"Волшебные чернила"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Особенностью организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников на данном занятии является то, что предмет изучения рассматривается как объект исследования. Наблюдая, анализируя и делая выводы, дети приходят к определению основных свойств чернил из разных веществ. Взаимоотношения с детьми выстраиваются на диалогической и рефлексивной основе. Задачи поставлены на основе интеграции образовательных областей и деятельностного подхода, что способствуют формированию умений и навыков детей, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности. Практическое детское экспериментирование является основой познавательной деятельности. Эта форма используется в практике ДОУ широко, и является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Образовательное мероприятие проводится со всеми детьми. Передо мной часто встаёт проблема – как сделать детей активными участниками познавательной деятельности, как вызвать интерес и поддерживать его на протяжении всего занятия… Поэтому выбрала такую форму организации как групповая. Для организации познавательно-исследовательской деятельности использовала разнообразный наглядный и раздаточный материалы, игровую ситуацию, когда дети «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, проблемные вопросы, развивающую игру «Хорошо-плохо», показ и самостоятельное экспериментирование, использование полученных знаний в практической игровой деятельности. Данные методы и приёмы позволили вызвать интерес детей к познанию, активность детей при изучении новой темы. В процессе деятельности дети активно отвечают на вопросы о свойствах разных веществ, о его значении в жизни человека; самостоятельно проводят простые опыты, получают результат, учатся анализировать, формулировать вывод; высказывают своё мнение, используя собственный опыт; учатся сотрудничеству друг с другом в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников «Золотое зернышко» Нежинка Оренбургского района, Оренбургской области
Образовательная деятельность Тема: «Волшебные чернила» Подготовительная группа
Воспитатель: Балпеисова А.А.
2018 год
Конспект непосредственно образовательная деятельности Тема: «Волшебные чернила» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: формировать элементарные представления у детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность. Задачи: Воспитательные: - формировать умение соблюдать технику безопасности, воспитывать самостоятельность. Образовательные: - осуществлять развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности, - дать представление детям о чернилах, используемые в древности, формировать интерес к истории человечества. Развивающие: - развивать в процессе экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Приемы руководства деятельностью детей в ОД: 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: телефонный звонок, комментирование. 2.Приемы аквизиции деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации. 3. Приемы организации практической деятельности: комментирование, рассматривание слайдов, беседа, продуктивная деятельность. 4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, предложение продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с воспитателем. 5.Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей. Создание среды для организации и проведения ОД: создание лаборатории, сюжетные картины по ОД, карта. Оборудование: альбомные листы на каждого ребенка, пробирки по количеству детей, 3 колбы, подставки под кисти. Словарная работа: утюг, свеча, нагревательные приборы, симпатические чернила, тайные послания, колба, пробирка. Материалы и оборудование: спиртовка, свеча, утюг, колбы, пробирки, кисточки, гладильная доска, магнитная доска, сундучок. Ожидаемый интерес: - проявление эмоционального отношения со взрослыми; - воспитание любознательности и интереса к исследовательской деятельности; - развитие интереса к истории возникновения чернил; - умение детей делать выводы и умозаключения; - расширение и активизация словарного запаса.
План ОД | Время |
| 3 минуты |
| 20 минут |
| 2 минуты |
Ход образовательной деятельности
1.Вводная часть: создание проблемной ситуации; создание мотивационной деятельности детей; анализ и выводы. Содержание: - Дети, сегодня я Вас приглашаю на очередное заседание клуба «Хочу все знать». Сегодня у нас присутствует ученый совет, давайте с ними поздороваемся. Они будут наблюдать за нашей работой. Голос в трубке: - Здравствуйте, дорогие мои, маленькие ученые! Вы получили мое письмо? - Дети нет. Голос в трубке: Это я профессор Семин из деревни Простоквашино. Я еще вам отправил электронное письмо. Педагог смотрит на ноутбуке: И здесь ничего нет. В этот момент стук в дверь. Педагог приносит детям конверт. Открывает и достает чистый лист бумаги. Продолжается разговор по мобильному телефону. – В этом письме ничего нет. - Письмо, которое вы получили. Я написал специальными чернилами, затем высушил. Эти чернила называются симпатическими. Вы наверняка, не догадываетесь, какие это чернила? Это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми. Записи становятся видимыми лишь при определенных условиях. ( Я вам предлагаю провести опыт и узнать, при каких условиях чернила проявятся и можно будет прочитать текст. Для этого у вас в лаборатории подготовлены все необходимые материалы и оборудование.) - Ну, что же нам делать? Может нам помогут, вот эти пробирки. 2. Основная часть: (рассматривание веществ в колбах, рассматривание картинок по теме НОД, практическое выполнение задание, физминутка, рассматривание предметов в лаборатории, проглаживание рисунков, поиск секрета). - Ребята, мы сейчас рассмотрим с вами, что это за интересные жидкости налиты в пробирках. Сколько их? - Дети: три. - Разбейтесь на четверки и определите, что у вас за вещество в пробирках. – Как правильно определить? – Можно ли пробовать вкус? – Нет. - А почему? - А как вы думаете, можно нюхать вещества, которые находятся в пробирке? – Нет. – Может, кто ни будь, из вас знает. Как правильно понюхать вещество в пробирке. – Правильно, взять пробирку в одну руку и держать её на расстоянии. А другой рукой направлять поток воздуха к носу по чуть – чуть. - У первой подгруппы, какое вещество? - У нас в колбе вещество белого цвета, мы предполагаем, что это молоко. – Хорошо, молодцы. - У вас вторая подгруппа, какое вещество? - Мы предполагаем, что у нас в колбе мутное вещество, по запаху напоминает лук. – Правильно. – А вы догадались, что у вас? – Да у нас мутное тоже вещество, по запаху напоминает лимон. – Молодцы во всех колбах определили разные вещества. В наше время для письма используют шариковые ручки с пастой различной окраски. Этот способ возник очень давно. Многие старинные рукописи дошли до наших дней: буквы, написанные старинными чернилами, сохранили свой цвет и блеск, несмотря на то, что с момента их написания прошли столетия. Невидимыми, или по-другому симпатическими чернилами пользовались для ведения тайной переписки ещё в древние времена. Например, тайные письма использовались во время войны, что бы враги ни смогли прочитать письма. Для написания этих писем использовали луковый сок, сок лимона или молока. - Сейчас я приглашаю вас сесть за столы и каждому налью разные вещества в пробирки. Используя разные вещества написать инициалы своего имени, но кто хочет, может написать полностью свое имя. Работа эта очень сложная и трудная. Вспомните, как правильно нужно держать кисточку, если кто - то закончил, уберите кисточки на подставку. Пока ваши работы будут подсыхать мы посмотрим слайды (просмотр слайдов). – Ребята предлагаю вас на разминку. На разминку становись! Вверх рука, другая вниз! Повторяем упражнение, Делаем быстрей движенья. Раз - вперед наклонимся. Два – назад прогнемся. И наклоны в стороны, Делать мы возьмемся. Раз - два-три-четыре-пять. Кто там начал отставать? На ходьбу мы перейдем, Заниматься вновь начнем. - Ребята посмотрите, что на оставил профессор Семин в лаборатории? - Это утюг, свечка, спиртовка, настольная лампа. - Может вы догадались, что это за предметы? Как их используют? Если вы затрудняетесь ответить, я вам подскажу, что эти предметы при нагревании выделяют тепло. Значит, они называются нагревательными. Если мы используем свечку, что происходит, с листком бумаги он сгорит. А если мы используем спиртовку. - Правильно тоже сгорит. Что будет делать утюг? Правильно погладить. - Я буду гладить, а вы посмотрите. Что происходит? - Да появляется рисунок. Ребята вспомните каким веществом вы рисовали и под эту картинку повести свой рисунок. Каких рисунков получилось больше, а каких меньше? На сколько меньше? - А где же письмо профессора Семина? - Посмотрите, ребята, что нарисовал профессор Семин симпатическими чернилами. - Это карта. - Что нарисовано на ней. - Правильно наш музыкальный зал. Давайте мы пойдем по карте, посмотрим, куда она нас приведет (дети идут по карте находят сундучок). 3. Заключительная часть: (оценка деятельности детей и самооценка, подведение итогов ОД). – Ребята, чем вы сегодня занимались? Что нового вы узнали о чернилах? Как они называются? Вы теперь вместе с друзьями или с родителями можете отправлять послания друг другу. Думаю и подарок профессора Семина вам понравился? Заседание клуба «Хочу все знать» считаю закрытым. Ребята попрощайтесь с ученым советом. Всем гостям на прощанье скажем: До свидания до скорой встречи нашей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по творчеству поэта Юрия Черных
«На Кудыкиной горе»...
Игра "Четвертый лишний" (черно-белый вариант)
Данная игра используется в процессе автоматизации звуков. Ребенок должен объяснить, какой предмет лишний и раскрасить (обвести) его....
воспитательно-образовательный проект "Экологический маршрут по Черному морю"
Предлагаю экологический проект. где рассматриваются методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста в формировании экологической культуры у дошкольников 5-6 лет...
«Волшебная сила черной краски»
Цель: Заинтересовать детей получением оттенков темных цветов и познакомить с изменением красок с помощью черных красок.Материал. Гуашь, палитры из плотной бумаги, тонкого картона, кисточка, стак...
Конспект НОД "Волшебные чернила"
Конспект НОД итоговый потеме "Волшебные чрнила", обобщения знаний детей о разных свойствах веществ при соприкосновением нагревательных приборов. ...
Сценарий музыкальной сказки "Волшебная флейта и Черный дракон"
Сценарий музыкальной сказки по мотивам китайских народных сказок "Волшебная флейта и Черный дракон" для исполнения дошкольниками....
Конспект занятия по теме «Черные и белые грибы. Изучение белого и черного цвета»
Конспект занятия по теме «Черные и белые грибы. Изучение белого и черного цвета»...