Картотека игр- ТРИЗ
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Хураськина Елена Леонидовна

Игры-ТРИЗ, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

Игры на формирование умения выделять функции объекта

Цель: Развивать умение выделять  функции, свойства объекта.

  1. «Что умеет делать?»

ети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

  1. «Дразнилка»

Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка.

Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка.

  1. «Мои друзья»

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок.

Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

Игры на выявление подсистемных связей

Цель: Расширять знания детей о предметах окружающего мира, давать им характеристику

  1. «Где живет?»

Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

  1. «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.

  1. «Хорошо – плохо»

Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

  1. «Волшебный светофор»

У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).

Универсальные системные игры

Цель: Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, обучению мыслительному действию

  1. «Чудесный экран» Девятиэкранка

Выбирается объект, и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта.

- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.

- рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана»

  1. «Частью  чего является?»

Начинать можно с любого предмета. Например, со стула. – Частью чего является стул? – Частью мебели. – Частью чего является мебель? – Частью квартиры. Частью чего является квартира? – Частью дома. Можно продолжать дальше.

  1. Кто (что)  это такое может быть?»

Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим  и холодным (одновременно).

(Утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

- и легким и тяжелым;

- и длинным и коротким;

- и гибким и твердым;

- и гладким и шероховатым;

- и мягким и твердым;

 - и острым и тупым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр Триз

Картотека игр по развитию творческих способностей по технологии ТРИЗ...

Картотека игр ТРИЗ

Картотека игр ТРИЗ...

Картотека игр "ТРИЗ"

Игры для всех возрастных групп  в ДОУ...

Картотека игр ТРИЗ-технологии

Уважаемые коллеги!  В данной картотеке собраны интересные игры и упражнения ТРИЗ-технологии. Эти игры способствут развити у детей речи, мышления, воображения, памяти, а самое главное нестандартно...

Картотека игр ТРИЗ

В  ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом.  Но практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя...

Картотека игр ТРИЗ

Консультация для педагогов ДОУ...

картотека игр ТРИЗ-технологии

В данной картотеке представлены игры  для детей от 2х до 7 лет по разным направлениям (познавательное развитие: окружающий мир, ФЭМП и другие). Данные игры способствуют развитию логического мышле...