Картотека наблюдений за живой природой в младшей группе
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Картотека наблюдений в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._kartoteka_nablyudeniy_za_zhivoy_prirodoy.docx | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ
МЛАДШАЯ ГРУППА
№1. Наблюдение за птицами
Цель: Дать общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей) – внешний вид, питание, как двигаются. Дать понятие «пернатые». Учить узнавать пернатых по внешнему виду, птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают во время полета, машут крыльями.
Ход наблюдения: Воспитатель на прогулке предлагает посмотреть на птиц. Рассказывает о птицах, о том, что они летают, дышат, питаются.
№2. Наблюдение за растениями
Цель: дать представления о деревьях (ель, клен, береза, рябина), травянистых растениях(трава, цветы – астры, бархатцы). Показать особенности строения деревьев(ствол, ветки, листья или иголки), знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. Посмотреть клумбу с цветами, рассмотреть цветы(форма, на что похож, какого цвета, запах). Учить любоваться осенними цветами.
Ход наблюдения: Воспитатель на прогулке предлагает посмотреть на растущих деревьев на участке детского сада, рассказывает какие они, что у них есть.
№3. Наблюдение за перелетными птицами
Цели: закреплять знания о перелетных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым;
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц называют перелетными?
- Почему птицы выводят птенцов летом?
♦Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны?
♦Каких перелетных птиц вы знаете?
Подвижные игры: «Шишка-камешек».
№4. Наблюдение за птицами во время кормления
Цели: прививать желание заботиться о птицах, формировать знания о повадках птиц, воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку. Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают? Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)
Подвижные игры: «Воробушки и кот».
№5. Наблюдение за птицами
Цели: 1. отметить что птиц осталось мало, многие улетели на юг, остались: вороны, голуби, воробьи.
2. сравнивать птиц:
Ход наблюдения: - у вороны голова, крылья, хвост, лапы черные остальное серое, вороны каркают: кар-кар.
- голубь птица величиной чуть меньше вороны, окраска сизо-голубая, по земле передвигается также как и ворона: ходит иногда прыгает.
- воробей маленькая бойкая птичка, воробьи чирикают: чик-чирик, по земле прыгают.
№6. Наблюдение за растениями
Цели: расширять представление о деревьях: у деревьев есть ствол, ветки, зимой когда нет листьев деревья можно отличать по стволу: у березы он белый с черными крапинками.
Ход наблюдения: показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период. Показать особенности травянистых растений в зимний период: травы нет, лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы, под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом.
№7. Наблюдение за деревьями
Цель: привлекать к наблюдениям за деревьями на участке, развивать речь.
Ход наблюдения: какие деревья? какие на них листочки? как деревья качают ветками? –
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
Дидактическая игра «Кто и где?»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
№1. Наблюдение за осенними цветами
Цель: познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия « высокий - низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель).
Ход наблюдения: обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, какие знакомы? Познакомить с новыми. Спросить, как надо относиться к растениям? Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина».
№2. Наблюдение за березой
Цель: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.
Ход наблюдения: предложить рассмотреть березу, обратить внимание, что только береза имеет белый ствол. Какие ветки у березы? Рассмотреть листья, отметить их размер, форму, сравнить с другими листьями.
№3. Наблюдение за осенними листьями
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».
Ход наблюдения: Какое время года наступило? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными. Поэтому осень называется золотой. Понаблюдать, как листья медленно кружатся в воздухе, падают на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому летят медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.
№4. Наблюдение за отлетом птиц
Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Устанавливать причину. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения: Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.
№5. Наблюдение за отлетом птиц
Цель: Учить замечать изменения в природе: отлет птиц. Установить причину. Развивать память, мышление.
Ход наблюдения: Обратить внимание на насекомых. Почему их нет? Где они? (Они спрятались, потому что стало холодно). Насекомыми питаются птицы, им сейчас нахватает корма, поэтому они улетают в теплые края. Как они себя ведут? Понаблюдать, как птицы собираются в стаи, кружат над городом. Через несколько дней мы их не увидим.
№6. Наблюдение за георгинами, ноготками
Цель: продолжать знакомство с осенними цветами. Рассмотреть строение цветка, учить запоминать название его частей.
Ход наблюдения: рассмотреть цветы на клумбе. Вспомнить и закрепить части цветка: стебель, корни, листья, лепестки. Эти цветы цветут осенью. Георгины крупные. Какого они цвета? (Красные). Как называются эти цветы? (Ноготки). Какого они цвета? (Желтые)
№7. Знакомимся с деревьями
Цель: Уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».
Ход наблюдения:
Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев. Старшим детям предложить рассмотреть семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить, с какого они дерева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность. Показать рябину, дать попробовать ягоды. Предложить ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири.
СТАРШАЯ ГРУППА
№1. Наблюдение за березами.
Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.
Ход беседы: Рассмотреть с детьми участок детского сада. Обратить внимание детей на березы, растущие на участке. Отметить первые приметы осени – пожелтели листья на березах. Дети вспоминают, какого цвета были листья у березы летом. Теперь же преобладает ярко-желтый цвет листьев. И на этом золотом фоне резче выделяются стволы деревьев. Раньше люди называли сентябрь – листопадник. Как вы думаете, почему сентябрю дали такое название? (Ответы детей.)
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).
Игра на прогулке «Узнай дерево»
№2. Наблюдение за листопадом.
Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.
Ход беседы: Воспитатель обращает внимание детей на изменения, произошедшие с деревьями на участке. Выйдя на прогулку, предложить детям сесть на скамейку и полюбоваться красотой осени, понаблюдать, как опадают листья. Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают освещенные яркими лучами осеннего солнца разноцветные листья. Воспитатель объясняет, что это листопад. «Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев опадают», - уточняет он. Воспитатель предлагает детям прислушаться, как шелестят падающие листья. В конце прогулки предложить детям побегать по листьям, поиграть с ними. Прочитать четверостишие:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Листья желтые летят,
Под ногой они шуршат.
Подвижная игра «Поймай листок»
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
№3. Наблюдение за осенними цветами.
Цель: Познакомить детей с названиями осенних цветов – бархатцы, ноготки (календула), настурция. Закрепить понятия «высокий – низкий» (цветок), «длинный – короткий» (стебель).
Ход наблюдения: Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Помочь старшим детям выделить основные части растений, предложить им пальцем и назвать: «Стебель, листья, цветок». Объяснить, что эти цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»:
Наши алые цветы
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Подвижная игра «Вейся, венок!»
№4. Наблюдение за деревьями.
Цель: Расширить знания детей о хвойных деревьях; почему называются хвойными; уточнить понятия (ствол, крона, хвоя, шишки и т.д.). Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.
Ход наблюдения: Понаблюдать с детьми с возвышенных мест окрестности. Пусть скажут, что они видят перед собой, справа, слева. Спросить детей, каких красок осенью в природе больше. Обратить внимание детей на сосны и ели, как их темная зелень оттеняет осенние краски лиственных деревьев. Педагог рассказывает, почему они остаются зелеными, а если иглы и падают, то заменяются свежими. Говорит, что хвоя – это те же листья, но они не боятся холода. Можно рассмотреть лиственницу, у которой светлая хвоя осыпалась. Подвести детей к выводу: почему это дерево получило такое название (сбрасывает хвою, как листочки).
Исследовательская деятельность: На прогулке рассмотреть хвоинки и шишки хвойных деревьев: ели, сосны и лиственницы, сравнить их между собой. Воспитатель предлагает детям отогнуть чешуйки шишек и рассмотреть семена.
Игры с природным материалом: С шишками можно провести интересные игры: располагать ихпо величине, форме, цвету.
№5. Наблюдение за листопадом
Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, закрепить понятие «листопад»; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.
В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится. Воспитатель задает детям вопросы: Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
С неба сонный месяц чуду удивляется,
Все кругом искрится, все переливается.
№6. Наблюдение за перелетными птицами
Цель: Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Ход наблюдения. Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотрите, кто же остается с нами на зиму. Прежде всего это воробьи. Они питаются разнообразной пищей. Своих птенцов воробьи кормили насекомыми. Осенью они переходят на другой корм: зерно, крошки. Обратить внимание, что среди обычных серых воробьев появились воробьи с другой расцветкой – с белой полоской на крыле. Эти воробьи живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям. Позже дети заметят появление таких птиц, как галки, сороки и вороны. Это зимующие птицы. Они прилетают из лесов, где жили летом, поближе к людям, чтобы прокормиться в холодную зиму. Воспитатель говорит детям, что птицы могут рассчитывать на нашу помощь. Зимой мы будем их подкармливать. Пока кормушка не установлена, можно насыпать зерно прямо на землю, чтобы птицы привыкли к месту подкормки.
Исследовательская деятельность: Проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону.
Подвижная игра «Перелет птиц».
№7. Наблюдение за птицами зимой
Цель: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы: Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?
Подвижные игры
«Ловкая пара»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
№1. Наблюдение за цветником
Цель: формировать представления детей о том, что цветы - живые, они растут и изменяются; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Воспитатель задает детям вопросы: Какими стали цветы на клумбе? Почему они завяли? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)
№2. Наблюдение в огороде за морковью и свеклой
Цель: учить проводить сравнительный анализ овощей; закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.
Ход наблюдения:
Тетушка Фекла —
Красная свекла.
Ты салаты, винегреты
Украшаешь алым цветом.
Нету ничего вкусней
И наваристей борщей.
Воспитатель задает детям вопросы: какое сейчас время года? Как вы догадались? А знаете, куда мы сейчас пойдем? Что растет в огороде? Как можно назвать все это одним словом? Где растут овощи? Осенью огородники собирают урожай овощей, затем их консервируют. Овощи растут на земле и в земле. Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.) Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле — клубни.) Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.) Назовите характерные особенности моркови. (Морковь — овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеленую ботву.) Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла — овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую ботву.) Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.) Чем полезны свекла и морковь? (В них много витаминов.)
№3. Наблюдение за воробьем
Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит воробей?
Чем он питается? Как передвигается? Как поет?
Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло - черные, а вот голова серая. Воробей - 'проворная птица, не боясь, прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
№4. Наблюдение за березой
Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения: Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Стоит Алена - платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)
О каком дереве говорится в загадке? Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где - узкий? Ветки у березы толстые или тонкие? А листья можно достать? А листья можно достать? Какого цвета ствол березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку? Какого цвета листья у березы? Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».
№5. Наблюдение за елью на участке
Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от искусственной.
Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы: Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое? Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.
Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.
Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели.
№6. Наблюдение за рябиной
Цели: продолжать наблюдение за рябиной осенью; учить находить сходство и различия красной и черной рябины.
Ход наблюдения: С рябиной свежей вазу поставили на стол. Ее заметил сразу Лишь в комнату вошел. Есть рябину я не стану, Лучше краски я достану, Нарисую ягодки — Влажные и яркие, В каплях — бусинки росы Удивительной красы.
Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.
Воспитатель задает детям вопросы: Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины? Как рябина используется в народном хозяйстве?
Подвижная игра: «Поймай мяч».
7?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Картотека наблюдений за живой природой
Картотека наблюдений за живой природой...
наблюдение за живой природой в средней группе осенью
формировать представления детей о живой природе осенью...
наблюдение за живой природой в средней группе зимой
закреплять представление о характерных особенностях живой природы зимой...
«Использование здоровьесберегающих технологий при организации наблюдений за живой природой с младшими дошкольниками.»
«Использование здоровьесберегающих технологий...
Картотека наблюдений за не живой природой в младшей группе
Картотека наблюдений за не живой природой в младшей группе...