НОД по экологии "Цветик-семицветик"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Шевлякова Елена Алексеевна

Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Голод заставляет птиц на время забыть о естественной осторожности.
Посмотришь в оРебята, сегодня мне передали с почты посылку для детей старшей группы. (Берет конверт, читает.)

«Здравствуйте, дорогие дети. Я слышала, что вы хорошие, умные дети, я очень хочу  познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Надо произнести волшебные слова и сразу окажитесь в моем волшебном лесу… Фея Природы»

 

В Королевство Природы попасть легко, не надо ехать далеко.

Если  испытания пройдем, то фею Природы мы найдем!(Звучит фоновая музыка)

Вам нужно быть дружными и помогать тому, кому нужна будет помощь. Готовы?кно, а там птички словно говорят - «Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны»!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tsvetik-semitsvetik.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения по экологии в старшей группе

«Цветик - семицветик»

Автор: Шевлякова Е. А.,

воспитатель МДОУ – д/с. с. Приволжское

Возрастная группа: старшая группа

 Цель: воспитание экологической культуры.

Задачи:

- формировать умение сортировать мусор, определяя по свойствам и визуально материал, из которого сделан предмет;

- продолжать развивать стремление высказывать собственные суждения;

- воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.

 

Оборудование и материалы: письмо; цветок с заданиями; карты-схемы «Напоминающих знаков»; кружки жёлтого, зелёного, белого, красного цветов; медали; карточки «Что чем было»; запись пения птиц, фоновая музыка для преодоления полосы препятствий, сортировки мусора; плед и провизия для привала; контейнеры с условными обозначениями для сортировки мусора». 

Ход развлечения:

Ребята, сегодня мне передали с почты посылку для детей старшей группы. (Берет конверт, читает.)

«Здравствуйте, дорогие дети. Я слышала, что вы хорошие, умные дети, я очень хочу  познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Надо произнести волшебные слова и сразу окажитесь в моем волшебном лесу… Фея Природы»

В Королевство Природы попасть легко, не надо ехать далеко.

Если  испытания пройдем, то фею Природы мы найдем!(Звучит фоновая музыка)

Вам нужно быть дружными и помогать тому, кому нужна будет помощь. Готовы?

Закрыть глаза и сделать шаг, теперь в ладоши хлопнуть так:

Один хлопок, ещё хлопок- и вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса, откройте поскорей глаза. (Слайд №1)

Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Смотрите волшебный цветок - Цветик-Семицветик. Ребята, а на лепестках что-то написано. Да это же задания!

Красный лепесток«Назови художника».

Ребята, скажите, сколько времен года у природы? У каждого времени свои краски. Дети, возьмите карточки. Я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый. Будьте внимательны!

***

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга,

У осин заснеженных ветки как рога. Зима (белый) Слайд №2

***

У второго – синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава. Весна (зеленый) Слайд №3

***

На картине третьего красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые пушистые в небе облака. Лето (красный) Слайд №4

***

А четвёртый – золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам,

Кто же тот художник? Догадайся сам! Осень(желтый) Слайд №5

Молодцы! Хорошо знаете времена года. Какое задание на оранжевом лепестке?

Оранжевый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

Воспитатель: Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал. Или кем был и кем стал.

Икринка – малёк – рыба. Слайд №6

Яйцо – Цыплёнок – курица. Слайд №7

Жёлудь – росток – дуб. Слайд №8

Капля – река – море. Слайд №9

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

Жёлтый лепесток.

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорош – показываем зеленый «Светофорчик», если плохо, то красный!

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если съем конфетку, пирожок и выброшу бумажку? (нет)

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

- Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

- Если лес я берегу, мусор убираю? (да)

- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)   Молодцы! Слайд №10

Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

Голубой лепесток.

Воспитатель: А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

Слайд №11

Нашёл Лёша гнездо птички с яичками  в траве. Они ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А птичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? (ответы детей)

Гнездо на ветке – птичий дом. Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй и никому не позволяй!

Слайд №12

Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И  в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель? (ответы детей)

Цветок на лугу  сорвала я на бегу. Сорвала, а зачем – объяснить я не могу.

В стакане он день простоял и завял. А сколько бы он на лугу простоял?

Слайд №13

В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

(ответы детей)

У болотной мягкой кочки, под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка, пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет, лучше лесу пусть поможет.

Слайд №14

Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают, потому что…» Что сказала Настя?

(ответы детей)

Не бери ежа с собой, отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый хочет жить с ежихой мамой.

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Дерево, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они на планете мы останемся одни.

 А теперь Фиолетовый лепесток. Блиц – вопросы для юных знатоков природы.

– Кто на себе дом носит? (Улитка) Слайд №15

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) Слайд №16

– У какого зверя куст на голове? (олень) Слайд №17

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта) Слайд №18

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк) Слайд №19

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка) Слайд №20

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка) Слайд №21

– Какую птицу называют «лесным доктором»(Дятла) Слайд №22

– Какое животное называют «кораблём пустыни»(Верблюд) Слайд №23

- Какая птица ночью не спит? (сова) Слайд №24

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло). Слайд №25

- знак «Зона отдыха» Слайд №26

Мы устали, и я предлагаю сделать привал. Немного отдохнуть, перекусить и послушать голоса птиц.

Нам надо отправляться дальше на поиски Феи Природы. Ребята, куда же мы денем мусор? А что же на синем лепестке? Нам подскажет  Синий лепесток. Знак «Опасность».

В последнее время мусора становится все больше и больше. Значит и свалок становится больше. Слайд №27

Какая картина перед нами – приятная или нет? Как вы думаете,  свалки – это хорошо или плохо? (Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много ворон, которые разносят мусор, много крыс и собак. Рядом со свалкой человеку жить нельзя, поэтому строят перерабатывающие комбинаты).

Много жалоб накопилось у природы на людей. Слайд №28

Воды речек замутились, пересох в лесу ручей. 

Если только захотите вы природе помогать, Слайд №29

Лучше правила учите, чтобы их не забывать!

Ребята, у нас остались фантики от конфет и емкости от воды. Давайте посмотрим, сколько мусора мы выбрасываем только из одной нашей группы. Возьмите по одному фантику и положим их вместе. Смотрите, какая большая получилась куча, а если сюда положат фантики все дети нашего садика, а потом еще и родители, то мы с вами просто не сможем выйти из садика. А если мы будем складывать бумагу в специальный контейнер, то его смогут увезти на специальный завод на переработку и сделают из старой бумаги новую.

Мы по улице идем, на которой мы живем

Мы бумажки и стекляжки собираем и кладем.

Бумажку в корзинку, стекляшку в ведро,

Бутылку от колы в другое ведро.

Если дружно потрудиться, все вокруг преобразится. Слайд №30

Зелёный лепесток. «Вторая жизнь».

Ребята, как вы думаете, можно использовать некоторые вещи ещё раз. (Ответы детей). Из остатков материала можно сделать тряпичных кукол, сшить одежду куклам или прихватки для кухни, подставки под карандаши, поделки.

Это нужно не только знать и помнить, но и выполнять. Расскажите про них своим родным и друзьям.

Ребята, вы настоящие знатоки природы. А вот и она - Фея Природы!  Слайд №31.

Она с радостью принимает вас в «Клуб любителей природы» и награждает вас заслуженными медалями и приготовила нам контейнеры в нашу группу. Какой мусор мы будем сортировать? Спасибо тебе Фея Природы!

А нам пора возвращаться в детский сад.

Закрой глаза, хлопок такой: и вот детский садик наш родной!

Где мы с вами были? И что делали? (Ответы детей)

Что же нового мы сегодня с вами узнали?

Дети: Мы узнали, что отходы можно повторно использовать и делать новые вещи. А для этого мусор надо сортировать, а не выбрасывать все вместе в одном мешке.

Воспитатель: Правильно, ребята. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой дом, улицу то вокруг нас будут чистые города, поселки, деревни. А природа будет снова дарить нам свои дары. Предлагаю пройти в группу и нарисовать то, что нам понравилось.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ              ОПАСНОСТЬ!

НАЗОВИ ХУДОЖНИКА        БЛИЦ ОПРОС

КЕМ (ЧЕМ) БЫЛ? КЕМ (ЧЕМ) СТАЛ?

ЕСЛИ Я ПРИДУ В ЛЕСОК?

СИТУАЦИИ

«Здравствуйте, дорогие дети. Я слышала, что вы хорошие, умные дети, я очень хочу  познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Надо произнести волшебные слова. Если все сделаете правильно -  сразу окажитесь в волшебном лесу… Фея Природы»

Ребята, сегодня утром я нашла на нашем участке необычную корзинку. (Берет конверт, читает.)

«Здравствуйте, дорогие дети. Я слышала, что вы хорошие, умные дети, я очень хочу  познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать? Но для этого вы должны пройти испытания. Надо произнести волшебные слова и пройти полосу препятствий. Если все сделаете правильно -  сразу окажитесь в волшебном лесу… Фея Природы»

В Королевство Природы попасть легко, не надо ехать далеко.

Если  препятствия пройдем, то фею Природы мы найдем!(Звучит фоновая музыка)

Вам нужно быть дружными, идти друг за другом и помогать тому, кому нужна будет помощь. Готовы?

Закрыть глаза и сделать шаг, теперь в ладоши хлопнуть так:

Один хлопок, ещё хлопок- и вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса, откройте поскорей глаза. (Слайд №1)

Вот мы и попали в государство Феи Природы. А где же она сама? Давайте поищем ее. Смотрите волшебный цветок - Цветик-Семицветик. Ребята, а на лепестках что-то написано. Да это же задания!

Красный лепесток«Назови художника».

Дети, возьмите карточки. Каждый получит один цвет. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый. Будьте внимательны!

***

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга,

У осин заснеженных ветки как рога. Зима (белый) Слайд №2

***

У второго – синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава. Весна (зеленый) Слайд №3

***

На картине третьего красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые пушистые в небе облака. Лето (красный) Слайд №4

***

А четвёртый – золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды зреют по лесам,

Кто же тот художник? Догадайся сам! Осень(желтый) Слайд №5

Жёлтый лепесток.

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру: «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорош – показываем зеленый «Светофорчик», если плохо, то красный!

- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

- Если съем конфетку, пирожок и выброшу бумажку? (нет)

- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

- Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

- Если лес я берегу, мусор убираю? (да)

- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)   Молодцы! Слайд №10

Молодцы! Хорошо знаете времена года. Какое задание на оранжевом лепестке?

Оранжевый лепесток. Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал».

Воспитатель: Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал. Или кем был и кем стал.

Икринка – малёк – рыба. Слайд №6

Яйцо – Цыплёнок – курица. Слайд №7

Жёлудь – росток – дуб. Слайд №8

Капля – река – море. Слайд №9

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.

Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.

Голубой лепесток.

Воспитатель: А вот здесь, ребята, вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации.

  • Нашёл Лёша гнездо птички с яичками  в траве. Они ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А птичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше? (ответы детей) Слайд №11

Гнездо на ветке – птичий дом. Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй и никому не позволяй!

  • Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И  в изумлении остановились: «Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель? (ответы детей) Слайд №12

Цветок на лугу  сорвала я на бегу. Сорвала, а зачем – объяснить я не могу.

В стакане он день простоял и завял. А сколько бы он на лугу простоял?

  • В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

(ответы детей) Слайд №13

У болотной мягкой кочки, под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка, пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет, лучше лесу пусть поможет.

  • Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают, потому что…» Что сказала Настя?

(ответы детей) Слайд №14

Не бери ежа с собой, отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый хочет жить с ежихой мамой.

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Дерево, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они на планете мы останемся одни.

 А теперь Фиолетовый лепесток. Блиц – вопросы для юных знатоков природы.

– Кто на себе дом носит? (Улитка) Слайд №15

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) Слайд №16

– У какого зверя куст на голове? (олень) Слайд №17

– Перечислите хвойные деревья.  Слайд №18

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк) Слайд №19

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка) Слайд №20

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка) Слайд №21

– Какую птицу называют «лесным доктором»(Дятла) Слайд №22

– Какое животное называют «кораблём пустыни»(Верблюд) Слайд №23

- Какая птица ночью не спит? (сова) Слайд №24

– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло). Слайд №25

- знак «Зона отдыха» Слайд №26

Мы устали, и я предлагаю сделать привал. Немного отдохнуть, перекусить и послушать голоса птиц.

Нам надо отправляться дальше на поиски Феи Природы. Ребята, куда же мы денем мусор? А что же на синем лепестке? Нам подскажет  Синий лепесток. Знак «Опасность».

В последнее время мусора становится все больше и больше. Значит и свалок становится больше. Слайд №27

Какая картина перед нами – приятная или нет? Как вы думаете,  свалки – это хорошо или плохо? (Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много ворон, которые разносят мусор, много крыс и собак. Рядом со свалкой человеку жить нельзя, поэтому строят перерабатывающие комбинаты).

Много жалоб накопилось у природы на людей. Слайд №28

Воды речек замутились, пересох в лесу ручей. 

Если только захотите вы природе помогать, Слайд №29

Лучше правила учите, чтобы их не забывать!

Ребята, у нас остались фантики от конфет и емкости от воды. Давайте посмотрим, сколько мусора мы выбрасываем только из одной нашей группы. Возьмите по одному фантику и положим их вместе. Смотрите, какая большая получилась куча, а если сюда положат фантики все дети нашего садика, а потом еще и родители, то мы с вами просто не сможем выйти из садика. А если мы будем складывать бумагу в специальный контейнер, то его смогут увезти на специальный завод на переработку и сделают из старой бумаги новую.

Мы по улице идем, на которой мы живем

Мы бумажки и стекляжки собираем и кладем.

Бумажку в корзинку, стекляшку в ведро,

Бутылку от колы в другое ведро.

Если дружно потрудиться, все вокруг преобразится. Слайд №30

Зелёный лепесток. «Вторая жизнь».

Ребята, как вы думаете, можно использовать некоторые вещи ещё раз. (Ответы детей). Из остатков материала можно сделать тряпичных кукол, сшить одежду куклам или прихватки для кухни, подставки под карандаши, поделки.

Это нужно не только знать и помнить, но и выполнять. Расскажите про них своим родным и друзьям.

Ребята, вы настоящие знатоки природы. А вот и она - Фея Природы!  Слайд №31.

Она с радостью принимает вас в «Клуб любителей природы» и награждает вас заслуженными медалями и приготовила нам контейнеры в нашу группу. Какой мусор мы будем сортировать? Спасибо тебе Фея Природы!

А нам пора возвращаться в детский сад.

Закрой глаза, хлопок такой: и вот детский садик наш родной!

Где мы с вами были? И что делали? (Ответы детей)

Что же нового мы сегодня с вами узнали?

Дети: Мы узнали, что отходы можно повторно использовать и делать новые вещи. А для этого мусор надо сортировать, а не выбрасывать все вместе в одном мешке.

Воспитатель: Правильно, ребята. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой дом, улицу то вокруг нас будут чистые города, поселки, деревни. А природа будет снова дарить нам свои дары. Предлагаю пройти в группу и нарисовать то, что нам понравилось.