ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность, заботиться о растениях и животных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsess_vzaimodeystviya_rebenka_s_rastitelnym_i_zhivotnym_mirom_protivorechiv.docx | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без самым серьезным образом организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. С психолого-педагогической точки зрения, важнейшее значение имеет определение типа отношения ребенка к природе, поскольку в типе зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые дают ключ к построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности с ребенком. Модальность - это качественно-содержательная характеристика субъективного отношения, в отличие от других его параметров, позволяющих провести лишь формально-количественный анализ. Модальность субъективного отношения к природе определяется двумя факторами. Во-первых, в какой роли: объекта или же субъекта субъективно для личности выступают в процессе взаимодействия природные объекты, иными словами, «с кем» разворачивается взаимодействие. Если природные объекты наделяются ребенком способностью выполнять функции субъекта, то по отношению к ним формируется так называемая субъектная установка и они начинают восприниматься ею уже не как объекты, а как субъекты (со всеми вытекающими из этого последствиями). Это явление в экологической психологии обозначается термином субъектификация. Во-вторых, модальность отношения к природе определяется характером преобладающих целей взаимодействия личности с ней: прагматическим (когда природа служит средством удовлетворения прагматических потребностей человека: пищевых, производственных и т.д.) или непрагматическим (когда не ставится цели получить такого рода «полезный продукт»), иными словами, «зачем» разворачивается это взаимодействие. Таким образом, модальность субъективного отношения к природе может быть охарактеризована, во-первых, по оси «объектная субъектная», а во-вторых, по оси «прагматическая непрагматическая». Соответственно выделяются четыре типа модальности:
1) объектно-прагматический,
2) объектно-непрагматический,
3) субъектно-прагматический,
4) субъектно-непрагматический.
Второй важнейшей характеристикой субъективного отношения является параметр интенсивности, являющийся показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п. Мы отвечаем за живое - за животных и за растения - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с собой. Например, животному (растению) больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит - как и я. Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Я познакомила детей с различными произведениями искусства, т.к. для осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое восприятие природы детьми. А так как дети становились старше, то немного и постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше думать и анализировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...