Проект "Масленица"
проект по окружающему миру
Цель проекта:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи проекта:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России.
- Обогащать духовный мир детей.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Познакомить детей с обрядовой кухней.
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Приобщать к истокам народных традиций.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.doc | 378.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Пскова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №31 «Росинка»
180016 г. Псков, ул. Киселёва, 21, 57-16-77, 57-33-80
ПРОЕКТ
Тема: “ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА”
Зам. заведующего по воспитательно-
образовательной работе:
Кутузова Наталья Владимировна
Псков
2012г.
Вид проекта:
Ежегодный, общесадовский, познавательный, творческий, игровой, интегрированный.
Срок проекта: февраль - март
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты.
Актуальность темы:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и детей.
Гипотеза:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель проекта:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи проекта:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России.
- Обогащать духовный мир детей.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Познакомить детей с обрядовой кухней.
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Приобщать к истокам народных традиций.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Физическая культура, Здоровье и безопасность | 1. Подвижные народные игры «Малечина–калечина», «Карусель», «Заря», «Два Мороза», «Лапти», «Гори, гори, ясно», «Горшки», «Горелки», «Звонарь». Подвижные игры: «Ручеек», «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле?», «Петушки», «Три ноги», «Сковорода», «Блинная эстафета». 2. Катание на санках, с ледяной горки. 3. Катание на лошадях. 4. Самостоятельная игровая деятельность детей. |
Социализация | 1. Драматизация сказок, показ театров: «Масленичные приключения Колобка», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «У солнышка в гостях», «Девочка- снегурочка», «Сказка про мышку», «Дудочка- звоногудочка». 2. Разучивание пальчиковых игр. 3. Экскурсия на кухню: наблюдение за трудом повара. приготовление блинов. 4. Составление книг рецептов приготовления блинов. Изготовление “Блинной книги”. 5. Приём и посещение гостей: взаимопосещение групп детьми с играми, песнями, хороводами, угощением. 6. Просмотр мультфильмов о Масленице (Смешарики-Масленица, Ишь-ты, Масленица»). |
Труд | 1. Худ. труд на участке - Постройка снежных гор, снеговиков, рисование узоров на снегу, раскрашивание льда и снега. 2. Конкурс на лучшую снежную фигуру СНЕГОВИКА. 3. Изготовление масленичных кукол, кукол – закруток. |
Познание | 1. НОД: «Обычаи и праздники», «Масленичная неделя», «Традиции русского народа», «История русского самовара», «Масленица», «Традиции русского чаепития», «Как приготовить тесто для блинов». 2. Просмотр познавательных видеофильмов, презентаций о Масленице. |
Коммуникация | 1. НОД и беседы «Почему на Масленицу блины пекут», «Масленица кривошеечка», «Масленица-блиноедка», «Широкая масленица», «Блин, блинок», «Как на Псковщине Масленицу отмечали», «Русская игрушка». 2. Заучивание приговорок, закличек, поговорок. 3.Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах. 4. Рассматривание энциклопедий: “Русский дом”, “О лошадях”, “Наш дом”. |
Чтение художественной литературы | 1. Чтение сказок, познавательной литературы. 2. Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, чтение потешек, дразнилок, небылиц, закличек. |
Художественное творчество | 1. Рисование, лепка, аппликация- «Русская матрёшка», «Дымковская игрушка», «Расписные тарелочки», «Впечатление о празднике», «Угощение для кукол», «Бублики, баранки», «Блин, блинок», «Блинный каравай», «Блиночки мои», «Масленичка», «Русская тройка», “Украшение колокольчиков орнаментом”. 2. Оформление выставок рисунков. 3. Изготовление масленичных кукол, кукол – закруток. Конкурс на лучшую Куклу-Масленицу. 4. Коллективное рисование детьми газет «Весёлая ярмарка», «Скатерть самобранка», «Народные игрушки». 5. Разукрашивание картинок о масленице. 6. Рассматривание репродукций картин художников. |
Музыка | 1. Развлечения «Широкая масленица», «Масленица-блиноедка» и др. 2. Проведение праздника «Масленица- разгуляй-ка». 3. Разучивание масленичных песен («Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши, музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус. нар. мел. «Горелки» р.н.м., «Ай, качи-качи», «Гори ясно», «Едет Масленица» 4. Слушание фольклорных песен. 5. Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”, частушек. 6. Оркестр народных инструментов. |
Взаимодействие с семьями | 1. Сотворчество детей и родителей в оформлении информационно-познавательных газет, папок-передвижек, выставок рисунков, народного творчества, предметов русского быта. 2. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых для театрализованной деятельности. 3. Выпекание блинов совместно с детьми. 4. Масленичные посиделки: чаепитие с блинами и самоваром. Дегустация блинов. |
Материалы к проекту:
1. Программа проведения проекта «Широкая Масленица».
2. Приложение:
- Электронные презентации «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
- История возникновения праздника.
- Игры-забавы.
- Масленичные заклички, частушки, песни, поговорки.
- Видеомультфильмы: «Масленица-смешарики». «Ишь, ты Масленица»
- Фотографии недели Масленицы.
- Сценарии Масленицы.
- Репродукции художников по теме «Масленица».
- Творческие отчёты воспитателей групп.
Достигнутые результаты
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогает обогатить его содержание. Обеспечивает развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе знакомятся с традициями родной страны. Работа по проекту помогает развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дают возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получают возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обретают уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Ежегодно анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. У нас это получилось!