Колыбельная и кукла - закрутка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ И КУКЛА – ЗАКРУТКА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ И КУКЛА – ЗАКРУТКА» | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №21
Выборгского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО МУЗЫКАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ
ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ «ЛУЧИКИ»
«КОЛЫБЕЛЬНАЯ И КУКЛА – ЗАКРУТКА»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
КОЗЛОВА АЛЛА НИКОЛАЕВНА
Санкт-Петербург
2019
ТИП деятельности: групповая.
ВИД деятельности: информационно - практико - ориентированная, творческая
УЧАСТНИКИ: дети подготовительной группы, педагоги и родители.
ЦЕЛЬ: Приобщение детей и родителей музыкальной и к национальной культуре, развитие интереса к народному и совместному творчеству детей и родителей, формирование патриотических качеств и духовности, любви к народной культуре и традициям через личностное восприятие музыкально - художественного материала, через собственное творчество детей старшей группы.
ЗАДАЧИ:
- Укрепить традиции ГБДОУ д/с №21 для сохранения непрерывной системы работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников
- Познакомить родителей и детей с традиционной русской колыбельной песней Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
- Приобщать детей и родителей к истокам русской народной культуры через личное творчество:
- заинтересовать родителей в сохранении народных традиций семейного рукоделия
- ознакомить их с приемами изготовления простой куклы из ткани
- вызвать желание взрослых передать все изученные приемы детям.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения на произведения русского народного творчества.
- Развивать интерес детей к ручным умениям в быту, посредством знакомства с историей традиционных русских ремесел – шитье, вышивание, ткачество, прядение
- Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного быта
- Воспитывать у детей желание трудиться, выполняя дело вместе с родителями, поддерживать потребность в совместной познавательной и творческой деятельности
- Содействовать воспитанию навыков пестования маленьких детей (пеленания, пения колыбельных песен, укачивания, бережного ухода).
- Обогащать словарь специальными знаниями, развивать лексико-грамматического строй, выразительность интонации и фонематический слух.
- Развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе слушания и восприятия художественного материала
- Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей
- Развивать умение обмениваться полученной информацией с товарищами, анализировать ее, воплощать полученные знания в творческих работах
- Обобщить знания детей
- Побуждать участников к получению творческого удовлетворения от процесса созидания
- Побуждать к объединению и активному взаимодействию в процессе работы детей и взрослых
- Организовать выставку из выполненных кукол
- Создать видео - фонотеку на CD-дисках, папки – раскладушки.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для педагога
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию их музыкально - слухового багажа через художественные произведения и совместное творчество
- удовлетворённость работой
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для детей
- активная совместная деятельность взрослых и детей
- формирование мировоззрения ребенка средствами музыкального фольклора
- появление интереса к истории традиционных русских ремесел
- расширение представлений детей о быте русского народа, народных обычаях и традициях
- воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству
- обогащение словарного запаса
- развитие эмоциональной отзывчивости
- умение анализировать и делать выводы
- на основе ярких впечатлений дети примут участие в совместной творческой деятельности (в создании куклы - закрутки) и закрепят свои умения и навыки
- приобретение способности к оценке своего творчества и творчества других детей
- закрепление навыков коммуникативного общения
- обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для родителей
- осознанное отношение к проблеме музыкального воспитания детей
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
- совместный поиск форм работы для углублённого изучения народного творчества и музыкальных инструментов.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Костюмы, атрибуты,
- Декорации, скамьи, столы, «русская печь», предметы быта
- Музыкальный центр
- Ноутбук или ПК, аксессуары к нему
- Цифровой ТВ экран
- Фонотека, видеотека, фото- слайды
- Технологические карты
- Разнообразный материал: различные кусочки ткани, нитки, клубочки, резаные шерстяные нитки, ленточки, тесьма, бусины, пуговицы и пр.
- Наполнитель (синтепон, поролон, крупа, горох,т.д.)
- Ножницы
- Салфетки, влажные салфетки
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Определение направления работы выбор тематики цели и формы проведения мероприятия
- Подбор материалов, художественной литературы, иллюстраций, фотографий
- Беседы с детьми с целью определения уровня знаний по теме
- Отбор музыкального, литературного, иллюстративного материала
- Создание фонотеки
- Разучивание музыкальных произведений, потешек, пестушек, потешек, приговорок, скороговорок, пословиц и докучных сказок
- Беседы о старинных русских промыслах.
- Изучение технологии изготовления куклы закрутки
- Подготовка консультативного материала для родителей
- Изготовление костюмов и атрибутов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Родители приглашаются в зал. Они рассаживаются. Под музыкальное сопровождение входят дети и воспитатели.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Здравствуйте, дорогие мамы и папы! (или: Здравствуйте, гости!)
Сегодня у нас не совсем обычное занятие - оно называется
«Колыбельная и кукла - закрутка».
Это значит, что сегодня мы не только услышим звучание колыбельной, но вместе с детьми изготовим куклу- закрутку и создадим свой неповторимый музей кукол в нашей русской избе!
Действие начинается в ИЗБЕ, По середине люлька с младенцем, рядом сидит баба – кукла. У русская печки, сидит хозяин (или дед) – кукла с балалайкой. Звучит РНМ “Полянка”. Все входят в избу.
Вариант 2: Хозяин и хозяйка – родители в русских костюмах
ВЕДУЩАЯ: Дети, вот мы и в гостях! В настоящей русской избе! Здравствуйте, Хозяин и Хозяйка! Молчат! Дети, давайте все дружно поздороваемся!
ДЕТИ: Здравствуйте!
Звучит фонограмма с голосом.
ХОЗЯИН: Здравствуйте, пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома!
ХОЗЯЙКА: Веселья вам да радости! Проходите в нашу светлицу! Поработать да повеселиться!
ВЕДУЩАЯ: Хозяева дорогие, как красиво у вас в избе! Половики тканые, рушники вышитые, а утвари сколько разной! Все такое ладное, яркое, научите наших детей, как можно руками красоту такую создать!
ХОЗЯЙКА: Мы бы научили, да только в эту пору дел полно. Есть у нас внученька – Аннушка, вот кто вам все расскажет и научит. Выкатывается клубочек на середину избы.
ХОЗЯИН: Вы клубочек смотайте, он вас к нашей внученьке и приведет.
ВЕДУЩАЯ: И правда, хватит говорить, лучше увидеть и услышать! Хороша веревка длинная, а речь короткая!
Звучит спокойная РНМ, ведущий начинает сматывать клубочек, все дети и взрослые проходят за ним в зал, рассаживаются по местам.
На скамейку садится внучка в народном костюме, качает в руках куклу- закрутку и поет:
А баю, а баю, баю
Спать укладываю,
Спать укладываю,
Приговариваю:
“Усни, Машенька, усни,
Сладкий сон тебя возьми! ”
Байки, баиньки, покой!
Маша, глазоньки закрой!
ВЕДУЩАЯ: Аннушка, дух переведи, с нами посиди! Нас к тебе твои дедушка да бабушка отправили, сказали, что про
народные промыслы ты нам всем поведаешь.
Аннушка встает, кладет куклу в колыбельку. Кланяется русским поклоном.
АННУШКА: Здравствуйте всем! В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни посуду из глины лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. То песню затянут, то шуткой перебросятся. А матери, у которых были дети малые и работали, и колыбель качали, да колыбельные пели. И ваши мамы умеют рукодельничать. Ответьте на вопрос: “Когда мама садится за машинку, да берет в руки нитку с иголкой, как это ремесло называется?”
Дети: Шитье!
АННУШКА: (берет в руки корзинку). А, что же бабушка делает, когда у нее в руках пяльца,
иголка и цветные нитки? (Достает из корзинки и показывает.)
Дети: Вышивает!
АННУШКА: Молодцы! А вот когда такие предметы ручного труда в руках оказываются: клубок ниток, крючок, спицы?
Дети: Вязание!
АННУШКА: Становись, честной народ! Будем мы сейчас играть! Свои ножки разминать! Я – иголочка тоненька!
А вы – ниточка длинненька!
Куда иголочка – туда и ниточка!
ПРОВОДИТСЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА “НИТКА – ИГОЛКА”
ПОД МУЗЫКУ РНМ “КАЛИНКА”. ДЕТИ ПО ЗАЛУ ДВИГАЮТСЯ ЗМЕЙКОЙ ЗА АННУШКОЙ. ЗАТЕМ – САДЯТСЯ НА МЕСТА.
РЕБЕНОК 1: А наши девицы – рукодельницы. Рукодельницы – не бездельницы!
Ну-ка, девицы выходите, свое уменье покажите!
Выходят 4 девочки.
РЕБЕНОК 2: Мы будем песню запевать, а вы – ниточку в клубочек мотать.
А ну, ребята, запевайте! песню шуточную – частушечную!
Группа детей поет “Частушки”. Девочки в это время сматывают нитки в клубочки.
ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ “ЧЕЙ КЛУБОЧЕК УДАЛЕЕ?”
“ЧАСТУШКИ”
Мы девчоночки – умейки: вышиваем и прядем.
Мы частушки сочиняем, очень весело живем!
Полотенце вышивала петухами, утками.
Я Андрюшу поджидала часами, минутками.
Дайте лен, дайте лен – сорок девять веретен.
Стану прясть, попрядывать – на дружка поглядывать.
Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась, нужно все клубки смотать!
ВЕДУЩАЯ: Ну-ка, как вы потрудились? Чей клубочек больше, да тяжелее?
Дети садятся на места. Звучит фонограмма детского плача.
АННУШКА: Вы слыхали? Вы слыхали?
ВЕДУЩАЯ: Вижу я, самое время в молчанку играть. Раз, Два, три – замри!
АННУШКА: (берет в руки куклу): Ванечку разбудили!
ВЕДУЩАЯ: Девочки подруженьки, выходите! Помогите Ванечку пестовать да укачивать.
Выходят дети, поют колыбельную и передают куклу друг – другу. Один ребенок в костюме кота, выполняет все движения по тексту колыбельной. Инсценированное действие.
Котик серый, котик белый, приходи к нам ночевать,
Не работушку работать, а Ванюшеньку качать.
Котя, котенька, коток, котя, серенький хвосток!
Приди котик ночевать, нашу деточку качать!
А как я тебе коту, за работу заплачу:
Дам кувшинчик молочка и кусочек пирожка.
Котик, серенький коток, приходи к нам на часок!
Котик ниточки мотай, спи, Ванюша, засыпай!
АННУШКА: Уснул мой Ванятка! Ай-да, складная песня колыбельная ваша. С хорошей доброй песней любое дело спориться. Так и в старину мамки колыбели качали да делом занимались. А вы, дети, хотите потрудиться?
ДЕТИ: Да!
АННУШКА: С любым делом готовы справиться?
ДЕТИ: Да!
АННУШКА: Хочется мне, чтобы на память о нашей встрече у каждого из вас осталось кукла – закрутка. Сделаем мы ее своими руками. Посмотрите, как это делается
ВИДЕОРОЛИК О КУКЛЕ ЗАКРУТКЕ.
АННУШКА: Думаю, что без помощи ваших мам, нам не обойтись. Приглашаю всех в группу за рабочие столы.
Дети с мамами переходят в группу и рассаживаются за столы, на которых расположены светлые лоскутки льняной или хлопчатобумажной ткани, много пестрых лоскутков, белые суровые нитки, ножницы. Звучит тихая инструментальная народная музыка.
ВЕДУЩАЯ: Нет радости краше усталости! И так круглый год в работе крестьянской. С богом начинают – руками заканчивают! Итак:
- Сворачиваем льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляем ее ниткой по краям – это рук “для куклы”.
- Делаем головку и руки куклы: кладем свернутую матерчатую трубочку на середину квадрата из белой ткани, перегибаем квадрат по диагонали и закрепляем голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию так же перевязываем, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле.
- Затем куклу пеленают.
- На голову можно повязать платочек из пестрой ткани. Самая простая кукла готова.
– Дети, а почему же наша Машенька зовется кукла закрутка?
Звучат ответы детей.
АННУШКА: Теперь у каждой деточки по куколке! Радость, то какая! Будете песни колыбельные петь да меня вспоминать.
ВЕДУЩАЯ: Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные. Но поэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка. Колыбельные внушают чувство уверенности, защищенность от беды, ребенок купается в ласке. Мамы, пойте своему ребенку, как пели наши прапрабабушки в стародавние времена. Пойте, когда гуляете со своим малышом, когда ребенок засыпает в кроватке. И однажды, вы услышите, как малыш что-то начнет подпевать вам. А это такое счастье!
ЗВУЧИТ “МАМИНА ПЕСНЯ”
- За окошком вечер
Зажигает звезды,
И луна большая
Как фонарь горит.
Мне пора ложиться
И опять тихонько
Мамочка мне сказку говорит.
Припев:
Про царя и про царицу,
Про прекрасную Жар-птицу,
Про Ивана-чудака
И про друга горбунка.
- Мамочка родная,
Нет тебя дороже
Очень –очень крепко
Я тебя люблю.
Сядь со мной поближе,
Я прижмусь щекою,
Ты споешь мне песенку свою
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по теме: "Изготовление кубанской куклы - закрутки".
Много разных профессий, читатель, На, а мне полюбилась одна -Воспитатель детей. Воспитатель - Твоя жизнь интересна, полна.Много трудностей в этой работе,Только радостей больше, дру...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по ручному труду «История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка»
Познавательно-занимательный досуг для детей подготовительной группы "История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка" с показом презентации «Игрушки на Руси как средство воспитания». Создани...
Мастер-класс для родителей "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки"
Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы-закрутки; вовлечение родителей в совместную культурно - досуговую деятельность; обеспечение ат...
Мастер класс по изготовлению русской народной обрядовой куклы "Кукла-закрутка"
ЦЕЛИ УРОКА: 1) Познакомить с историей русской тряпичной куклы...
"Кукла- закрутка. Колыбельная." Педагогическая находка.
quot;Кукла- закрутка. Колыбельная."...
Мастер-класс для родителей: "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки".
Цель: формирование интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы "Закрутки". Задачи. 1. Научить мастерить тряпичную куклу...
Мастер-класс для детей и родителей «Знакомство с народной куклой Изготовление куклы - закрутки».
Цель:Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами; родителей обучить изготовлению тряпичной куклы-закрутки....