Проект "Салют Победы"
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Название проекта | "Салют Победы!" |
Руководитель проекта | Кутовая Полина Сергеевна Рябенко Наталья Леонтьевна |
Срок реализации | Краткосрочный с 29 апреля по 8 мая 2019 |
Типология проекта | Групповой |
Участники проекта | Дети второй младшей группы, родители, воспитатели, специалисты, сотрудники детской библиотеки |
Цель проекта | Формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста. |
Задачи проекта | 1. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей через расширение общего кругозора. |
Актуальность | В настоящее время всё меньше времени со стороны родителей уделяется воспитанию духовности и патриотизма, уважению к героям ВОВ, укреплению связей поколений. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких. |
Предполагаемый результат | 1. Будут сформированы начальные знания о Празднике Победы и ветеранах ВОВ. 2. Заинтересованность детей темой «День Победы», проявление их познавательной активности. 3. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе. 4. С удовольствием рисуют, играют. 5. Участие в совместной деятельности родителей. |
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
- Подобрать художественную литературу на тему для пополнения книжного уголка;
- Подобрать подвижные игры, физминутку, пальчиковую гимнастику, музыкальные произведения на военную тему;
- Создание презентации для дошкольников "День Победы";
- Подготовить цикл бесед о ВОВ;
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы;
- Консультации для родителей: "Что рассказывать детям о Великой Отечественной войне"," День Великой Победы. Как объяснить это ребенку?";
- Ознакомить родителей с планом работы по проекту;
- Разработка перспективного плана мероприятий;
2.Основной этап:
1. Цикл бесед о празднике День Победы с использованием ИКТ;
2. Чтение стихотворений на тему "День Победы";
3. Подвижные игры: "Найди свой цвет", игра с платочками "Найди себе пару" (под музыку);
4. Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик";
5. Дыхательная гимнастика "Флажок";
6. Рассматривание иллюстраций по теме;
7. Индивидуальные беседы о войне;
8. Разучивание стихотворения "Чтобы солнце улыбалось";
9. Слушание песен "Мы идем с флажками"; и "Наша Родина сильна".
А. Филлипенко, "Песенка о войне" Г.Фрида;
10. Аппликация –открытка;
11. Создание коллективной творческой работы "Салют Победы"
(пластилинография);
12. Участие во всероссийском творческом конкурсе "Помним и гордимся!"
Мероприятия по работе с родителями
- оформление родительского уголка по теме проекта;
- привлечения родителей к участию в проектной деятельности;
- подготовка консультаций для родителей по теме проекта;
- пополнение книжного уголка.
3.Заключительный этап :
1. Выставка детского творчества (аппликация).
2. Коллективная работа с детьми "Салют Победы".(пластилинография)
3.Оформление стенгазеты "Военное детство".
Список используемой литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
3. Ветохина А. Я. И др. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
5. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
6. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013
8. Шипунова В. А. Великая Отечественная война. Издание развивающего обучения для детей от 3 лет. – ООО Издательство КАРАПУЗ», 2015.
9. Материалы из Интернет-ресурсов.
«Что рассказывать детям о
Великой Отечественной войне»
Много было написано песен, стихов, рассказов, повестей и романов о Великой Отечественной войне. И основная задача родителей - формировать в своих детях чувство патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины, знакомить детей с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы России.
Что будет с нашими детьми? Что будет означать для них понятие Второй мировой Войны? Как рассказать об этой Великой Войне, какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях молодых ребят, ставших в последствии героями? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Как рассказать ребенку о войне?
Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Защитников Отечества или Дня Победы.
Как донести правду о войне, что бы дети поняли, что бы впору им пришлась та правда. Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях. Дети «живут по собственным часам», мыслят синкретично, то есть целостно, устанавливают сказочные, причудливые связи; существующие только в их сознании отношения. Поэтому рисовать картину войны необходимо большими мазками, акцентироваться на главном.
Рассказывай суть, не путай, не перегружай, погоди с «диалогическим подходом». Чётко и точно, по существу. Зачин короткий – главная мысль, и несколько примеров – иллюстраций. Когда нарастёт «плоть мысли», накопятся первичные ассоциации (тут хорошо бы фильмы военные посмотреть, песни послушать, художественные произведения почитать, на полотна фронтовых художников взглянуть), тогда можно и индукцию вплетать. От частного – к общему. Несколько представлений под вашим руководством малыши пускай сравнивают, общее обнаруживают (обобщают), от пустяков абстрагируются и сами к правде прикасаются. Логика логикой, да не логикой единой жив человек. Сердцем он прежде всего жив! Умозрением! Очи тогда правду отыщут, коль не холодна она – горяча, с любовью, с чувством, с интуицией, с верой крепко-накрепко спаяна.
Восхититься, возрадоваться, заплакать… Непосредственность… «Будьте как дети».
Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого. И рассказывать о войне надо, как в первый и последний раз. Всё меньше ветеранов, участников войны, тружеников тыла. Невозможно переоценить «семейную память». Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, никто лучше о войне не скажет. Слушайте же ветеранов, каждое слово ловите, каждую секунду цените. Свидетельское показание о войне. Глаза прозрачные, уже не здесь, почти, не с нами…
А как 9 мая настанет, ордена наденут, мёда напёрсток отведают, взбодрятся, помолодеют, на грешную изверившуюся, сбесившуюся землю снизойдут. И сквозь боль, одиночество, непонимание; поверх крысиных расчетов, ссудных процентов, гламурных тусовок, фальшивых продажных «звёзд»… речь поведут. «Сначала было слово». О Серёжке с Малой Бронной. О Витьке с Моховой. О том, как страшно на войне. О бомбёжках и обстрелах. Бух. Бах. Тра-та-та-та. О «друзьях, товарищах». Всё вспомнят. Пехоту, «родную роту», отцов-командиров. Кашу из котла. Окружение. Плен. Госпиталь. Раны. Страдания. Подвиг. Победу. «Одна на всех, мы за ценой не постоим». Гнут нас, ломают – мы трещим, но несломлены. Это потому что ещё не покинул окоп последний ветеран. Обрушивают ушаты грязи, клеветы, да не пристаёт к нам грязь. Это потому что ветераны на передовой, по больницам и домам престарелых, с костылями наперевес учат молодых уму разуму. Вычёркивают нас из истории, нет, говорят энергии, энтропия, развал… Так то оно так… Но есть всё же есть ещё порох в пороховницах. Это потому что ветераны в проклятые годы развала зачерстветь нам окончательно не дозволили. Мудрые святые старики. Мудрость, она ведь наивной только кажется. Старый да малый. «Возвращайся, сделав круг». Старик и ребёнок завсегда найдут о чём поговорить, всегда услышат друг друга. И ребёнок запомнит… Навсегда. И своим детям передаст ту эстафету, тот негасимый огонь. И старик усмехнётся в бороду: не зря жил. Сменяя друг друга, идут поколения, Но память о прошлом не знает забвенья.
И грозные строки взывают с гранита: "Никто не забыт, ничто не забыто. Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне. В этот великий праздник – День Победы - мы вспоминаем всех тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее.
Память о войне 1941-1945 года хранится в людских сердцах и передается из поколения в поколение. Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны.
День Великой Победы. Как объяснить это ребенку?
Пусть громы войн уступят песням лир,
И на Земле утихнут злые битвы,
И будут в каждом доме -
Хлеб и Мир,
А в каждом сердце -
тихая молитва....
(Игорь Бирулин)
Для многих 9 мая - День Победы является одним из самых почитаемых праздников. В этом году будет 72 года со дня Великой Победы – победы нашей страны над фашистcкой Германией. А что знают наши дети о событии, которое изменило судьбу всего мира? Что для них означает дата 9 мая и как сегодняшним родителям рассказывать детям о Великой Отечественной войне?
Мы помним историю и чтим память погибших за мир, в котором мы живем и благодарны им за светлое мирное небо. Ни в коем случае нельзя забывать, какой ценой был завоеван мир и возможность спокойно растить своих детей. Нельзя понять, что значит «победа», «мир», не понимая, что такое «война». На сегодняшний день страх войны и цену мира особенно могут понять и оценить жители Донецкой и Луганской области. Они знают не только по истории, что такое война, что значит терять близких, что значит остаться без крова, без средств существования. Мне кажется, что те люди, которые сами столкнулись с такой бедой, как война, еще больше будут ценить тех, кто своими жизнями заплатил за то, чтобы мы строили свою жизнь без войны. Нашим детям, которые слышат взрывы и прячась в домик на игровой площадке, зовут с собой воспитателя, тоже легче объяснить, что значит война. Когда на прогулке подходит 3-х летняя девочка и обнимая воспитателя спрашивает: «А меня не убьют?», понимаешь, в какой мере ты отвечаешь за этих детей. Конечно, лучше знать о войне из рассказов других. Ради памяти воинов, защищавших своих родных в 1941-1945 годах; ради тех, кто пережил в свои детские годы лихолетье военной поры и послевоенные годы – детей войны; ради тех малышей, которые только родились и начинают свою жизнь, мы обязаны знать историю тех великих лет, знать историю героических подвигов, знать истории человеческих судеб. Знать и передавать из поколения в поколение.Если взять наше старшее поколение, то есть одна его особенность – нет ни одной семьи тех лет, чью семью не коснулось бы черное крыло войны. Святая обязанность взрослых – родителей, педагогов, донести до наших детей историю ВОВ. Не только историческими фактами и запланированными экскурсиями к памятникам погибших героев, а достучаться до каждого детского сердечка, вложить в него любовь и уважение, не дать такой дате, как День Великой Победы остаться просто историческим фактом.
Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания патриотизма и любви к Родине. В детские годы закладывается фундамент личности, поэтому задача педагогов и родителей не только развивать у детей познавательные способности, умение мыслить и анализировать, но и донести до них важные исторические моменты нашей истории. Как же доступно детям объяснить, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему это радостный праздник со слезами на глазах? Почему нам нельзя его забывать?
В годы Великой Отечественной войны враг в лице фашистской Германии принес много горя нашему народу. Завоеватели убивали жителей городов и сел, не щадили ни женщин, ни детей, сжигали их дома, морили голодом. Весь народ в те годы поднялся на защиту Родины. Страшной, трудной была эта война, много людей погибло за 4 года. Но наша армия победила врага, который принес столько бед, прогнала его из нашей страны. День, когда закончилась война – 9 мая 1945 года. И тех пор это святой праздник для каждого жителя нашей страны. Ознакомление ребенка с этим праздником нельзя начинать с простых исторических фактов и назидания, что это нужно знать, помнить и ценить. Это маленькие дети, их нельзя заставить любить и чувствовать. Тут необходимо выйти на уровень чувств. Ребенку интереснее узнать историю, если она начнется с истории его прабабушек, прадедушек, которые принимали участие в войне или были свидетелями. Легче воспринимается то, что ближе и роднее. Поводом для начала такой беседы может как раз стать праздник Дня Победы. Очень хорошо, если ребенку заранее рассказать историю этого праздника, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, а потом, как закрепление сказанного, вместе пойти на праздничное мероприятие, возложить цветы к памятнику павшим воинам, постоять у Вечного огня, вручить цветы ветеранам, пришедшим на этот праздник. Яркие события останутся в памяти ребенка. Конечно, за один раз, два и три невозможно рассказать о войне, чтобы ребенок понял значимость победы. Это нужно рассказывать ребенку не один год. И не только перед праздником. История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать. Понятие «победа» для ребенка должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире. За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет своей жизни ради своих близких, детей и мы всегда в долгу перед ними. В дошкольных учреждениях педагоги уделяют много внимания беседам с детьми о тех годах, читают стихи, рассказы о военной поре, проводятся торжественные мероприятия. Совместно с родителями и воспитателями дети изготавливают поделки, посвященные празднику Победы. Это наше общее дело - воспитать граждан страны, которые помнят свою историю и вырастут достойной сменой!
Всем желаю мирного неба над головой!
Беседа "Знакомство с праздником"
Задачи: Дать знания детям о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной
войны, как живущие помнят о них; активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе.
Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям.
Обогащение словарного запаса. Воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
Ход беседы.
Воспитатель: 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? что это за победа? Над кем? День Победы — самый великий и серьёзный праздник как для России, так и для многих
других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время
войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы. А теперь послушайте стихотворение:
Сегодня праздник - День Победы! Счастливый, светлый день весны!
В цветы все улицы одеты
И песни звонкие слышны.
Воспитатель: Это была страшная и долгая война. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Весь народ поднялся
на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы,
обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. Используемые
приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных
слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Наши храбрые воины
не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но
наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали
фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.
Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна
Надевают наши деды Боевые ордена.
(Т.Белозеров)
В этой войне, как я уже говорила, участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты.
Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой
Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны,
братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины
(показ иллюстрации). Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к
участникам войны и ко всем пожилым людям.
Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле.
А Родина у нас одна.
Чтение стихотворения:
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка – скромница
И ромашковый бугор … А другим, наверное, помнится Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина …
Родина бывает разная, Но у всех она одна!
Берегите свою Родину, растите честными и мужественными, смелыми.
Беседа
"Почему война называется Великой Отечественной? "
Цель: продолжать знакомить детей с событиями и подвигами героев ВОВ.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа
Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века! Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы! 22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
Беседа "Дети и война"
Цель: дать знания о том, как защищали свою Родину советские люди в годы ВОВ, что не только армия, но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашизмом.
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.
Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.
Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война - не место для детей Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки,
А не сиротство и страданье!
Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять. Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать? Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.
Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».
Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.
Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.
Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».
«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.
Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат.
Солдаты полюбили девочек!
Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.
Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.
Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома». Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
Беседа "Праздник "День Победы"
Цель: закрепить знания детей о том, что 9 мая – День Победы.
По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена.
Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.
Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.
Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.
Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.
Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.
Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.
Никто не забыт, ничто не забыто!
Великая победа
Великой войны победу
Мы не должны забывать!
В боях отстояли деды Священную Родину-мать.
Она посыла на битвы
Лучших своих сыновей.
Она помогала молитвой
И праведной верой своей.
В великой войне победу
Мы не должны забывать,
Для нас отстояли деды
И жизнь, и Родину-мать!
9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.
По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.
Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.
В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.
С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!
Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.
В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!
Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше. Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!
По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!
9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.
Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.
Первый день мира
Душистая густая тишина,
Ни выстрел не звучит, ни взрыв.
Сегодня утром кончилась война, И хоть кругом чужая сторона Я чудом уцелел, я жив!
Друзей я вспомнил тех, кто никогда
Не выйдет в час рассветный на покосы
Кто не забросит в реку невода, Кого не обдадут весною росы.
Я не хотел ни убивать, ни жечь,
Я ощущал лишь зов родной земли, Но в памяти поклялся я сберечь Друзей, что на чужбине полегли!
Разговор с внуком
Позвал я внука со двора к открытому окну.
- Во что идет у вас игра?
- В подводную войну!
- В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав совет. Потом пришел опять И тихо спрашивает: – Дед, А как же в мир играть?..
Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора играть училась в мир! (С. Маршак)
Чтобы солнце улыбалось
Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землёй Людям всем и нам с тобой!
(М. Пляцковский)
Мир
Нет, слово "мир" останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.
И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.
(В. Берестов)
Слово очень нужное
Есть на свете слово — нужное и важное, словно солнце, греет это слово каждого.
Написать без кляксы очень хочет Света — это слово важное, тёплое, как лето.
Мир для всех народов, мир на всей планете!
Он нам очень нужен — мне, тебе и Свете.
(М. Родина)
***
Пусть будет мир
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города. Мир нужен на земле всегда
День Победы
Майский праздник — День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
(Т. Белозеров)
Что за праздник?
В небе праздничный салют, Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны, дарит белую сирень.
Что за славный майский день?
(Н. Иванова)
***
Май встречает радостно наша вся страна.
По дорогам Родины
Вновь идет весна.
Здравствуй, здравствуй,
Теплый, ясный,
День Победы,
День прекрасный.
Победа
Песни фронтовые,
Награды боевые,
Красные тюльпаны,
Встречи ветеранов
И салют в полнеба,
Огромный, как Победа.
***
День Победы к нам пришел,
Лучший праздник на земле.
Очень весело сегодня
И большим и детворе!
(М. Познанская )
***
В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны.
И солнце, и песню в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.
(М. Геттуев )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...
победа деда-моя победа
сценарий, посвященный Дню Победы...
методическая разработка спортивно-музыкального праздника ко Дню Победы на свежем воздухе "Салют Победы"
разработка интегрированного мероприятия для старших дошкольников...
Вперед, к Победе. (сценарий праздника Победы с участием пап воспитанников)
Совместная Работа с родителями. Патриотическое воспитание детей......
Накануне празднования Дня Победы в нашем детском саду прошла акция - "Стихотворение Победы" посвященная 75 - летию Дня Победы. День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. #ЯПОМНЮЯГОРЖУСЬ
https://vk.com/id569815539?z=video569815539_456239028%2F48c5de0a0d232f5a94%2Fpl_wall_569815539...
"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»
Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...
Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая
Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...