Конспект "Экология в играх"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ткачева Валентина Антоновна

Конспект "Экология в играх"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_v_igrah._vystuplenie.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение  детский сад №7 "Сказочная полянка" общеразвивающего вида

Конспект

"Экология в играх"

                                    Подготовила :

                                                                                                 воспитатель Ткачева В.А.

Заринск 2020

Уважаемые коллеги, взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде. Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Для детей своей группы я подготовила дидактическую игру "Перфокарты".

Дидактическая игра «Перфокарты» предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной группы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологией, работы на занятиях, для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, для диагностики уровня сформированности экологических представлений. Игра разработана с учетом трудностей, которые встречаются при обучении детей учебному материалу, а также с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания. Она имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается его практическая ценность, эстетичность и актуальность. Пособие «Перфокарты» было апробировано на детях 5 – 7 лет в качестве исходной диагностики уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. 

В процессе деятельности с данным пособием, систематизируются знания детей об объектах живой природы, развивается их логическое мышление, зрительное восприятие, память, внимание и воображение, а так же мелкая моторика пальчиков рук, воспитывается бережное отношение к объектам живой природы.

Цель игры: систематизировать знания детей об объектах живой природы.

Задачи игры:

  • упражнять в классификации, сравнении, общении, доказательной речи;
  • уточнять знания детей о диких, домашних животных и птицах; овощах и фруктах, ягодах и грибах, насекомых и пресноводных животных, о деревьях;
  • развивать мышление, память, внимание, слуховое восприятие, связную речь, умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к объектам живой природы.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Перфокарты» используется для индивидуальной работы с детьми, для игры в парах, а также для подгруппы детей.

Правила игровой деятельности: в игре участвуют 2 - 4 человека; детям предлагается рассмотреть карточку и ответить на вопросы устно, или отметить маркером «картинку – ответ» нужным цветом; выигрывает игрок, набравший большее количество правильных ответов.

Материалы и оборудование: 8 игровых таблиц (перфокарты): «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Деревья», «Ягоды», «Птицы», «Животные Севера и Юга», «Цветы», «Грибы»; цикл заданий (карточки № 1-8); набор маркеров; материал (губка) для очищения перфокарт, фишки (материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны). Время игры: 20 – 30 минут.

Ход игры:  

1 этап: Детям предлагается отметить маркером ответы на заданные вопросы ведущего по карточкам, выигрывает игрок, правильно ответивший на все вопросы карточки.

2 этап: Подгруппе детей предлагается игра–соревнование «Отвечай быстрее!». Перед детьми вывесить игровые таблицы. Предложить их рассмотреть и быстро ответить на вопросы. Игрок, ответивший первым на вопрос ведущего, получает фишку. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек. Аналогично проводится игра по командам.

 3 этап: Ведущий описывает картинку, дети узнают ее по описанию и называют, получая за правильный ответ фишку. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Анализ результатов игры:

Дети научились рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, воспринимать окружающий мир  во всем его многообразии, ориентироваться в нем. Ведь проводимая игра с детьми требовала от них интеллектуальных усилий, анализа, размышления. Дети научились мыслить, расширился круг знаний об объектах живой природы. Наша задача была увлекать детей познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием.

                        Сегодня я хочу вам показать несколько опытов и экспериментов, которые можно провести с детьми в детском саду и дома.

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Эксперименты вызывают у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.)

        Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

         В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды – людям не жить на земле.

Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям. Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

1.Волшебный стакан.

Налейте воду в стакан, обязательно до самого края. Накройте листом плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переверните стакан кверху дном. На всякий случай, проделывайте все это над тазом или в ванной. Теперь уберите ладонь… Фокус! Вода по-прежнему остается в стакане!

2. Вулкан на столе.

 Волшебница мама может все, даже сделать настоящий вулкан! Возьмите «волшебную палочку», произнесите заклинание, и «извержение» начнется.

 Вот простой рецепт колдовства: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная реакция нейтрализации, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» – зрелище просто фантастическое!

 Этот опыт наглядно показывает взаимодействие щелочи с кислотой, реакцию нейтрализации. Подготавливая и осуществляя эксперимент, можно рассказать ребенку о существовании кислотной и щелочной среды.

3. Цвет в молоке.

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды. Ход опыта: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

4. Лава лампа.

Всплывающие цветные пузырьки вызовут восторг не только у детей, но у их родителей.

Понадобится: высокая емкость, вода, масло растительное,  соль, краситель.

Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости. Остальные 1/3 заливаем маслом. Но если вы возьмете ровные пропорции, то будет только зрелищнее. Капните несколько капель жидкого красителя (сыпучий компонент лучше предварительно развести в воде). Начинаем бросать по 5 г соли (примерно 1 ч. л.), которая и будет вызывать образование пузырьков. Чем чаще будете ее бросать, тем больше будет пузырьков

Масло легче воды, но вода легче соли. При попадании соль захватывает капли масла и опускает их на дно. Но когда кристаллы растворяются, то эти капли поднимаются. Краситель создает более зрелищный эффект. Если вместо соли возьмете любую шипучую таблетку, то будете наблюдать беспрерывное бурление жидкости.

5. Домашний дождик.

Нужны: Большая прозрачная емкость (банка, салатница), вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.

Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.

Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.

6. Как достать монетку, не  намочив рук.

Положите монету в тарелку и налейте воды. Можете сказать ребёнку, что у вас получится достать её, не прикасаясь к воде. Поставьте свечку в центр тарелки и через какое-то время накройте её стаканом. Огонь быстро погаснет, а вода поднимется вверх по перевёрнутому сосуду, открыв монету.

Почему так происходит. Когда свечка погасла, разгорячённый воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объёме. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место.

7. Опыт радуга.

 Чтобы сделать радугу понадобится: M&Ms или Skittles конфетки, которые Вы сможете приобрести в любом магазине, тарелка, вода.

Положите немного конфет M&Ms на тарелку. Расположите M & Ms по кругу.

Добавьте осторожно воду в середину тарелки, пока вода не коснется всех конфет. Не добавляйте много воды, иначе конфеты смогут «выйти» из круга. Все! Теперь просто наблюдайте. В течении нескольких минут, перед Вашими глазами, появится красивая радуга.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...