Картотека игр- ТРИЗ
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Игры-ТРИЗ, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
Игры на формирование умения выделять функции объекта
Цель: Развивать умение выделять функции, свойства объекта.
- «Что умеет делать?»
ети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
- «Дразнилка»
Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка.
Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка.
- «Мои друзья»
Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок.
Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).
Игры на выявление подсистемных связей
Цель: Расширять знания детей о предметах окружающего мира, давать им характеристику
- «Где живет?»
Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.
- «Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
- «Хорошо – плохо»
Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
- «Волшебный светофор»
У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.
Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).
Универсальные системные игры
Цель: Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, обучению мыслительному действию
- «Чудесный экран» Девятиэкранка
Выбирается объект, и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
- определяется подсистема природного объекта.
- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
- рассматривается развитие объекта в будущем.
В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».
- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.
Игровое действие – составление «чудесного экрана»
- «Частью чего является?»
Начинать можно с любого предмета. Например, со стула. – Частью чего является стул? – Частью мебели. – Частью чего является мебель? – Частью квартиры. Частью чего является квартира? – Частью дома. Можно продолжать дальше.
- Кто (что) это такое может быть?»
Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.
Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).
(Утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр Триз
Картотека игр по развитию творческих способностей по технологии ТРИЗ...
Картотека игр ТРИЗ
Картотека игр ТРИЗ...
Картотека игр "ТРИЗ"
Игры для всех возрастных групп в ДОУ...
Картотека игр ТРИЗ-технологии
Уважаемые коллеги! В данной картотеке собраны интересные игры и упражнения ТРИЗ-технологии. Эти игры способствут развити у детей речи, мышления, воображения, памяти, а самое главное нестандартно...
Картотека игр ТРИЗ
В ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя...
Картотека игр ТРИЗ
Консультация для педагогов ДОУ...
картотека игр ТРИЗ-технологии
В данной картотеке представлены игры для детей от 2х до 7 лет по разным направлениям (познавательное развитие: окружающий мир, ФЭМП и другие). Данные игры способствуют развитию логического мышле...