Конспект "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Филиппова Наталья Владимировна

Конспект "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_ptitsy_2.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц, сформировать знание об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).                                                                

Задачи:

Образовательные:

- учить видеть особенности в строении и поведении птиц;

- учить детей делать обобщения по существенным признакам, пользуясь для этого моделью;                                                                                  

- показать детям, как из яйца появляется птенец на основе моделей;

- продолжать учить квалифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностями его добывания.

-  обогатить словарь за счет слов: корм, зимующие, перелетные, скворечник, скорлупа.                                                                                                                                                                                        

Развивающие:

- развивать умение слышать вопрос воспитателя,  отвечать  на него;

- развивать умение отгадывать загадки;

- развивать внимание, наблюдательность, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому, желание помочь птицам в зимних условиях.

Предварительная работа: чтение  художественной литературы о птицах; рассматривание изображений птиц в энциклопедии; загадывание  загадок о птицах; дидактические игры «Чей клюв?», «Где, чей дом?»;  конструирование птиц из бумаги.                                                                                                                                  

Материал: загадки о птицах, игрушка-попугай, модели, мяч, игрушки для задания «Кто из яйца»: крокодил, змея, птица, черепаха, котенок; для задания «Кто, чем питается»: лягушка, рыба, мышь, жук, семена; запись «Голоса птиц», д/игра «Где, чей клюв?», «Где, чье гнездо?»; картинки птиц: аист, скворец, кукушка, ласточка, снегирь, голубь, ворона, синица, воробей.

Ход занятия:

1 часть: Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках.

Педагог:  - Ребята, отгадайте мою загадку:

Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.                                                                                                                                                                                            

Длинный клюв и два крыла…                                                                                                                                                                                                                                                

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится? Догадались? Это….(птица)                                                                                                                                                                                                                                 

Раздаётся стук в дверь. Вносят посылку. Педагог открывает ее, и оттуда вылетает попугай Кеша.

Попугай:  - Всем привет! Как я давно мечтал попасть в д/сад. Наконец моя мечта сбылась!

Педагог:  - А зачем ты к нам прилетел, Кеша?

Попугай:  - Я хочу узнать много нового и интересного. Я посижу здесь на стульчике и послушаю.

2 часть: Основная.

Педагог:  - Сегодня мы поговорим с вами о птицах.

Попугай:  - А у меня уже есть вопрос: как и из чего появляются птицы?

Педагог:  - Сейчас ребята тебе все расскажут.

На столе разложены модели, изображающие стадии роста птенца. Все они перемешаны. Воспитатель вызывает 1 ребенка и просит найти картинку, на которой изображено то, с чего все началось. (Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог и другие дети помогают ему.)

1 ребенок: - Самка откладывает в гнездо яйца. Каждое яйцо находится в твердой скорлупе. Скорлупа снаружи покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.

Педагог:  - А кто знает, что было потом?

Выходит 2 ребенок и выкладывает следующую картинку: - Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке – крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.

Попугай:  - А кто расскажет, что было дальше?

3 ребенок выставляет следующую картинку и поясняет: - Птенец растет внутри яйца. Из желтка он получает питательные вещества.

Воспитатель просит 4 ребенка выставить определенную карточку и объяснить, что на ней изображено: - Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, крылья, лапы.

5 ребенок: - В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и он не выберется наружу.

Педагог:  - И как только птенец вылупится, он сразу может полететь искать себе корм?

Дети: - Нет, маленькие птенцы беспомощные, они должны оставаться в  гнезде, а еду им приносят родители. А вот, когда у птенчиков начнут появляться перья, тогда они смогут улететь из гнезда.

Попугай:  - Я понял, птицы – это те, кто из яйца вылупился.

Педагог:  - Ребята, а только птицы могут появиться из яйца? (ответы детей)

Воспитатель выкладывает на стол игрушки: змея, кошка, крокодил, черепаха, и просит найти здесь лишнего, того, кто не появляется из яйца.

Попугай:  - Раз они появились из яйца, значит они птицы?

Педагог:  - Ребята, давайте объясним Кеше, какое живое существо может называться птицей.

Выставляются модели и дети объясняют, что птицы - это животные,  у которых 2 крыла и 2 лапки, что бы летать и ходить; тело покрыто перьями, есть клюв.

Попугай:  - А я птица?  (Ответы детей с доказательствами.)

Попугай:  - У меня для вас есть игра (достает мяч). Представьте, что это яйцо и из него должен вылупиться птенец, но мы не знаем, что за птица. Мы по очереди будем передавать это яйцо, и вспоминать названия птиц. Вы же много птиц знаете? Кто ответ не знает – из игры выбывает. Должен остаться один знаток птиц.  (ответы детей)

Попугай:  - А где могут жить птицы?

Педагог:  - Мы сейчас с Кешей проверим, можете ли вы правильно расселить птиц.

Проводится игра «Где, чей дом?» (На наборном полотне расставлены: скворечник, гнездо в камышах, дупло в дереве, гнездо на дереве, гнездо под крышей. Детям раздаются птицы: скворец, утка, ласточка, аист, сова.

 Задача детей правильно расселить птиц и назвать их птенцов.)

Попугай:  - Я знаю, что есть такая птица, которая и гнездо не вьет, и птенцов не воспитывает, зато красиво поет (Включается запись голоса кукушки).

Дети: - Это кукушка.

Педагог: - Правильно. Давайте покажем Кеше, какую мы знаем игру про кукушку.

Проводится хороводная игра «Кукушка». (Дети, взявшись за руки, образуют круг, а в середине с закрытыми глазами стоит 1 ребенок. Дети идут по кругу и произносят текст: «К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты…..(имя ребенка) не зевай, кто кукует, отгадай. Ку-ку».  Водящий открывает глаза и называет того, кто прокуковал.)

Попугай: - Для чего птице нужен клюв? (ответы детей) И почему у всех птиц клювы разные? (Все зависит от того, кто, чем питается.)

Педагог:  - А у меня есть игра, которая называется «Где, чей клюв?» Вам нужно правильно подобрать каждой птице клюв и объяснить, почему он у нее именно такой. (Дети выполняют задание.)

Попугай:  - А мне, зачем такой клюв? (ответы детей)

Попугай:  - Ясно-ясно, значит, птицей называется тот, кто зернами питается.

Педагог: - Вы согласны с Кешей? Давайте объясним, чем еще могут питаться птицы.

На столе выкладываются игрушки: мышь, лягушка, рыба, жук, зерна, крокодил. Дети по очереди объясняют, для какой птицы подойдет то или иное лакомство и почему. (Крокодила птица не сможет съесть. Доказывают ответом.)

Физкультминутка:  

  1. Аист, аист, длинноногий,                                                            

        Покажи нам путь дорогу.

        Аист отвечает, головой качает:

        Топни правою ногой, топни левою ногой,

        Снова правою ногой, снова левою ногой.

        Вот тогда придешь домой.

  1. Птички в гнездышках сидят и по сторонам глядят.

     Погулять они хотят и тихонечко летят.

          Налетались, утомились и обратно возвратились.

Попугай:  - Знаю-знаю, что птицей называют только тех, которые летают.

Педагог:  - Кеша, а ребята знают птиц, которые не умеют летать, но могут спастись от врагов.  (1 ребенок:  - У страуса длинные и сильные ноги, на которых он быстро бегает. 2 ребенок: - Пингвин – морская птица. Крылья у него – это ласты, которые помогают ему плавать.)

Попугай:  - А птицы – это живые существа или нет?

Дети отвечают и выставляют модели:  - Живые, потому что они могут  дышать, питаться, расти, размножаться, передвигаться.

Педагог:  - Какое у нас сейчас время года? Месяц? Значит, через несколько дней наступит декабрь, 1 месяц зимы.

Попугай:  - Минуточку, вот тут ко мне в жаркие страны прилетели аист и скворец. Вот, что они мне рассказали:

(Разыгрывается сценка – дети слушают.)

Аист:  - Здравствуй, скворушка!  

Скворец: - Что ты такой грустный, аист?

Аист: - Эх, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какая-то Каркуша, важно вышагивая, каркала, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький  болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может, это правда?

Скворец:  - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал и на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Педагог:  - Ребята, почему скворец и аист утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Дети: - Это перелетные птицы и на зиму они улетают.                                                                                                                            

Педагог:  - А как называются  те, которые остаются на зиму в наших краях? (ответы детей).

Воспитатель выставляет на 1 наборное полотно самолет, а на 2 – кормушку.

Педагог:  - Мы сейчас с Кешей проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Я буду загадывать загадку, а вы, отгадав ее, найдете нужную картинку - отгадку, и поставите ее либо на кормушку (значит, это зимующая птица), либо к самолету – перелетная.

Дети выполняют задание.    

Загадки:

  1. Это старый наш знакомый,  

     Он живет на крыше дома  

-Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.  

Он летает на охоту                                                                              

За лягушками к болоту.

(Аист) 

                                       

  1. Маленький мальчишка                                                                                          

       В сером армячишке                                                                      

       По дворам шныряет,                                                                                          

       Крохи собирает.  

  (Воробей)                                                                                      

  1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.  

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

  1. Угадайте, что за птичка -                                                                                        

       Темненькая невеличка?                                                                                                                                                                                                                                                                                                

       Видишь, кружат 20 пар                                

   И кричат: «Кар-кар». (Ворона)

       

  1. Спинкой зеленовата,

     Животиком желтовата,

     Черненькая шапочка  

     И полоска шарфика. (Синичка)

  1.  Он прилетает каждый год                                                                                                                                                                                                                                                                                           Туда, где домик ждет.                                                                                  

    Чужие песни петь умеет,                                                                                          

    А все же голос свой имеет. (Скворец)

  1.  Чернокрылый, красногрудый,    

 Не боится он простуды –                            

 И зимой найдет приют.  

 С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

  1. Кто эта птица?                                                                                                                              

     Никогда не строит для себя гнезда,    

     Соседкам яйца оставляет                                                                                          

     И о птенцах не вспоминает.

             (Кукушка)                                                                      

Педагог:  - Так почему некоторые птицы улетают осенью на юг?

Дети:  - Становится холодно, а под снегом и льдом они не могут найти себе пищу.

Педагог:  - Видите, как трудно птицам искать зимой пищу. А что мы можем сделать для них? Давайте сделаем кормушки, будем подкармливать их, наблюдать за ними. Так зачем же нужны птицы? Что стало бы с лесом, если бы его покинули птицы? (ответы детей) 

3 часть: Заключительная.

Попугай:  - Я все понял, теперь я полечу к себе в Австралию и расскажу всем все то, что узнал у вас на занятии. Но чтобы я ничего не забыл, давайте повторим, кто из живых существ называется птицей. Докажите, что птицы – это животные? (ответы детей) 

Попугай: - Спасибо за все. А чтобы вы меня не забыли, примите в подарок календарики с моим изображением.

~  ~