"Волшебные чернила"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Балпеисова Алия Ахметкиреевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

      Особенностью организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников на данном занятии является то, что предмет изучения рассматривается как объект исследования. Наблюдая, анализируя и делая выводы, дети приходят к определению основных свойств чернил из разных веществ.    Взаимоотношения с детьми выстраиваются на диалогической и рефлексивной основе. Задачи поставлены на основе интеграции образовательных областей и деятельностного подхода, что способствуют формированию умений и навыков детей, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности. Практическое детское экспериментирование является основой познавательной деятельности. Эта форма используется в практике ДОУ широко, и  является эффективным средством развития таких важных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.  Образовательное мероприятие проводится со всеми детьми. Передо мной часто встаёт проблема – как сделать детей активными участниками познавательной деятельности, как вызвать интерес и поддерживать его на протяжении всего занятия… Поэтому выбрала такую форму организации как групповая.    Для организации познавательно-исследовательской деятельности использовала разнообразный наглядный и раздаточный материалы, игровую ситуацию, когда дети «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, проблемные вопросы, развивающую игру «Хорошо-плохо», показ и самостоятельное экспериментирование, использование полученных знаний в практической игровой деятельности. Данные методы и приёмы позволили вызвать интерес детей к познанию,  активность детей при изучении новой темы.   В процессе деятельности дети активно отвечают на вопросы о свойствах разных веществ, о его значении в жизни человека;  самостоятельно проводят простые опыты, получают результат, учатся анализировать,  формулировать вывод;  высказывают своё мнение, используя собственный опыт; учатся сотрудничеству друг с другом в группе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников                                                                                                                                        «Золотое зернышко» Нежинка Оренбургского района, Оренбургской области

Образовательная деятельность                               Тема: «Волшебные  чернила»                                                                   Подготовительная группа

                                                    Воспитатель: Балпеисова А.А.

                                     2018 год

Конспект непосредственно образовательная деятельности                            Тема: «Волшебные  чернила»                                                   Образовательная  область:  познавательное развитие                                                                    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, художественно –  эстетическое развитие, физическое развитие.             Цель: формировать элементарные представления у детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.                            Задачи:                                                                                                                Воспитательные:                                                                                                        - формировать умение соблюдать технику безопасности, воспитывать самостоятельность.                                                                                                             Образовательные:                                                                                                                                               - осуществлять развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности,                                                                                                                                        - дать представление детям о чернилах, используемые в древности, формировать интерес к истории человечества.                                                 Развивающие:                                                                                                                   - развивать в процессе экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.                                                        Приемы руководства деятельностью детей в ОД:                                                                      1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: телефонный звонок, комментирование.                                                                                        2.Приемы аквизиции  деятельности детей в процессе ОД: беседа,  создание  развивающей среды, создание проблемной ситуации.                                               3. Приемы организации практической деятельности: комментирование, рассматривание слайдов, беседа,  продуктивная  деятельность.                                          4. Приемы поддержания интереса у детей:  ситуация выбора, предложение  продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с воспитателем.                                                                                                                   5.Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.       Создание среды  для организации и проведения ОД:   создание лаборатории,  сюжетные картины по ОД, карта.                                           Оборудование: альбомные листы на каждого ребенка, пробирки  по количеству детей,  3 колбы,  подставки под кисти.                                                                                                              Словарная работа: утюг, свеча, нагревательные приборы, симпатические чернила, тайные послания, колба, пробирка.                                                                                 Материалы и оборудование: спиртовка, свеча,  утюг, колбы, пробирки, кисточки,  гладильная доска, магнитная  доска,  сундучок.                      Ожидаемый интерес:                                                                                              - проявление эмоционального отношения со взрослыми;                                    - воспитание любознательности и интереса к исследовательской деятельности;                                                                                                                                   - развитие интереса к истории возникновения чернил;                                                          - умение детей делать выводы и   умозаключения;                                                                          - расширение и активизация словарного запаса.                                            

План ОД

Время

  1. Вводная часть:                                                                                                   - создание проблемной ситуации;                                                                       - создание мотивационной деятельности детей;                             - анализ и выводы.

3 минуты

  1.  Основная часть:                                                                                                                   - рассматривание веществ в колбах;                                                              - рассматривание картинок по теме НОД;                                                    - практическое     выполнение задание;                                               - физминутка;                                                                                      - рассматривание  предметов в лаборатории;                            - проглаживание рисунков;                                                                     - поиск  клада.

20 минут

  1. Заключительная часть:                                                                                - оценка деятельности детей и самооценка;                                                                    - подведение итогов НОД.

2 минуты

Ход образовательной деятельности                            

  1.Вводная часть:  создание проблемной ситуации; создание мотивационной деятельности детей; анализ и выводы.                                     Содержание:                                                                                                                                                                                - Дети, сегодня я Вас приглашаю на очередное заседание клуба «Хочу все знать». Сегодня у нас присутствует ученый совет, давайте с ними поздороваемся. Они будут наблюдать за нашей работой.                                                   Голос в трубке:                                                                                                                               - Здравствуйте, дорогие мои, маленькие ученые! Вы получили мое письмо?                                                                                                                                   - Дети нет.                                                                                                                                             Голос в трубке: Это я профессор Семин из деревни  Простоквашино.                                       Я еще вам отправил электронное письмо.                                                                                     Педагог смотрит на  ноутбуке:  И здесь ничего нет. В этот момент стук в дверь. Педагог  приносит детям конверт. Открывает и достает чистый лист бумаги. Продолжается  разговор по мобильному телефону.                                                  – В  этом письме ничего нет.                                                                                                                                                                                                   - Письмо, которое вы получили. Я написал специальными чернилами, затем высушил. Эти чернила называются симпатическими. Вы наверняка, не догадываетесь, какие это чернила? Это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми. Записи становятся видимыми лишь при определенных условиях. ( Я вам предлагаю провести опыт и узнать, при каких условиях чернила проявятся и можно будет прочитать текст. Для этого у вас в лаборатории подготовлены все необходимые материалы и оборудование.)                                                                                                                       - Ну, что же нам делать? Может нам помогут, вот  эти пробирки.                                                                                                                                                                                                      2.         Основная часть: (рассматривание веществ в колбах, рассматривание картинок по теме НОД, практическое     выполнение задание,  физминутка,   рассматривание  предметов в лаборатории,  проглаживание рисунков,   поиск  секрета).                                                                                                                                - Ребята, мы сейчас рассмотрим с вами, что это за интересные жидкости налиты в пробирках. Сколько их?                                                                                            - Дети: три.                                                                                                                          - Разбейтесь на четверки  и определите, что у вас за вещество в пробирках.            – Как правильно определить?                                                                                       – Можно ли  пробовать вкус?                                                                                                 – Нет.                                                                                                                                  - А почему?                                                                                                                               - А как вы думаете,  можно нюхать вещества, которые находятся  в пробирке?                                                                                                                     – Нет.                                                                                                                                               – Может, кто ни будь,  из вас знает.  Как правильно  понюхать вещество  в пробирке.                                                                                                                      –  Правильно, взять пробирку в одну руку и держать её на расстоянии.  А другой  рукой  направлять поток воздуха  к  носу  по  чуть – чуть.                                                                                                                            - У   первой подгруппы, какое вещество?                                                                                                  - У нас  в колбе вещество белого цвета, мы предполагаем, что это молоко.           – Хорошо, молодцы.                                                                                                                  - У вас  вторая  подгруппа, какое вещество?                                                                             -  Мы предполагаем, что у нас в колбе мутное вещество, по запаху напоминает лук.                                                                                                                       – Правильно.                                                                                                                  – А вы догадались, что у вас?                                                                                         – Да у нас  мутное тоже вещество, по запаху напоминает  лимон.                          – Молодцы  во всех  колбах определили  разные вещества.    В наше время для письма используют шариковые ручки с пастой различной окраски. Этот способ возник очень давно.  Многие старинные рукописи дошли до наших дней: буквы, написанные старинными чернилами, сохранили свой цвет и блеск, несмотря на то, что с момента их написания прошли столетия.                                                                                                     Невидимыми, или по-другому симпатическими чернилами пользовались для ведения тайной переписки ещё в древние времена. Например, тайные  письма использовались  во время войны, что бы враги ни смогли прочитать   письма. Для написания этих  писем использовали  луковый сок, сок лимона или молока.                                                                                                                          - Сейчас я приглашаю вас сесть за столы   и каждому   налью  разные вещества в пробирки.    Используя разные вещества   написать инициалы своего имени, но кто хочет, может написать полностью свое имя.  Работа эта очень сложная и трудная.  Вспомните, как правильно нужно держать кисточку, если кто - то закончил, уберите кисточки на подставку.  Пока ваши работы будут  подсыхать  мы посмотрим слайды (просмотр слайдов).                                                                                                                                – Ребята предлагаю вас на разминку.                                                                                        На разминку становись!                                                                                         Вверх рука, другая вниз!                                                                                                       Повторяем упражнение,                                                                                                                     Делаем быстрей движенья.                                                                                      Раз  - вперед наклонимся.                                                                                       Два – назад прогнемся.                                                                                                И наклоны в стороны,                                                                                                                          Делать мы возьмемся.                                                                                                       Раз - два-три-четыре-пять.                                                                                                                        Кто там начал отставать?                                                                                                                           На ходьбу мы перейдем,                                                                                                                                                Заниматься вновь начнем.                                                                                       - Ребята посмотрите, что  на оставил профессор Семин в лаборатории?        - Это утюг, свечка, спиртовка, настольная лампа.                                                            - Может вы догадались, что это за предметы?  Как их используют?  Если вы затрудняетесь ответить, я вам подскажу, что эти предметы  при нагревании выделяют тепло. Значит, они называются нагревательными.  Если мы  используем свечку, что происходит, с листком бумаги он сгорит. А если мы используем спиртовку.                                                                                                - Правильно тоже сгорит. Что будет делать утюг? Правильно погладить.       - Я буду гладить, а вы посмотрите. Что происходит?                                        -  Да появляется рисунок.   Ребята вспомните каким веществом вы рисовали и под эту картинку повести  свой рисунок. Каких рисунков получилось больше, а каких меньше? На  сколько меньше?                                                                                        - А где же письмо профессора Семина?                                                               - Посмотрите,  ребята,  что нарисовал профессор Семин  симпатическими чернилами.                                                                                                                                                - Это карта.                                                                                                                                           - Что нарисовано на ней.                                                                                                        - Правильно наш музыкальный зал.  Давайте мы пойдем по карте, посмотрим, куда  она нас приведет (дети идут по карте  находят сундучок).                                                                                                                 3.        Заключительная часть: (оценка деятельности детей и самооценка,                                                                    подведение итогов ОД).                                                                                        – Ребята, чем вы сегодня занимались? Что нового вы узнали о чернилах? Как они называются? Вы теперь вместе с друзьями или с родителями можете отправлять послания друг другу. Думаю и подарок   профессора Семина вам понравился?    Заседание клуба «Хочу все знать» считаю закрытым. Ребята попрощайтесь с ученым советом. Всем гостям на прощанье скажем:                                                                                                  До свидания до скорой встречи нашей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Четвертый лишний" (черно-белый вариант)

Данная игра используется в процессе автоматизации звуков. Ребенок должен объяснить, какой предмет лишний и раскрасить (обвести) его....

воспитательно-образовательный проект "Экологический маршрут по Черному морю"

Предлагаю экологический проект. где рассматриваются методы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста в формировании экологической культуры у дошкольников 5-6 лет...

«Волшебная сила черной краски»

Цель: Заинтересовать детей получением оттенков темных цветов и познакомить  с изменением красок с помощью черных красок.Материал. Гуашь, палитры из плотной бумаги, тонкого картона, кисточка, стак...

Конспект НОД "Волшебные чернила"

Конспект НОД итоговый потеме "Волшебные чрнила", обобщения знаний детей о разных свойствах  веществ  при соприкосновением нагревательных приборов.             ...

Сценарий музыкальной сказки "Волшебная флейта и Черный дракон"

Сценарий музыкальной сказки по мотивам китайских народных сказок "Волшебная флейта и Черный дракон" для исполнения дошкольниками....

Конспект занятия по теме «Черные и белые грибы. Изучение белого и черного цвета»

Конспект занятия по теме «Черные и белые грибы. Изучение белого и черного цвета»...