого потребуется более прочный клеящий состав.

Состав клея-карандаша включает в себя два основных компонента: непосредственно клеящее вещество  и увлажнитель. Клей-карандаш обладает следующими свойствами:

  • Абсолютная нетоксичность. Клей безвреден даже при его тесном контакте с кожными покровами. Являясь полностью безопасным в химическом плане, клеевой карандаш не наносит вреда, даже если он попадет внутрь (речь, естественно, идет о детях, которые могут «полакомиться» чем угодно, в том числе и клеем).
  • Эргономичность. Клей-карандаш уверенно опережает по популярности традиционные виды канцелярского клея, благодаря своему исключительному удобству в использовании: он не проливается, не пачкает руки и прилегающие к месту склеивания участки поверхности, не имеет запаха.
  • Экономичность. Благодаря удобному тюбику и функциональной системе нанесения, клей-карандаш расходуется очень экономно, поэтому даже маленькой упаковки вам хватит надолго. Кстати, клей-карандаш имеет длительный срок годности, вы можете хранить его 1,5-3 года, не опасаясь, что состав засохнет.

Так, в некоторые клеевые составы могут быть добавлены ароматические отдушки; в специальных клеях-карандашах для детей часто используют глюкозу, которая не вызывает отравления при попадании в организм (конечно, в умеренных дозах).

Всю полученную информацию мы проанализировали и поняли, что так или иначе, клеящий карандаш, которым мы пользуемся в повседневной жизни, всё равно опасен для нас и он не является экологически чистым, так как содержит различные красители, отдушки и ароматизаторы.

Тогда мы решили выяснить, как же нам быть, неужели в нашей современной жизни нет ни одного клея, который безопасен и экологически чистый.  Но наши воспитатели нам рассказали, что давным-давно, когда в магазинах не было такого большого разнообразия разного клея, приходилось по утрам перед занятием аппликацией варить самостоятельно клейстер. Этот отвар состоял всего лишь из воды и муки. Мы решили тоже приготовить такой клейстер.

                               

Для получения идеально вываренного клейстера, нам пришлось провести несколько опытов.

Опыт № 1.

В воду температурой 100 С, доведённую до кипения, мы добавили муку и попробовали перемешать до получения однородной массы.    

Но однородно –вымешанной консистенции мы не добились, так как мука, попав в горячую воду, сразу же свернулась и образовались большие комочки. Поэтому мы сделали выводы, что муку надо добавлять в холодную воду.

Опыт № 2.

В холодную воду мы добавили муку.

Мы увидели, что в холодной воде мука растворилась и получилось – жидкое тесто, но никак клейких свойств у него не было. На основе увиденного, сделали вывод, что сначала нужно добавить муку в холодную воду, перемешать до получения однородной массы, а затем обязательно довести до кипения и варить до желаемой клейкости.

Опыт № 3.

Мы также в холодную воду добавили муку. И постарались венчиком перемешать до однородного состояния.

Потом вымешанную массу, мы поставили на разогретую плитку, и стали варить до загустения.

Но когда полученная масса стала на плитке загустевать и приобретать желаемый вид клейстера, обнаружилось небольшое количество комочков. Тогда мы сделали вывод, что обязательно муку, перед тем как добавлять в воду, необходимо просеивать.

Опыт № 4. Для начала просеяв муку, мы тем самым избавляемся от посторонних примесей, инородных частиц, которые могут в ней находиться. Это может быть мелкий мусор, попавший в мешок на производстве, а также жучки, червячки. В процессе просеивания мука становится более рыхлой, обогащается кислородом. И в дальнейшем тесто получается однородным, без комочков, более пышным, нежным. Далее, как и в предыдущих опытах, добавляем уже просеянную муку в холодную воду. И венчиком добиваемся полнейшего растворения муки и в воде и получение однородной массы.

           

Затем ставим на разогретую плиту, и при постоянном непрерывном помешивании, ждём загустения полученной массы до состояния «густой сметаны».

Обсудив результаты после каждого опыта, мы сделали вывод, что для получения наиболее качественного густого и хорошо клеящего клейстера, нужно чётко следовать инструкции по его варке. Тогда клейстер получается без комочков.

Получение продукта проекта. Проанализировав полученную информацию мы сделали вывод, что действительно, клей можно приготовить в домашних условиях, при этом не прилагая особо больших усилий. И при этом само приготовление не является сильно финансово затратным, так как для этого нужны только мука и вода. А также мы выяснили на практике, что клейстер на самом деле имеет свойство клейкости, и он хорошо склеивает бумагу. Еще мы убедились, что у него нет никакого запаха, а значит, при работе с ним не возникнет никаких аллергических реакций. И даже, если в случае того, что дети захотят попробовать его на вкус, ничего не случится. Ведь в его составе нет никаких химических веществ и красителей, что может навредить растущему организму детей. Поэтому, по нашему мнению, такой клей под названием «клейстер» является наиболее подходящим для работы детей на аппликации, ведь он экологически чистый и самый безопасный!

Представление проекта. Полученными результатами нашего проекта мы поделились с ребятами подготовительных групп. Мы рассказали, что пользоваться нашим клеящим карандашом, который находится у всех ребят в группах детского сада не совсем безопасно. Особенно для детей младшего дошкольного возраста, когда у них существует «соблазн» попробовать его на вкус. И что, всё-таки самым безопасным и экологически чистым является клейстер, который раньше всегда по утрам варили воспитатели в детских садах. Если ребёнок захочет попробовать клейстер на вкус или испачкает в нём руки и затем потрёт глаза, это не причинит вреда его здоровью.

А также, мы рассказали о наших опытах по самостоятельному изготовлению и варки клейстера. Принесли показать как выглядит этот необычный клей. И рассказали алгоритм правильного приготовления клейстера

Заключение

В результате нашего проекта мы узнали большое количество информации о различных видах клея, составе того клея-карандаша, с которым нам приходится работать каждый день в детском саду. Выделили актуальность нашего проекта в том, что дети не знают, среди огромного разнообразия видов клея, что продаётся и чем мы пользуемся, не всё экологически чистое и безопасное.

Применив различные методы: сбор информации из периодических изданий, интернет-порталов; опрос «Ощущаете ли вы запах клея во время его использования»; эксперимент «Можно ли изготовить клей самостоятельно в домашних условиях» мы проанализировали полученную информацию и результатом нашего проекта стал клейстер.

В ходе проведения проекта дети сделали следующий вывод: несмотря на чрезмерное изобилие всех тех клеев, которые продаются в магазинах, в случае необходимости можно в домашних условиях сварить самый экологически чистый и химически безопасный клей – это клейстер.  Продуктом проекта именно и стал он. Все полученные знания можно применять на практике.

Проектная деятельность вызвала большой интерес у детей, дети задумались над тем, что несмотря на широкий выбор разнообразных клеёв в магазинах, сегодня клейстер не утрачивает своей популярности. Ведь в его состав входят доступные натуральные компоненты, благодаря чему эта смесь не представляет никакой опасности для здоровья. Он не вызывает аллергических реакций и абсолютно безвреден для  детей.

Библиографический список:

  1. http://fish.academic.ru/1499/Обыкновенный_прилипало
  2. Иллюстрированная энциклопедия рыб. Ст Франк. Перевод Д. Мейснера. Издательство "Артия". Издание второе, 1982 год.
    Подробнее: 
    http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE_(%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0)
  3. «Загадки моря» Лора Уэйд в переводе с английского Е.А.Степанцовой, ООО «Росмэн-Издат», 1999
  4. Клей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Клейстер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект"Наше деревце - Кленок"

Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...

Сказки моих воспитанников к проекту"Наше деревце-Кленок"

Сказки ,сочиненные моими воспитанниками к проекту "Наше деревце-Кленок"...

Интересные факты о клене. Приложение к проекту"Наше деревце-Кленок"

Приложение к проекту "Наше деревце - Кленок"...

Приложение к проекту " Наше деревце-Кленок" День рождения нашего Кленка

Пожелания Своему любимому дереву Кленок на день рождения....

День рождения нашего Кленка

Наш маленький Кленочек! Как ты поживаешь?...

Поделка "Губка Боб" из бросового материала.Для работы использовали:пустую коробку,водоэмульсионка белая,колер желтый,гуашь красная и белая,остатки утеплителя,оракл черный,кусок пласмассовой трубы(рук),пенопласт,клей титан,картон красный,синий,белый. для

Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю Вам посмотреть на нашу поделку Губка Боба из бросового материала.А делали мы  Губка Боба с моими  сыновьми дома .Нам захотелось  в детски...