Рабочая программа "Любознайка".
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная рабочая программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений проводит организованную образовательную деятельность по экспериментированию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: На заседании педагогического совета Протокол № ____ от «_____» _____2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» __________________И.Г. Меркулова Приказ № _____ от «_____»______2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛЮБОЗНАЙКА»
СОСТАВИЛА
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
АДЖИ АЛЛА ВИКТОРОВНА
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. | Пояснительная записка | |
1.1. | Направленность Программы | |
1.2. | Актуальность и педагогическая целесообразность Программы. | |
1.3. | Цель и задачи реализации Программы. | |
1.4. | Принципы и подходы к формированию Программы. | |
1.5. | Основные формы организации и режим занятий. | |
1.6. | Особенности экспериментирования. | |
1.7. | Требования, предъявляемые к проведению экспериментальной деятельности. | |
1.8. | Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности. | |
1.9. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по реализации Программы. |
- Пояснительная записка
- 1.1. Направленность Программы
Дополнительная общебразовательная программа «Любознайки» (далее – Программа) определяет организацию опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста (содержание, формы) в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана с учетом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей).
Программа разработана на основе программы О.В. Дыбиной «Ребенок в мире поиска».
Дополнительная общеобразовательная программа «Любознайки» разработана согласно требованиям следующих нормативно-правовых окументов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2-13 № 1008);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя по возможности последствия. Поэтому задача современного обучения состоит на просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире.
Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику.
Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребенок познает мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребенка более полными, достоверными и прочными.
Таким образом, детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых месяцев его жизни. Л.С Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
Данная Программа имеет познавательно-исследовательскую направленность.
Программа направлена на:
- потребность ребенка в познании окружающего мира;
- на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.
- 1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольника. В основе экспериментирования лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача – удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Такие качества способствуют дальнейшему успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми – возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
- 1.3. Цель и задачи реализации Программы
Цель: формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
- развивать коммуникативные навыки.
- 1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа по опытно-эксперименетальной деятельности дошкольников построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результаты опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием, как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
- научности (сообщаются знания о свойствах веществ);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности ( интеграция с другими образовательными областями);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»);
- возрастное соответствие (предлагаемые знания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; предупреждать нарушение осанки; использовать физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения для координации глаз и развития мелкой моторики рук).
- 1.5. Основные формы организации и режим занятий
Во время проведения групповых занятий, всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность.
Для реализации Программы используются следующие формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
- беседа;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдение;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- трудовая деятельность;
- использование художественного слова;
- дидактические, творческие, развивающие игры.
- 1.6. Особенности экспериментирования
Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) восприятие детей становится наиболее развитым. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной для понимания ребенка, но она вызывает у него интерес.
Дети шестого года жизни способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, совершенствуются обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети в этом возрасте задают вопросы и пытаются самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей, а не давать готовых решений.
В подготовительной к школе группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В подготовительной группе вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации. Возросшая сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгого соблюдения правил безопасности.
Педагог работает малыми группами (по 6-8 человек) по интересам в кабинете экспериментирования, оснащенном необходимым материалом и оборудованием для реализации предлагаемой работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут.
Во время занятия проводится 1-2 эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в старшей и подготовительной группах) (в зависимости от сложности).
- 1.7.Требования, предъявляемые к проведению экспериментальной деятельности
1). Воспитатель доступно и четко формулирует проблему (познавательную задачу) (Что хотим узнать?).
2). Отбор 2-х объектов – один опытный, другой – контрольный.
3). Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
4). Осуществление руководства опытом: придумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
5). Подведение итогов, вывод, фиксация результатов.
6). При организации опытов сделать все возможное, чтобы не навредить живым объектам.
- 1.8. Правила безопасности при проведении кспериментально-исследовательской деятельности
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности необходимо обращать особое внимание на правила безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.
При организации деятельности с детьми необходимо учитывать следующие моменты:
1). Детей необходимо обучать проведению опытов: чем чаще педагог использует в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность чрезвычайной ситуации.
2). Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог на каждом этапе оценивает уровень умений воспитанников.
3). Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет и показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
4). Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
5). Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
6). Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например, на сигнал «Стоп!». Это отрабатывается в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал применяется в экстремальных ситуациях.
7). Для успешного руководства экспериментально-исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
8). На занятиях должна быть спокойная обстановка.
- 1.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по реализации программы
В современных условиях МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» является общественным институтом регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и МБДОУ заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребенка;
- открытость МБДОУ для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Участие родителей в реализации программы «Любознайка» | Формы участия |
В проведении мониторинговых исследований. | Анкетирование. |
В создании условий. | Помощь в создании предметно-пространственной развивающей среды. |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей. | - наглядная информация; - памятки; - создание странички на сайте МБДОУ; - консультации. |
- 1.10. Ожидаемые результаты освоения Программы
- Проявление интереса к исследовательской деятельности.
- Проведение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов.
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира.
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций.
- Развитие коммуникативных навыков.
Ценность опытно-экспериментальной деятельности состоит в том, что детям предоставляется возможность заниматься исследованиями через естественные для ребенка практические действия.
- 1.11. Материально-техническое обеспечение Программы
В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 22» создана материально-техническая база для осуществления опытно-экспериментальной деятельности воспитанниками.
Это центр экспериментирования, который создан с целью формирования познавательной активности, основ экологической культуры, творческого воображения, самостоятельности воспитанников.
Задачи | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: | ||
* развитие у детей представлений о химических свойствах веществ | * растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов | * выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования |
* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях | *магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды | |
* испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция | ||
* развитие представлений о свойствах | * воды, песка, глины, воздуха, камня | |
* развитие элементарных математических представлений | * упражнять в количественном счете | * о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины |
*познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера | - | * развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях |
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-0помощниками при проведении игр-экспериментов | * увеличительное стекло | * увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль |
3. Развитие умственных способностей: * развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; * формирование способов познания путем сенсорного анализа. | ||
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий |
Оснащение центра экспериментирования
- Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы,безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупные и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов, овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
- Бросовые материалы: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.
- Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
- Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, пилка для ногтей, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
- Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», пластмассовый клоун – водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванная для игр с песком и водой.
- Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- Детские халаты, клеенчатые передники, полотенца.
- Журналы исследований (на каждую группу) для фиксации результатов опытов, рабочие листы.
Учебно-методическое обеспечение
- 1.12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...