Экологический проект "Береги природу"
проект по окружающему миру

Шалимова Мария Сергеевна

Полное описание проекта  по экологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_ekologicheskiy_proekt.docx482.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Берегите природу»

Проектная деятельность совместно с  родителями в экологическом воспитании дошкольников.

 Дерево, цветок, трава и птица -
       Не всегда умеют защититься.
  Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

Актуальность проекта

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и нравственного воспитания, экологической грамотности.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. 

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Вид проекта: долгосрочный (8 месяцев) Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение.

Участники: педагоги совместно с воспитанниками и их родителями.

Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды.

Задачи проекта: .

1. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять

2. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

Формы и методы работы с родителями:

1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Оформление папки «Наш дом- природа».

3. Изготовление фотоальбома.

4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

6. Участие родителей в субботниках.

7. Сбор пластиковых отходов.

8. Проведение совместных экологических экскурсий.

9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности

Ожидаемые результаты:

1.Участие родителей в экологическом образовании детей;

2.Совместное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

3.Расширение знаний и представлений об экологии родного города.

Перспективный план проекта.

Октябрь

1. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

2. Создать папку-раскладушку: «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).

3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».

4. Оформить стенгазету в группе «Природа Новосибирской области».

Ноябрь

1. Провести консультацию «Не бросай мусор!». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем районе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования.

2. «Мой выходной день» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.

3. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.

Декабрь

1. Разработать совместно с родителями презентацию на тему: «Как научить ребенка защищать природу».

2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).

4. «Ёлочка- зелёная иголочка». Провести беседу с родителями об охране елей и сосен в канун Нового года.

Январь

1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Водоёмы нашего района!»  В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов.

2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Не бросайте мусор, где попало!»

3. «Помоги пернатым» – привлечь родителей к изготовлению кормушек.

4. Конкурс для родителей на лучшую кормушку для птиц.

Февраль

1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.

2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.

3. Оформить передвижную папку для родительского уголка « Наш дом- природа».

4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Природа зимой»

Март

1. Беседа на тему: «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?

2. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.

3. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.

4. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»

Апрель

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.

3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.

4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

Май

1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.

2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.

3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.



Приложение 1.1

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Ф.И.О.

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района?

Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?


   Приложение 1.2

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

1. Есть ли у вас дома животные? ____________________________________

2. Есть ли комнатные растения? Какие?_________________________________________________________

3. Кто ухаживает за животными или растениями?________________________

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает____________________________________________________

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? ____________________________

6. С какой целью?________________________________________________

7. Где ребенок обычно проводит лето?______________________________

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?_________________________________________________________

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

«Воздух в нашей квартире»

1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:

а) чистый

б) грязный

в) не знаю

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?

Да                   Нет

3. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме._______________________________________________________

4. Сколько у вас комнатных растений?_____________________________

5. Часто ли вы проветриваете помещение:

а) регулярно

б) изредка

в) не обращаю на это внимания

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

а) каждый день

б) раз в неделю по выходным

в) другие варианты...

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:

а) мебели                    Да                   Нет

б) обоев                       Да                   Нет

в) ковров                    Да                   Нет

8. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?______________________________________________________

9. Как очищаете воздух в квартире?____________________________________

«Экология и курение»

1. Сколько членов вашей семьи курят?_______________________

2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?________

3. Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?

Да                        Нет

4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?

Да                        Нет

5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей?

Да       Нет


                                 Приложение 2

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обгово­рить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись   ягодке. (Поговорить   о ягодах   Подмосковья,   рассказать,   какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить

наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)


      Приложение 3

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о пти­цах).

8. Наши друзья — насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар — это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы — земной красы начало.

13. Первоцветы — вестники весны.

14. Давайте беречь воду!


      Приложение 4

Сбережем родную природу 
Материал круглого стола для родителей 
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
3. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).


Приложение 5

Интеллектуально-творческая игра 
«В гармонии с природой».

Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8.Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

Конкурс 2. « Урожай плодов».
Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.
Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Информационная справка для зрителей
«Известное об известном»

  • Самый крупный:

-из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
-из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
-из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м
Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину
3.Быстрее всех:
бегает гепард
плавает меч-рыба
летает стриж
4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота 
– 36 метров.
5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас. 
Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов. 
6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.
7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10.При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

Конкурс 4. «Угадай мелодию». 
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1.Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2.Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4.О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды) 
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6.Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7.Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони вцвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

 Конкурс 5. «Домашнее задание».
Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.

Конкурс 6. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С.А.Маршак.«Двенадцать месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов.«Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. 
( Х.К.Андерсен.«Дюймовочка»)
«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев.«Цветик-семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С.Т.Аксаков.«Аленький цветочек».)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица
Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н.Н.Носов.«Приключения Незнайки и его друзей»)

Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.
Игра для болельщиков «Перевертыши». 
Конкурс 8. «Дуэль».
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ. 
1.В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2.Деревья покрылись инеем – к теплу.
3.Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4.Если осина в сережках (цветет богато) –то будет богатый урожай овса.
5.Зацвела осина – пора сеять морковь.
6.На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7.Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8.Много сока в березах – к дождливому лету.
9.Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10.Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11.Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.
12.зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13.Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14.Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.


Приложение 5

 Буклет для родителей «Берегите воду»

Файл:Крюкова буклет0.png


                                                                                Приложение 6

Консультация »Не бросайте мусор, где попало»

http://gorkom.by/sites/default/files/content/news/othody.jpg



https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=cf5872181c8f6e2f48ce540ccc0b4502-l&n=13

                                                                                Приложение 7

Познаем природу через трудhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5987240a401f9109c6b5fd3cd1d2d7d4-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое экологическое занятие «Природа и человек»

объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте, природы ради блага всего живого на Земле. ...

Экологический Журнал "Природа и Мы"

Экологический журнал «Природа  и мы»В процессе экологического воспитания помогут разнообразные виды деятельности:•        Сюжетно-ролевая игра, отражающая разли...

экологическое занятие "Природа, климат и вода в информационную эру"

этот материал поможет вам в работе с детьми старшего  дошкольного возраста по экологическому воспитанию...

Экологический проект "Природа- наш дом"

Эколого-просветительский проект “Природа - наш дом”.  Давайте сохраним Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, лететь в одном полёте.Давайте сохраним ро...

Авторская разработка по экологическому воспитанию"Экологический куб"Природа мой дом"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план , им уделяют все ребольше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе .Кажды...