Картотека экспериментов опытов в подготовительной к школе группе
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
Картотека экспериментов опытов
в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека экспериментов опытов
в подготовительной к школе группе
Опыт№1
«Наблюдение за притяжением к полюсам магнита»
Цель: дать детям представление о полюсах магнита
Материал: на двоих детей - 1 полосовой и 2 подковообразных магнита, железные стружки.
Ход опыта:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какими интересными свойствами обладает магнит (свойством притягивать железные предметы)
- Ребята, посмотрите, что лежит на этой тарелочке?
- А как вы думаете, они будут притягиваться к магниту?
- А они будут притягиваться ко всему магниту? (Проводится эксперимент – стружки притягиваются к концам магнита)
- Концы магнита – это его полюс. На полюсах магнита как раз и сосредоточена его основная сила. Раз стружки притянулись к концам, и мы говорим, что сила магнита в основном содержится на его концах, что мы можем сказать о середине магнита?
- В конце опыта, детям предлагается еще раз самостоятельно подвести итог тому, что нового они узнали: вся сила магнита сосредоточена на его концах – на полюсах.
Опыт №2
«Испарение»
Цель: познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы: горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
Ход: вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
Вывод: при нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.
Опыт №3
«Воздух сжимается»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы: пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.
Ход: поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Опыт №4
«Зависимость таяния снега от температуры»
Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?
2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?
Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.
Опыт №5
«Какую форму может принять вода»
Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в каком она находится.
Материал: ведро с водой, пластмассовые формочки
Ход опыта:
- Ребята, посмотрите, что я принесла.
- Как вы думаете, для чего нам с вами сегодня нужна будет вода?
- Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться со свойствами воды.
- Мы постараемся узнать, есть ли у воды форма.
- Загляните в ведро и посмотрите, какую форму вода приобрела в веде?
- А теперь я дам вам каждому формочку и предлагаю вам в свои формочки из нашего ведра налить воду.
- Какую форму приобрела вода в наших формочках?
- А теперь, поменяйтесь формочками? (Дети производят опыт)
- Так какую же форму может приобретать вода?
Дети подводятся к выводу о том, что вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.
Опыт №6
«На свету и в темноте»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Вывод: Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).
Опыт №7
«Где лучше расти?»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
Материалы: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
Ход: взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель (в глине растение не растет, в черноземе – растет хорошо). Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта (у растения отмечается хороший рост).
Вывод: черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.
Опыт №8
«В какую бутылку быстрее нальется вода?»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.
Ход:
- Какую песенку поет вода?
- Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?
Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.
Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?
Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)
Опыт №9
«Дыхание растений»
Цель: показать, что растения дышат через листья.
Материал: небольшое растение с крупными листьями.
Ход опыта: к детям приходят два мышонка – Нолик и Вася. Они спорят – дышит растение или нет. Вася говорят, что не дышит, потому, что растения нечем дышать – у него же нет носа. А Нолик говорит, что дышит, только этого не видно. Воспитатель предлагает детям рассудить, кто из мышат прав.
Детям задается вопрос – как можно разрешить возникшую проблему? Дети выдвигает предположения, подводится итог – нужно провести опыт.
- А чем дышат люди и животные?
- А растение дышат? Чем?
Выдвигается предположение, что и растения дышат воздухом. А чтобы проверить правильно ли это, Нолик предлагает смазать листья растения волшебной мазью – вазелином. Вместе с детьми экспериментатор, Нолик и Вася смазывают осторожно вазелином обе стороны листьев растения. Детям предлагается сделать зарисовки того, что они сделали.
Во второй половине дня проводится наблюдение – «Что изменилось? Почему растения завяло?»
Совместно с детьми делается вывод – растения завяло потому, что ему нечем дышать. Дети зарисовывают растения, те изменения, которые с ним произошли. Эксперимент отмечает, что для того, чтобы растения совсем не погибло, необходимо удалить вазелин с листьев. Дети удаляют осторожно пленку, обсуждают, через какое время растением произойдут изменения, зарисовывают то, что они нового увидели.
Через некоторое время снова проводится наблюдение за растением. Фиксируются все произошедшие изменения.
Опыт №10
«Свойства сухого и мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.
Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.
Ход:
Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий);
Из сухого песка слепить колобок – не получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);
Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в глубь).
Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека Образовательная область «Труд» Подготовительная к школе группа группа
Картотека поможет педагогам в ежедневном планировании совместной деятельности с детьми....
Картотека игр по ФЭМП (подготовительная к школе группа)
Настоящая картотека игр по ФЭМП направлена на сосредоточение внимания к наиболее значимым для выпускника детского сада проблемам, а именно: решение задач разного типа, деление целого на части, преобра...
Картотека подвижных игр в подготовительной к школе группе
Подборка подвижных игр поможет спланировать двигательную деятельность воспитанников...
Картотека подвижных игр для подготовительной к школе группы
Подвижные игры малой интенсивности...
Картотека речевых игр в подготовительной к школе группе
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем...
Эксперимент для детей подготовительной к школе группы «Влияние эрозии почвы на чистоту воды близ лежащих водоемов»
Экспериментальная деятельность по экологии для детей подготовительной к школе группы....
Картотека экспериментов опытов в подготовительной к школе группе
Картотека экспериментов опытов в подготовительной к школе группе (10 экспериментов)...