Методическая разработка "Знакомство с Республикой Беларусь"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Арула Марина Евгеньевна

Данный материал предназначен для преодоления коммуникативных и поведенческих барьеров, на воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России за счет знакомства с культурой, литературой, традициями и обычаями народа Республики Беларусь.Данные задачи решаются в таких  видах деятельности как игра, совместная деятельность, досуги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx13.36 КБ
Файл belorusskie_narodnye_igry.docx650.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Знакомство с Республикой Беларусь».

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству.

Важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость,  восприятие и усвоение информации,, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Одной из  разновидностей системы  знаний о Родине является ее социальные  сведения о стране, ее символике, народе, быте, обычаях и традициях, культуре.

На территории Российской Федерации проживает огромное количество различных народов и национальностей, крупнейшими из которых являются русские, татары, белорусы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Каждый представитель определенного народа обладает своими чертами: вероисповеданием, мировоззрением, языком, обычаями. Уважение и терпимость к культуре каждого народа именуется толерантностью.

Толерантность, как один из показателей культуры общества, дает представление об уровне сознания и воспитания граждан. Она не означает принятие иной культуры или религии, но означает уважение к представителю другого народа, обмен опытом и предоставление каждому человеку права жить в соответствии с приемлемым для него мировоззрением.

Знание особенностей каждого народа, проживающего на территории Российской Федерации, позволит понимать  их привычки и обычаи, и вместе с этим, сотрудничать,  обмениваться опытом и жить в мире и гармонии.

Данный материал предназначен для преодоления коммуникативных и поведенческих барьеров, на воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России за счет знакомства с культурой, литературой, традициями и обычаями народа Республики Беларусь.

Данные задачи решаются в таких  видах деятельности как игра, совместная деятельность, досуги. Разработан конспект НОД «Знакомство с Республикой Беларусь». Подобрана картотека народных белорусских  подвижных игр для детей.

Многие игры включены в планирование прогулок.  

В группе оформлен  мини-музей « Наш братский народ - белорусы».

Задачей такой работы является не только обогащение знаний и умений воспитанников, но  и работа с родителями. Благодарю активной позиции  мам и пап в группе появился альбом с фотографиями детей с их родственниками « Как я отдыхал в Республике Беларусь», дополненный рассказами и рисунками деток. Также знакомили ребят с традициями и культурными обычаями Белорусии.

Такие мероприятия способствуют формированию у дошкольников познавательного компонента, воспитывают чувство гордости за свою Родину, позволяют понимать  и принимать людей другой национальности, уважать их обычаи и традиции.



Предварительный просмотр:

Народные белоруские игры

                     БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Михасик.

Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. После произнесенных ведущим слов: Ты, Михасик, не зевай, не зевай!

Лапоточки обувай, обувай! -

звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.

С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.

Правила игры. Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.

http://pedagogic.ru/pic/glass.gif

Прела-горела (Прэла-гарэла).

Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела, за море летела,

А как прилетела,

Так где-то и села,

Кто первый найдет,

Тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

                               

                             

                    Заяц-месяц (Зайка-маладзик)

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

- Заяц-месяц, где был?

- В лесу.

- Что делал?

- Сено косил.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Чур.

На кого падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова чур. Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

                            Ежик и мыши (Вожык и мышы)

Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик - в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова:

Бежит ежик - тупу-туп,

Весь колючий, остер зуб!

Ежик, ежик, ты куда?

Что с тобою за беда?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:

Ежик ножками туп-туп!

Ежик глазками луп-луп!

Слышит ежик - всюду тишь,

Чу!.. Скребется в листьях мышь!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

Беги, беги, ежик,

Не жалей ты ножек,

Ты лови себе мышей,

Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

                                                                            Иванка.

На земле чертят круг диаметром 5 - 10 м. Это лес, а в середине квадратик - дом лесовика. В квадрат помещают Иванку и выбирают лесовика. Остальные - лебеди. Лебеди, залетая в лес, пробуют забрать Иванку, а лесовик - поймать лебедей рукой или дотронуться до них прутиком. Лебедь, которому удается вывести из леса Иванку, сам становится лесовиком, и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом лесовика нельзя. Пойманные лебеди выбывают из игры до смены ролей. Лесовик не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

Мельница (Млын)

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Ленок (Лянок)

На земле рисуют кружки - гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.

Правила игры. Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.

                            Охотники и утки (Паляуничы и качки)

Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна команда - качки (утки), другая - охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5 - 3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток - стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются.

Правила игры. Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.

Заплетись, плетень! (Запляцися, пляценъ!)

Играющие делятся на две равные по силам команды - зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - коридор шириной 10 - 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы - на одном из концов площадки. Дети - плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.

Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

                                            Лиски

((Лиской может быть любой предмет - кубик, мячик, игрушка)).

Играющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса - ведущего и, построившись в круг диаметром 10 - 20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:

- Где был?

- В лесу. Кого поймал?

- Лиску.

- Верни лиску мою.

- За так не отдаю.

- За что отдашь - скажи сам.

- Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, лисом игрок, который остался.

Правила игры. Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

                                         Просо (Проса)

Играющие становятся в шеренгу. Ведущий подходит к одному из них и говорит:

- Приходи к нам просо полоть.

- Не хочу!

- А кашу есть?

        - Хоть сейчас!

- Ах, ты ж, лодырь!

После этих слов ведущий и лодырь (гультай) обегают шеренгу и один из них, кто прибежал быстрее, занимает в шеренге освободившееся место. Тот, кто остался, становится ведущим.

Правила игры. Начинать бежать надо только после слов: «Ах, ты ж, лодырь!» Чтобы ведущий и гультай не мешали друг другу во время бега, ведущий должен бежать вдоль шеренги перед ребятами, а гультай - за их спинами. Выигрывает тот, кто первым встанет в шеренгу.

Мороз (Мароз)

С помощью считалки выбирается Дед Мороз.

Ты зеленый, ты красный,

Ты в шубе, ты в кушаке,

У тебя синий нос,

Это ты, Дед Мороз!

Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его.  Замороженный стоит неподвижно в любой позе.

Правила игры. Разбегаться можно только после окончания считалки. В момент заморозки можно принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.

                               

Колечко (Пярсцёнак)

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.

Правила игры. После слов: «Колечко, выйди на крылечко!» - все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

Гуси летят (Гуси ляцяць)

Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов: Гуси летят», «Утки летят» и т. д. Дети поднимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «Летят» - и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут допустить ошибку и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать).

Правила игры. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

У Мазаля.

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

- Здравствуй, дедушка Мазаль -

С длинной белой бородой,

С карими глазами,

С белыми усами!

- Здравствуйте, детки!

   Где вы были?

   Что делали?

- Где мы были, вам не скажем,

А что делали - покажем!

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Хлоп, хлоп, убегай! (Лясь, лясь, уцякай!)

Играющие ходят по площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. На слова ведущего:

Хлоп, хлоп, убегай!

Тебя кони стопчут.

А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь -

несколько игроков начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры. Убегать можно лишь после слова прокачусь. Тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

                             Перетягивание (Пацяг)

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Правила игры. Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

Жмурки (Жмурки)

Все идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Как приведут к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают такой разговор с котом:

- Кот, кот! На чем стоишь?

- На дубу!

- За что держишься? За сук!

- Что на суку?

- Ульи!

- Что в ульях?

- Мед!

- Кому да кому?

- Мне да сыну моему!

- А нам что?

- Глины на лопате!

Тут все начинают тормошить кота и поют песенку:

Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. А кот Апанас принимается ловить играющих. Все вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

Правила игры. Ловить и разбегаться можно только после слов: «Не развязывая глаз!» Осаленный временно выходит из игры.

Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, - капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати - тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.

Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

                                    Грушка.

Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу: Мы посадим грушку -

Вот, вот!

Пускай наша грушка

Растет, растет!

Вырастай ты, грушка,

Вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка,

Вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка,

Вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка,

Покружись ты для нас!

А мы эту грушку

Все щипать будем.

От нашей Марийки

Убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.

Правила игры. Все игровые действия должны быть четко согласованы со словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие по Республике Беларусь».

                       Открытое занятие:       «Путешествие по Республике Беларусь».    ...

Методическая разработка. Проект "Республика Ингушетия"

Введение регионального компонента в образовательный процесс, изучение малой родины, является первым шагом в формировании детского мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содейст...

Знакомство с республикой Беларусь

Сценарий для выступления ко Дню толерантности, посвященный республике Беларусь...

Презентация "Россия и республика Беларусь" (подготовительная группа)

Это интересный и познавательный материал о республике Беларусь, предназначенная к участию в  виртуальном фестивале национальных культур...

Паспорт растений уголка природы (в соответствии с учебной программой дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства Образования Республики Беларусь)

В паспорте представлен перечень комнатных растений в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства Образования Республики Беларусь 15 а...

Ознакомление дошкольников с символикой Республики Беларусь

Предлагаю вниманию коллег материал по ознакомлению дошкольников с символикой Беларуси...

Проект «Дружба народов» . Путешествие по Республике Беларусь.

Актуальность: Проблема воспитания у детей культуры межнационального общения обусловлена общим ростом национального самосознания и на сегодняшний день является весьма актуальной, в том числе и на ...