Картотека народных игр для детей 1 младшей группы.
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Листратова  Елена Александровна

Развитие коммуникативных навыков детей. Знакомство с древними традициями и обрядами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_kartoteka_narodnyh_igr.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека народных игр и хороводов.

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси, без них не обходился не один праздник. Хороводные игры  знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.

Примеры хороводных игр для детей:

  • Хороводная игра « Пузырь».

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Текст песенки:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел,

Да за веточку задел, 

ш-ш-ш. лопнул пузырь. 

  • Хороводная игра «Круг кружочек».

Цель: Учить детей ходить по кругу, держать ровный круг.

Описание: Дети, держась за руки, идут по кругу, проговаривая слова:

Круг кружочек,

Маленький шажочек,

Раз, два, три

Повернись ка, (Называют имя ребенка)  ты!

И так продолжается до последнего игрока. Когда все дети из круга будут повёрнуты, дети произносят:

Круг кружочек,

Маленький шажочек,

Раз, два, три, четыре, пять

–Повернулись все опять.

Дети поворачиваются все лицом в круг.

  • Хороводная игра «Флажок».

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку.

Текст песенки:

Дети встали в кружок,

Увидали флажок,

Кому дать, кому дать, 

Кому флаг передать. 

Выйди, Саша в кружок,

И возьми скорей флажок.

Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Дети идут по кругу и произносят текст. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет  на место. Затем игра продолжается.  

Описание: Дети становятся в круг. Дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш. Игра повторяется.

  • Хороводная игра «Колпачок»

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Текст песенки:

«Колпачок, колпачок.

Тоненькие ножки, 

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили, 

На ноги поставили,

Танцевать заставили». 

Описание:  Дети становятся в круг, выбирают одного из детей, он будет колпачком.Дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образуют большой круг и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

  • Хороводная игра «Карусель».

Цель игры. Учить детей согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал педагога.

Описание игры: В центре становится педагог, который держит обруч, на котором привязаны ленточки  (обруч с ленточками поднять вверх). Дети становятся в круг и берутся левыми руками за ленточки "Сели на карусели" Идут по кругу и произносят слова песенки:

«Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом».

Сначала дети идут медленно, а после слова «бегом» бегут по кругу. 

«Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два.

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, дети бросают ленточки, и  бегают по площадке, а по сигналу педагога, вновь бегут, образуя круг, и берутся руками за ленточки. 

  • Хороводная игра "Мышки"

Описание игры: Дети делятся на две подгруппы ("Мышки" и детки")
Дети становятся в круг, держась за руки,  поднятые вверх как воротца, приговаривают текст песенки.  
"Мышки"  - бегают в круг и из круга.
Ах, как мыши надоели.
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Как поставим мышеловки –
Переловим всех за раз!
Мышеловка закрывается. 

Дети опускают ручки и кто остался в центре, того поймали. Игра начинается сначала. 

  • Хороводная игра « Мы матрешки».

Цель игры. Учить детей выполнять движения  согласно тексту песенки.
Описание игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают: Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.

А у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас, как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали, побежали все мы по дорожке.

  • Игра «Горелки».

 Дети встают в круг. В центре круга водящий с платочком. Все участники идут по кругу и поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое детей, напротив которых оказался ведущий с платочком, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Дети должны обежать круг, кто быстрее добежит до водящего и возьмет платочек, сам становится водящим.

  • Игра «Мы веселые ребята».

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

  • Игра «Пирог».

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да - экий он высокинький,

Да - экий он широкинький,

Да - экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

  • Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра с «козликом».

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Игра с «петушком».

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот бежит!

- Ку-ка-ре-ку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека народных игр для детей младшего дошкольного возраста

Народные игры ненавязчиво учат ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Через народные игры ребенок познает окружающий мир....

Картотека народных игр для второй младшей группы

Картотека народных игр для второй младшей группы...

Картотека народных игр для второй младшей группы

Картотека народных игр для второй младшей группы...

Картотека народных подвижных игр для младшей группы.

Предлагаю подборку подвижных игр для младших воспитанников, игры способствуют развитию речи и двигательных навыков детей....

Картотека народных игр для детей старшей группы

АКТУАЛЬНОСТЬНародные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сд...

Картотека народных подвижных игр вторая младшая группа.

Методические рекомендации для педагогов...