Картотека наблюдений в подготовительной к школе группе
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
Картотека наблюдений в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Наблюдение за воробьем Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Беседа: Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца — Покормите молодца.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам на участке детского сада. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц. 2. Труд. Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. 3. П/и: "Попади в цель". "Встречные перебежки". Метание снежков вдаль и в цель. 4. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто больше". "Угадай". 5. Самостоятельная игровая деятельность. обеспечиваю выносным материалом, дети играют, наблюдаю, помогаю. | 2. Наблюдение за облаками Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небес ной сферы. Беседа: Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. (Облака.) - Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются - образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом. Какие бывают облака? Из чего они образуются? На что похожи? Вытканы из кружев Птицы-облака. Может, это сказка Мчится сквозь века? Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые. Труд. Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки. П/и: "Наседка и коршун". "Хоккей на снегу". Прыжки через бревно. Индивидуальная работа. Дидактические игры. Разучивание скороговорки. Повторение стихотворений. Пальчиковая гимнастика "Облака". Самостоятельная игровая деятельность. Игры в прятки. |
3. Наблюдение за елью на участке Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной. воспитывать бережное отношение к деревьям. Беседа: - Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое? Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пласт массы), у нее нет корней, она не растет. Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год. Новогодние деньки, Снег морозный, колкий. Загорелись огоньки На пушистой елке. Шар качнулся расписной, Бусы зазвенели. Труд. Расчистка дорожек от снега; строительство горки для ка тания кукол на саночках. П/и: "Лиса в курятнике" Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Парочки". "Звери, птицы". Самостоятельная игровая деятельность. Катание на санках. | 4. Наблюдение за ветром. Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; учить сравнивать погоду, устанавливать причинно - следственные связи; научить определять силу ветра. Ход наблюдения: Дети отмечают, что деревья качаются, гнуться, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Спросить детей о причине. Педагог уточняет ответы и предлагает вспомнить, какой был ветер летом: совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались. Предложить детям побегать в сторону ветра и против него. Спросить, когда было труднее бежать. Использовать на прогулке флажки, вертушки, шарики, чтобы узнать силу и направление ветра. Дать представление о флюгере. Художественное слово: Загадки о ветре: Без рук, без ног, А ворота открывает. Фырчит, рычит, ветки ломает, Пыль поднимает, людей с ног сбивает, Слышишь его, да не видишь его. Дидактическое упражнение «Какой бывает ветер»? – дети рассуждают о ветре, описывают его. Научить подбирать относительные прилагательные. Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар. Подвижная игра «Ветер и лужа». Выбирается ребенок - ветер, 4 ребенка образовывают круг-лужа (когда лист попадает в лужу, он не может из нее вылететь). Остальные дети - листочки с деревьев. После слов: Ветер, ветер, ты могуч: Ты гоняешь стаи туч, Ты шумишь в открытом море, Ты гуляешь на просторе, С земли листья поднимаешь И по свету их гоняешь. «Листочки» убегают от «ветра», стараясь не попасть в «лужу». |
5. Наблюдение за солнцем. Цель: Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии. Ход наблюдения: Загадка Наблюдение за солнцем в течение прогулки. Подвести детей к выводу, что солнце все позже восходит и раньше заходит. Обратить внимание детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером. Рассмотреть модель характеризующую длину дня. Какое значение имеет солнце для живых организмов Художественное слово: Солнышко усталое, Скупо греешь ты! Желтые да алые Кружатся листы. В шелесте, да шорохе Наш осенний сад. На дорожках ворохи Пестрые лежат. (М. Пожаров) Беседа по содержанию стихотворения. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Выложи сам» - из камней выложить солнышко. Трудовая деятельность: Ремонт выносного материала. Подвижная игра: «Лети, листок, ко мне в кузовок!» Различение деревьев по форме листа, развивать память. Ход: Исследовательская деятельность: Изготовление солнечных часов. | 6. Наблюдение за туманом. Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев. Ход наблюдения за утренним туманом: Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным. Художественное слово: Кто – то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром – исчез! Не осталось не пенька, ни куста, Только белая кругом пустота. (И. Токмакова) Летят, летят дождинки, Не выйдешь из ворот. По вымокшей тропинке Сырой туман ползет. Беседа по содержанию стихотворений. Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы. Трудовая деятельность: Уборка листьев, засыпание ими клумб, и цветника. Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы. Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись» По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек. |
7.Наблюдение за изменениями в природе. Цель: закрепить признаки осени. Ход наблюдения: Загадка: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я - … (осень) Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая). Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе и рассказать о них. Обсудить народные приметы и пословицы: Сентябрь без плодов не бывает. В сентябре прохладно, да сытно. С сентября и лист на дереве не держится. Сентябрь – золотой месяц грибников. Осень студит воду. | 8. «Рябина – доктор» Задачи: - Уточнить, расширить и конкретизировать знания детей о рябине - Продолжать формировать обобщенные представления о приспособленности рябины к сезонно изменяющимся факторам внешней среды – листья начинают изменять цвет. - Дать детям элементарные знания о целебных свойствах рябины. - Воспитывать интерес к миру растений, позитивно-деятельное отношение к ним. Ход наблюдения: Воспитатель читает стихотворение: Осень в сад к нам пришла, Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют И, галдя, его клюют. - Ребята, что это за красный факел зажгла осень? - Это дерево с коричневым гладким стволом. Несколько маленьких листиков овальной формы собраны в большой лист, красные ягоды растут гроздьями. - Что нового произошло с рябиной с тех пор, как мы за ней наблюдали? - Обратите внимание на то, что иногда к рябине подлетают птицы и лакомятся ягодами. Сейчас они делают это редко, но с каждым днем корма у птиц становятся все меньше и меньше. Рябина спасает многих птиц от голода зимой. Как красный факел светят ягоды рябины даже под снегом. - Рябина после морозов становится сладкой, в ней много витаминов. Ягоды рябины едят и люди. Отвары и настои ягод и цветов используют при различных заболеваниях. Саша, какую же пользу приносит рябина людяи и животным? - Ребята, я вам предлагаю сорвать несколько гроздей рябины. Давайте возьмем их в группу, помоем и тоже полакомимся ягодами рябины. |
9. Солнце — источник тепла и света Цели: - формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; - развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать; - воспитывать бережное отношение к природе. Ход наблюдения: - Ребята, какой сегодня день? Как можно разными словами назвать сегодняшний день? Как вы думаете какую роль играет солнце в жизни живых организмов? Что произойдёт если исчезнет солнце? Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные. Давай те свами вспомним загадки и стихи о солнце? | 10. Наблюдение за птицами. Наблюдение за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь. Стихотворение О. Г. Зыковой «Синицы»: Ох, и хитрые же птицы, Желтогрудые синицы. Только лишь в большую стужу Эти птицы с дятлом дружат. Ну, а летом все синицы Сами могут прокормиться.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр . Подготовительная к школе группа.
Картотека подвижных игр для подготовительной группы детского сада....
Картотека подвижных игр (подготовительная к школе группа)
Картотека подвижных игр по программе "От рождения до школы" ( под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)...
Картотека прогулок в подготовительной к школе группе.
Картотека прогулок в подготовительной к школе группе....
Наблюдения в подготовительной к школе группе
Наблюдения осенью, в подготовительной группе помогут сделать прогулку интересней и увлекательнее...
Картотека прогулок и наблюдений "Осень" подготовительная к школе группа
Картотека прогулок и наблюдений...