« Удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кирилова Инна Андреевна

Познавательно - исследовательская деятельность  в экспериментах  с солью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_s_solyu.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательская деятельность  в экспериментах  с солью.

Тема : « Удивительная соль»

Кирилова И.А

МДОУ « Малыш»

р.п. Железнодорожный

Цель: познакомить детей со свойствами  и применением соли.

Задачи:

Образовательные: Способствовать расширению знаний о полезных ископаемых  родного края, познакомить со свойствами соли, ее пользе для человека, способах добычи.

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение в рисовании абстракции (настроение)

  Воспитательные:

Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и  совместной работы, соблюдение техники  безопасности при работе с солью, поддержание познавательного интереса к родному краю.

Активизация словаря:

Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства соли. Способствовать развитию диалогической речи. Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения.

Образовательные области:

  • Познание (познавательно - исследовательская)
  • Коммуникация (речевая деятельность)
  • Социализация (игровая деятельность)
  • Художественное творчество (рисование)
  • Безопасность

Ход занятия:

1.Воспитатель вносит сундучок, говорит: «Ребята, а я к вам пришла не с пустыми руками, в этом сундучке находятся камень являющийся - богатством Сибири.  Как вы думаете, что в нем?

-А вот что это за камень, про него я ничего говорить не буду, вы сами  отгадаете к концу занятия.

2.

Я вам хочу рассказать  интересную историю про двух лошадок.

Воспитатель   показывает детям две лошадки, с жёлтыми и красными мешочками:

“Как-то раз, две лошадки возвращались домой с рынка, везли груз.

-А что за груз везли, мы с вами постараемся узнать” (определение на ощупь)

1

а) – Возьмем в руки мешочки красного цвета, и определим, что же в них?

Версии детей (плотное, мягкое и т.д.).

- Что же может быть мягким? (мочалка, губка, поролон…)

-Откройте мешочки и посмотрите что же это? (поролон). Верно, кто из вас отгадал?

б) – А теперь возьмите мешочки жёлтого цвета. Обследуйте их.

- Определяем на ощупь (сыпучее, мягкое).

- А что же это может быть? (Рис, пшено, песок, сахар, соль)

Откройте и посмотрите что в них? Это соль.

3.- Поиграем в игру “Живые весы”.

Положите мешочки в ладошки - это будут чаши весов, Мы с вами, должны определить, какие мешочки тяжелые, а какие легкие; (жёлтые тяжёлые, а красные лёгкие).

- А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, для того чтобы узнать о свойствах соли и поролона.

ОПЫТ № 1: Давайте рассмотрим сначала соль.

(Безопасность)- Предупреждаю! С солью надо обращаться осторожно, нельзя  отряхивать руками, можно вытереть  влажными  салфетками.

Возьмите лупы. У вас 2 вида соли. Она одинаковая, или разная? (Разная)

-Чем отличается? (одна мелкая, другая крупная, одна как песок , а другая каменистая

-Какая она по цвету? (белая, серая).

-Какая  на ощупь?- Пощупайте,  потрогайте, посыпьте  -  (твердая,  рассыпчатая, сыпучая,крупная,)

-Что вы можете сказать про запах соли? (Соль без запаха)

-Какая соль на  вкус? (соль солёная...)

- Что общего у одной  и у другой соли? (одинаковая, на вкус-солёная)

4.

История про лошадок продолжается.

Вы помните, какие  мешочки  были тяжёлые? (жёлтые), а лёгкие? (красные) - По дороге лошадкам нужно, было переплыть речку.

Вошли  они в речку и поплыли. Одной лошадке, у которой были желтые  мешочки- было легко плыть, и она её  без труда переплыла, а вот другой, с красными  мешочками - пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега.

2

 - Почему так произошло? (версии ответов детей) ( мешочки намокли и соль растаяла, а поролон  наоборот -намок…)

-Чтобы разобраться, какой нам надо провести эксперимент? (нам надо намочить мешочки)  давайте намочим желтые мешочки…Мальчики принесут таз с водой. А девочки намочат мешочки красные и желтые –и покажут  всем детям.

 Дети проводят эксперимент.

Опыт № 2.

Ребята, что произошло с мешочками, какой можно сделать вывод? ( Соль намокла и растворилась и мешочки стали пустые….)

  - Что можно сказать про воду и поролон? (А поролон наоборот -впитал воду и стал тяжёлый…)

-Какой лошадке пришлось приложить немало усилий, чтобы доплыть до берега? (лошадке с поролоном)

- Из какого материала  надо взять мешки в следующий  раз, что бы  довезти  груз? (Надо поменять материал для мешочков, на тот, который не пропускает воду. Мешочки  должны быть -  из полиэтилена непромокаемые…)

5- А знаете ли вы, откуда берётся соль? (с магазина, соль выращивают …и другие версии детей)

  А вот откуда она берётся, как её добывают,  мы узнаем, посмотрев слайды

 Просмотр слайдов( о добыче соли.)

Много миллионов лет назад всё  постепенно менялось, где были солёные моря, постепенно образовывались горы,  и наоборот, где были горы, эти места опускались и образовывались моря. И поэтому  сейчас соль добывают разными способами:  Один из способов,  соль  добывают  из морской воды,  а помогают -  могучие насосы, солесосы.  

Есть другой способ добычи – из соляных шахт в горах. Таким способом добывают  соль, в нашей, Иркутской  обл. в городе Усолье-Сибирское  и  в посёлке  Тыреть. И называют нашу Иркутскую обл.  «Солонкой России»

- Как вы думайте,  почему так называют? (у нас много соли)…Действительно, соль является одним из богатств Сибири.

6. Вы догадались, что за камень я вам сегодня принесла?

- Что это? (соль)  

- Для чего людям нужна соль? (солить продукты, пищу, блюда…)  -

-Что бы было, если бы не было соли? ( пища была бы не вкусная, пресная,  

продукты бы портились, мама не смогла бы урожай из овощей посолить, у рыбаков бы рыба пойманная портилась. Соль обеззараживает, убивает  

микробы.

 Солью люди лечатся – полоскание полости рта, помогает

от воспаления дёсен,   люди делают прогревание солью, когда  простужаются, дышать солевым воздухом очень полезно.

Человеку соль необходима.

Даже слёзы- какие  на вкус?(солёные)  Но употреблять соль в пищу надо немного, пересаливать пищу вредно. Всё хорошо в меру.

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас  Степа  почистит  бокал.

Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

7.Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Итог занятия: Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Это удивительная соль"

Проект преднозначен для детей подготовительной группы....

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...

Проект "Удивительная соль"

Название проекта           Удивительная сольВозраст детей             Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...

Проект воспитанников подготовительной к школе группы "Эта удивительная соль"

Исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста с целью обогащения знаний о свойствах привычного им вещества - соль....

Эта удивительная соль

Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны мира. Но, за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем...

«Это удивительная соль»

Иследовательская работа «Это удивительная соль»...