НОД "Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: формирование активной деятельностной позиции дошкольников в открытии новых знаний о свойствах воды через экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_publikatsiya_.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного развития детей №31 «Росинка»
Тема НОД: «Вода»
Цель: формирование активной деятельностной позиции дошкольников в открытии новых знаний о свойствах воды через экспериментирование
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о первоначальных свойствах воды;
- научить способам исследования окружающего мира на примере проведения простейших опытов с водой
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать диалогическую речь;
- развивать умение делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать;
- воспитывать дружеские отношения и радость от совместной игры;
- воспитывать бережное отношение к воде
Планируемые результаты образовательной ситуации:
- имеют первоначальные представления о воде и некоторых её свойствах
- могут самостоятельно провести простейшие опыты
- могут наблюдать и делать логические выводы
- понимают необходимость бережного отношения к воде
Возрастная группа: средняя 4-5 лет
Форма организации деятельности: подгрупповая
Форма проведения: проведение опытов, экспериментирование
Методические приемы: мозговой штурм, наблюдение, затруднение в ситуации, словесное описание, введение персонажа, ИКТ.
Формирование словаря детей
Активный: течёт, переливается, жидкая, прозрачная, лед
Пассивный: безвкусная, журчит, лаборатория
Оборудование и материалы: бутылочки с водой, пустые стаканчики; стаканчики с водой, с соком; стаканчики со льдом (по количеству детей), стакан с молоком, ложки, салфетки; запись «журчание воды», голосовая презентация (капелька). ноутбук.
Деятельность педагога: умение ввести в проблемную ситуацию, совместное взаимодействие взрослого с детьми в познавательно-исследовательской деятельности, совместное взаимодействие поиска решения проблемы
I. Описание коммуникативно-смыслового контекста образовательной ситуации с выходом на познавательно-исследовательскую деятельность.
Воспитатель собирает детей около стола и предлагает попить:
Воспитатель: Скажите, что вы пьете?
Дети: Воду.
Воспитатель: Можно представить нашу жизнь без воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: предполагаемые ответы (Если не будет воды, то всё живое умрёт и др.)
Воспитатель: Скажите, воду нужно беречь?
Дети: Если ее не беречь, то она закончится, и нечего будет пить.
Воспитатель: Дети, вы ничего не слышите?
Дети: Да, слышим, что-то шумит, журчит.
Воспитатель: Пойдемте туда, откуда доносится этот звук.
Воспитатель подходит с детьми к столу с ноутбуком на мониторе движущаяся Капелька.
Голосовая презентация
Капелька: Здравствуйте, дети. Вы узнали меня?
Я ещё совсем маленькая, но уже знаю что вода, не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. А вы что-нибудь знаете о воде?
Дети: Да, знаем.
Капелька: Тогда отгадайте мои загадки. (загадывает загадки)
- Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? - Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
- Летом бежит, а зимой спит.
Весна настала, опять побежала.
- Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
(картинки -вода, дождь, река, снег. Ответы-картинки появляются на мониторе по мере их отгадывания)
Капелька: Молодцы, вода бывает разной.
II. Постановка проблемы (формулирование проблемного вопроса) как условие формирование познавательной мотивации (желание узнать, интерес).
Капелька: Ещё я слышала, что у воды есть какие-то интересные свойства, но ничего не знаю об этом. Вы сможете мне помочь?
Воспитатель: Дети, сможем ли мы помочь, если сами не знаем ничего о свойствах воды?
Дети: Нет
Воспитатель: А как нам узнать?
Дети: (предполагаемые ответы) посмотреть в компьютере, интернете, прочитать, с водой поиграть, опыты провести.
Воспитатель предлагает пройти в лабораторию, по схеме вспомнить правила поведения в лаборатории.
III.Описание познавательно-исследовательской деятельности через
- структуру деятельности (мотив, цель, планирование, действия, результат, рефлексия),
- содержание (в соответствии с темой),
- форму (дидактическая игра, проведение опытов, экспериментирование, наблюдение, рассматривание, экскурсия и др.),
- методические приемы (мозговой штурм, логическая цепочка, словесное описание, введение персонажа, ролей и др.),
- позиции (действия) воспитателя и детей во взаимодействии.
Опыт №1. Рассмотреть воду на текучесть
Воспитатель: Наклоните бутылочку с водой в стакан. Что делает вода?
Дети: Льется, течет, переливается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: вода переливается, потому что она жидкая. (выбирают изображение с этим свойством воды).
Опыт №2. Вода прозрачная.
Воспитатель: Перед вами стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана надо положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком – нет? Почему?
Дети: Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке – нет, потому что оно непрозрачное.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: вода прозрачная, а молоко нет (выбирают изображение с этим свойством воды).
Опыт № 3. У воды нет запаха.
Воспитатель: А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Апельсиновый).
- Как вы догадались, что сок - апельсиновый (пахнет апельсином).
Возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (ничем)
Воспитатель: Так есть ли запах у воды?
Дети: у воды нет запаха! (выбирают изображение с этим свойством воды).
Опыт № 4. У воды нет вкуса.
Воспитатель: Какой на вкус лимон? (кислый) А конфета? (сладкая)
- Попробуйте сок. Какой вкус у сока? (Вкус апельсина, сладкий, апельсиновый).
- Интересно, есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она?
Сладкая? Кислая? Солёная?
Дети: (никакая, без вкуса).
Вывод: У воды нет вкуса (выбирают изображение с этим свойством воды).
(Затруднение в ситуации)
Опыт №5 Состояние воды
Воспитатель: Посмотрите, дети, перед вами в стаканчиках – лёд. А зачем он здесь? Мы же говорим о воде?
Дети: (предполагаемые ответы) если его подержать в руках, он растает и будет вода.
Воспитатель: Давайте попробуем. Когда лёд тает, то он во что превращается? ( В воду.)
Дети: Значит лед – это тоже вода.
Воспитатель: Вода может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд. Мы с вами открыли ещё одно свойство воды (выбирают изображение с этим свойством).
Воспитатель: Теперь мы можем рассказать Капельке об этом?
Дети: Да, мы сами узнали о воде и ей расскажем.
Воспитатель подходит с детьми к столу с ноутбуком на мониторе движущаяся Капелька.
Дети рассказывают Капельке о свойствах воды и о том, что воду надо беречь.
Капелька: Спасибо вам за помощь.
Воспитатель: Мы сегодня узнали много интересного, а в следующий раз вы, хотите узнать, какие ещё интересные свойства есть у воды и рассказать об этом Капельке?
Дети: Да, хотим узнать, и встретится с Капелькой.
IV.Выход из образовательной ситуации.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Дети: Маленькой Капельке.
Воспитатель: Капельке очень понравилось у нас, и она хочет поиграть с вами.
Воспитатель вносит оборудование для игр с водой и предлагает детям поиграть.
(Игра «Переливашки». Предложить переливать воду в разные сосуды.
Игра «Спрячь игрушку» Предложить спрятать игрушку в кулачок, а потом в воду.
Игра « Водяная мельница», «Водяная пирамидка»)
Воспитатель: Кутузова Н.В.
2019г.