«Лук от семи недуг»
проект по окружающему миру (средняя группа)
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно – образовательной работы с детьми в ДОУ. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Но не все дети знают, как именно растет лук, какие условия необходимы для его роста. Исходя из этого, мы решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике в комнатных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_luk.docx | 193.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Лук от семи недуг»
Наименование проекта | «Лук от семи недуг» |
Вид проекта, сроки | Познавательно - исследовательский, краткосрочный |
Участники проекта | дети средней группы "Воробушки" МАДОУ №4, родители, воспитатель Кулябина Г.Г. |
Актуальность | В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно – образовательной работы с детьми в ДОУ. Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В ходе беседы с детьми выяснилось, что все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. Но не все дети знают, как именно растет лук, какие условия необходимы для его роста. Исходя из этого, мы решили провести исследование по выращиванию лука на подоконнике в комнатных условиях |
Цель проекта | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию зелёного лука в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами роста растения. |
Задачи проекта |
|
Ожидаемые результаты |
|
Обеспечение проекта: материально-техническое | Репчатый лук, земля, лейка, вода, мнемотаблица, карандаши, клей, бумага, ножницы, демонстрационный материал по теме, художественная литература, ноутбук. |
I этап – подготовительный:
1.Анкетирование родителей. Беседа с родителями на тему проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Попросить родителей помочь в приобретении посевного лука, земли и горшочков для посадки.
2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Лук от семи недуг».
II этап – основной:
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
03.02 04.02. 05.02 -28.02.
06.03. | Ситуативная беседа: «Почему заболели дети из нашей группы?» Знакомство с художественным произведением: Дж. Родари «Чиполлино». Опытно-экспериментальная деятельность «Посадим лук» Видеофильм для детей «Почему растения растут?»
Наблюдение за ростом лука. Чтение сказки «Луковая семья» Познакомить детей с видами и свойствами лука. Наблюдение «Растут ли наши луковицы». Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Рассматривание луковых перьев через лупу. Отгадывание загадок, чтение стихов, пословиц о луке Дидактические игры: «Что где растёт», «Вершки корешки». Аппликация «Ай да лучок!» Срезать выращенный лук, подать к обеду. | Вместе с ребенком подготовить и принести пластиковый стаканчик, украсив его изображением Чиполлино; луковицу для посадки. Просмотр мультфильма «Чиполлино» Зарисовать схему посадки лука в землю вместе с детьми. Выучить пословицу или загадку о луке по мнемотаблицам. Консультация в родительский уголок «Лук от семи недуг». Выставка аппликаций в родительский уголок Предложить родителям закрепить в домашних условиях приобретенные знания и навыки по выращиванию лука. | Изготовление модели огорода на подоконнике Внести в книжный уголок произведение Дж. Родари «Чиполлино». Создание схемы по посадке лука в землю. Внести контейнер, репчатый лук, землю, лейку с водой. Создать мнемотаблицы по пословицам и поговоркам о луке. Пополнить книжный уголок сказкой «Луковая семья» Разместить в уголке природы демонстрационный материал для посадки лука. Пополнить книжный уголок произведениями: «Вершки и корешки». Пополнить уголок экспериментирования схемами роста растений. Внести лупы, репчатый и зеленый лук. Оформление выставки детских работ" Ай да лучок!» |
III этап – заключительный:
Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели ещё один опыт исследовательской деятельности.
В процессе работы над проектом дети рассматривали рост лука в комнатных условиях. Узнали где ещё кроме супа и салата можно использовать зеленый лук. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение и радость.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Есть ли у вас огород, дача?
- Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?
- Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?
- Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?
- Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?
- Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка в оказании помощи?
Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет). Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне».
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в то же самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько, мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.
Загадки про лук:
Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук) Скинули с Егорушки Золотые перышки, Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук) Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он. Когда чистишь – слезы льешь. (Лук) Пришла Таня в желтом сарафане: Стали Таню раздевать, Давай плакать и рыдать. (Лук) | Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук) Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) Сарафан не сарафан, платьице не платьице, А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук) Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук) Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … (Лук) |
Пословицы и поговорки о луке в мнемотаблице.
Лук с чесноком родные братья.
Лук слаще редьки.
Сказка «Три брата».
«Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.
- Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюшке и сказали:
- Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш брат Чеснок.
- А кого вы защищаете? – спросил мальчик.
- Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, — гордо ответили луки.
- Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.
- Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка, — Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь придти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.»
Воспитатель показывает ребятам семена лука.
- Посмотрите, какие они мелкие. Как вы думаете, почему семена лука называют «чернушка» (потому что семена черного цвета?
Воспитатель читает сказку дальше.
««Без меня наш старший брат Репчатый лук, никогда не вырастит», — сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!»
Показать лук севок. Предложить детям подумать, почему он так называется (чтобы его вырастить, нужно сначала посеять семена, севок от слова «сеять»).
- А, что за медные латы выращивает Севок для своего брата (это шелуха?
- Что за зеленые перья спасают человека от нехватки витаминов?
Воспитатель читает дальше.
«- Я все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить», — сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.»
- Как Репчатый лук может отплатить добром своим братьям (он дает семена-чернушки).
«- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.
- Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.
- Какие вы все дружные, — с уважением произнес Илюшка.
- Нас трое братьев в роде лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый».
– Вы уже знаете, для того, чтобы вырастить лук, сначала сеют семена-чернушки, из которых получается лук-севок, и уже из лука-севка вырастает репчатый лук, который мы употребляем в пищу. У меня есть севок белого, желтого и красного цвета и головки репчатого лука таких же цветов. Как вы думаете, из севка какого цвета вырастит какой лук? (выходят трое детей и распределяют луковицы по цвету).
- Может ли из севка белого цвета вырасти красная или желтая луковица?
- Красные и белые сорта лука более сладкие. Их используют для приготовления салатов, и так и называют – салатные. Однако, когда ученые решили посчитать сколько сахара, содержится в разных сортах лука, то оказалось, что наш обычный репчатый лук содержит наибольшее количество сахара
Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»
(КНИГА "СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ" (ТОМ 2))
В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.
— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.
Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.
— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.
В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.
— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.
Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.
— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.
— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.
— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Лук от семи недуг"
Проект "Лук от семи недуг" был осуществлен с детьми младшего дошкольного возраста. Была выбрана тема проекта, разработана документация. В проект была включена теоретическая, практическая и продуктивна...
лук от семи недуг
лук от семи недуг...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Лук от семи недуг"
Материал для показа детям, который содержит информациию о луке....
Проект "Лук от семи недуг"
Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Лук от семи недуг"...
"Лук от семи недуг"
Познавательно-иссседовательская деятельность...
Конспект занятий по экологии в подготовительной группе "Лук от семи недуг"
Занятие обрашает внимание детей на полезные свойства лука. Рассказывает об его применении в различных областях. Учит детей наблюдать за ростом растений, прививает интерес к овощам....
Занятие по экологии в средней группе «Лук — от семи недуг»
Цели:• дать детям представление о происхождении лука, приёмах его возделывания и применении;• дать детям представление о разных видах лука• активизация и обогащение словарного запаса детей (луковица, ...