Дидактические игры по окружающему миру
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (подготовительная группа)
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (подготовительная группа)
«Путаница»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок). Учить правильно называть части, строить предложения. Упражнять в составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, интерес к ним.
Словарь: герань, хлорофитум, стебель, кактус.
Игровое правило: не ошибиться в выборе.
Игровое действие: поиск частей и складывание целой картинки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.
В ходе игры воспитатель задает детям вопросы:
- Расположи растение правильно.
- Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?
- Зачем растению листья, стебли, корни, цветки.
Итог игры: Выигрывает тот, кто раньше других сложил цветок.
Магазин «Цветы»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид. Развивать память, быстроту мышления, речь.
Словарь: одуванчик, львиный зев, роза, гвоздика, тюльпан, луговое, полевое, комнатное, садовое.
Игровые правила: Покупатель должен описать, не называя растения, которое хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.
Игровые действия: поиск нужной карточки.
Ход игры: Дети исполняют роли продавца и покупателя. Чтобы купить надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором стоит, затем он выдает покупку.
Итог игры: Если ребенок дал точное описание растению, то он получает фишку.
«Найди дерево по описанию»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве. Учить описывать деревья: форму листьев, расположение кроны и ветвей, окрас и размер ствола. Развивать умение детей загадывать друг другу загадки о деревьях, описывать признаки дерева не называя его.
Словарь: ель, акация, чинара, тополь, береза, дуб, гледичия, клен, рябина, сосна.
Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, рассматривать картинки с изображением дерева.
Игровые действия: загадывать загадки.
Ход игры: Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с понравившемся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место, продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.
Итог игры: За правильную отгадку ребенок получает фишку. У кого к концу игры наберется большее количество фишек, тот считается победителем.
«Разложи по порядку».
(подготовительная)
Дидактическая задача: Уточнить и уяснить последовательность развития бабочки-капустницы, майского жука, лягушки. Развивать логическое мышление.
Словарь: бабочка-капустница, куколка, гусеница, яйца, отложить.
Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя.
Игровое действие: поиск нужной карточки.
Ход игры: Воспитатель выбирает две группы детей, дает задание разложить карточки в определенной последовательности.
Итог игры: Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно и быстро.
«Какие птицы сидят на дереве?»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Закрепить названия птиц. Учить описывать их внешний вид. Знать чем питаются, в какой среде живут. Развивать память и зрительное восприятие.
Словарь: зяблик, снегирь, щегол, дрозд, зимородок, соловей, синица, пушистый, пестрый, певчая, красногрудый.
Игровые правила: отвечает тот, на кого покажет стрелка.
Игровые действия: имитация движения птиц.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку с изображением птицы. Раскручивает волчок. Тот, на кого волчок показал, называет птицу, описывает её, отвечает на вопрос: «Где она живет?».
Итог игры: За правильные ответы дети поощряются воспитателем.
«Знаешь ли ты, как растет картофель?»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Познакомить детей с посадкой, выращиванием, сбором картофеля. Познакомить с историей происхождения. Учить раскладывать карточки в последовательности развития клубней картофеля в земле. Развивать мышление, зрительную память.
Словарь: картофель, клубни, сорт, крахмал, сажать, корни, ростки, цветет, урожай, варить, жарить, поливать, пропалывать, взрыхлять, окучивать.
Игровые правила: внимательно слушать рассказ воспитателя, раскладывать карточки в правильной последовательности, помогать затрудняющимся товарищам.
Игровые действия: раскладывание карточек.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям историю происхождения картофеля.
«Ещё две тысячи лет назад жители «Южной Америки в предгорьях Перу выращивали картофель. В Европу диковинное растение привезли испанцы в 1565 году. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы. Кавалеры дарили цветы картофеля знатным дамам, которые прикалывали их к своим бальным платьям. Только потом стало известно, что клубни этого растения можно употреблять в пищу. Но понадобилось время, чтобы картофель стали сажать чуть ли не в каждом огороде. В наше время картофель сажают и выкапывают при помощи машин. Эти же машины сортируют его. Отдельные сорта картофеля идут на приготовление крахмала, из которого мы потом варим кисели и соусы».
После этого рассказа, воспитатель знакомит детей с этапами развития картофеля (показывает картинки). Затем смешивает картинки на столе и предлагает детям выставить цепочку на доске, объясняя выбор карточки.
Итог игры: Активные дети поощряются воспитателем.
«Цветочный магазин»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Совершенствовать умения описывать комнатные растения, находить их существенные признаки, узнавать растение по описанию. Развивать сообразительность, активность и самостоятельность мышления. Закрепить знания о правилах поведения в магазине.
Словарь: резные, полосатые, разноцветные, яркие, душистые, ароматные, гроздья, лепестки, цветущие.
Игровые правила: Продавец продает цветок, если о нем хорошо рассказал покупатель.
Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца; описание растения, отгадывание.
Ход игры: Воспитатель говорит, что открылся новый магазин. Сколько здесь много цветов. Что их купить, нужно выполнить одно условие: не называть цветок, а описывать его. По описанию, продавец догадывается, какой цветок вы хотите купить и продает его вам. Продавец выбирается считалкой.
Итог игры: Побеждает тот, кто купил больше цветов.
«Отгадай, о ком расскажу»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Учить детей по описанию характерных признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать желание играть с товарищами.
Игровые правила: Не мешать отгадчику самостоятельно отгадывать загадку. Внимательно слушать воспитателя.
Игровые действия: отгадывание, выбор карточки с изображением данной рыбки.
Ход игры: Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.
«Узнай рыбку по хвосту»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Учить детей узнавать рыб по хвосту. Развивать способность удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее. Самостоятельно выделять назначение частей тела и определять их словом. Развивать речь, внимание, слуховой анализатор. Воспитывать заботливое отношение к обитателям природного уголка.
Игровые правила: вертушка передается участникам игры по очереди. Дружно произносить слова помогая стрелке выбрать карточку. Тому, кто вращает стрелку нужно остановить ее по сигналу «Стоп!».
Игровые действия: Произнесение слов, вращение стрелки.
Ход игры: На столе выкладываются карточки, воспитатель говорит о том, что рыбки спрятались лишь хвосты. Нужно узнать и назвать рыбку, чей хвост покажет стрелка. Выбранный ребенок вращает стрелку, все вместе хором говорят: «Стрелка, стрелка, покружись. Всем карточкам покажись. И какая тебе милей, укажи нам поскорей. Стоп!» Ту карточку, на которую укажет стрелка, дети откладывают и отгадывают.
Итог игры: За правильный ответ дети получают фишки.
«Кто живет в аквариуме?»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Учить детей описывать рыб по характерным признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.
Игровое правило: внимательно слушать товарищей, не подсказывать.
Игровое действие: составление описательного рассказа о рыбке.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадку: «На окошке пруд, в нем рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка выставляется на столе.
Итог игры: За правильно угаданную рыбку ребенок получает фишку.
«Что растет в аквариуме?»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Учить детей описывать водоросли, находить их существенные признаки, узнавать водоросли по описанию. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Воспитывать умение радоваться успехам товарища.
Словарь: ричия, валиснерия, роголистник, людвигия болотная, ряска, кабомба,
плоская, пушистая, игольчатая, длинные, узкие, вьющиеся, кудрявая.
Игровые правила: дать точное подробное описание водорослям, внимательно слушать.
Игровое действие: описание водорослей, отгадывание.
Ход игры: Воспитатель выставляет карточки с изображением водорослей. Говорит о том, что эти растения растут в воде, в аквариуме. Дает описание одному из них, предлагает найти его изображение и назвать.
Итог игры: Правильно ответивший получает фишку
«Что растет на суше, что в воде?»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Упражнять в классификации растений по месту их произрастания. Систематизировать знания о растениях аквариума. Развивать устойчивость внимания, способность удерживать в памяти определенную цель. Воспитывать чувство коллективизма.
Игровые правила: действовать по сигналу, отбирать карточки по заданной теме.
Игровые действия: соревнование.
Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что есть растения, которые растут на суше (на земле) и есть, которые в воде. Предлагает рассмотреть иллюстрации. Дети детей на две команды. Дает задание одним собрать растения, которые растут на земле, другим – в воде. По сигналу: «Раз, два, три – беги!» дети выполняют задание.
Итог игры: Та команда, которая справилась с заданием первая – победила!
«Узнай животное по его части».
(подготовительная)
Дидактическая задача: закрепить знания детей о животных уголка природы. Воспитывать умение сравнивать части тела. Определять, кому они принадлежат, опираясь на характерные особенности строения. Развивать зрительные анализаторы, мышление, сообразительность. Воспитывать доброе отношение к животным.
Игровое правило: брать по одной карточке, называть животное четко, громко.
Игровые действия: отгадывание животных.
Ход игры: на столе воспитатель выкладывает карточки обратной стороной. Вызванный ребенок подходит и берет карточку, рассматривает ее и называет животное, чья часть тела изображена на ней.
Итог игры: за правильный ответ ребенок получает фишку.
«Угадай, что опишу»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Учить детей составлять описательные рассказы о комнатных растениях, выделяя наиболее характерные признаки. Закрепить названия цветов. Развивать внимание, память, мышление, речь. Воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Словарь: колеус, сансевьера, традесканция, резные, полосатые, бархатные, цветущие.
Игровое правило: Назвать растение можно только после описания.
Игровое действие: поиск растения по описанию отличительных признаков.
Ход игры: Воспитатель выставляет карточки-символы, детям раздаются карточки с изображением растений. Не показывают друг другу. По очереди описывают, опираясь на символы, растение изображенное на своей карточке. Остальные должны догадаться, какое растение находится на карточке у товарища.
Итог игры: Тот, кто отгадает первым, продолжает игру.
«Когда это бывает?»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года. Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на картине. Развивать мышление.
Словарь: цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.
Игровое действие: слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Игровое правило: не мешать друг другу, слушать и отвечать.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением времени года. Дети отвечают на вопрос: «Какое время года изображено? По каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».
Итог игры: За правильный и полный ответ дети получают фишку.
«Зоомагазин»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Формировать знания детей о том, что в городах домашних животных для комнатных живых уголков покупают в зоомагазинах, там же люди могут приобрести клетки, террариумы, аквариумы, а также предметы и оборудование для ухода за ними. Учить детей описывать и находить домашних животных, предметы ухода за ними и оборудование, по характерным признакам. Развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать любовь ко всему живому.
Словарь: названия домашних животных, оборудование.
Игровые правила: покупатель должен описать домашних животных, оборудование по уходу за ними, не называя объектов. Продавцу нужно узнать покупку, назвать ее и выдать.
Игровые действия: поиск предметов по характерным признакам, называние, описание.
Ход игры: расставляются картинки, с изображением домашних животных, оборудование для ухода за ними. Это «Зоомагазин». Покупатели – дети не называют нужную покупку, а только описывают ее. Продавец должен узнать и назвать, а затем только выдать покупку. В начале игры воспитатель может исполнять роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность (согласно схеме последовательности описания животных).
1. относится ли к животным (к какой именно группе, к птицам, рыбам, рептилиям, млекопитающим.
2. где живет?
3. что нужно для жизни? (какие условия).
4. что ест животное?
5. какого цвета?
6. какие части тела вы можете назвать?
7. как передвигается животное (ползает, бегает, прыгает и т. п.)
8. издает ли какие-нибудь звуки?
Схема описания оборудования:
1. за кем можно ухаживать с помощью этого предмета?
2. из какого материала сделан предмет?
3. из каких частей состоит?
4. что можно им делать?
Затем воспитатель сам описывает предмет. Затем роли продавцов и покупателей исполняют дети. В ходе игры роли могут меняться.
«Угадай что это?»
(подготовительная)
Дидактическая задача: Закрепить знания детей об оборудовании уголка природы. Уточнить значение каждого оборудования для того или иного объекта уголка природы. Развивать логическое мышление. Воспитывать желание ухаживать за объектами уголка природы.
Словарь: название оборудования и орудий труда.
Игровое правило:
1. не говорить название предмета, а лишь описывать его.
2. не говорить название предмета, а показывать действие с ним.
Игровое действие:
1. отгадывание предмета по описанию.
2. отгадывание предмета по имитации действий с ним.
Ход игры:
Вариант 1: Водящий раздает детям карточки, лицевой стороной вниз. Ребенок смотрит на рисунок на карточке. Затем описывает свой предмет. Рассказывает, для чего он нужен. Водящий должен угадать этот предмет и назвать.
Вариант 2: Воспитатель раскладывает карточки с изображением орудий труда и оборудования уголка природы (5 карточек). Предлагает детям 1-2 минуты посмотреть на карточки и запомнить их. Затем убирает карточку. Дети узнают, чего не стало. Можно заменить другой карточкой. Что изменилось?
Вариант 3: выбрать из предложенного оборудования орудия для ухода за а) цветами, б) рыбами, в) птицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная дидактическая игра по окружающему миру "Животные леса"
I. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе- Тема пособия: «Животные леса»- Возраст целевой...
Дидактическая игра по окружающему миру для детей 5-6 лет и родителей "Профессии бывают разные"
Закрепление у детей представлений о мире профессий. ...
Дидактическая игра по окружающему миру «ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ» (для детей 5-7 лет)
Игра закрепляет знания детей о многообразии объектов и явлений окружающего мира....
Дидактические игры по окружающему миру для детей 5-6 лет
Дидактические игры направленные на расширение и закрепление знаний детей об окружающем мире....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА по окружающему миру "Что сажают в огороде, что в саду, а что на поле?"
Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам ( по месту их произрастания, по способу применения, по цвету, по форме и т.д.)...
Дидактическая игра по окружающему миру "Какой бывает транспорт".
Очень познавательная и увлекательная игра...
Авторская дидактическая игра по окружающему миру "Спасайка"
Авторская дидактическая игра по окружающему миру "Спасайка"Автор: Долгова Светлана АлександровнаЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ: Формирование у детей сознательного отношения к окружающей природной сред...
- Мне нравится (1)