Конспект "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц, сформировать знание об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров).
Задачи:
Образовательные:
- учить видеть особенности в строении и поведении птиц;
- учить детей делать обобщения по существенным признакам, пользуясь для этого моделью;
- показать детям, как из яйца появляется птенец на основе моделей;
- продолжать учить квалифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностями его добывания.
- обогатить словарь за счет слов: корм, зимующие, перелетные, скворечник, скорлупа.
Развивающие:
- развивать умение слышать вопрос воспитателя, отвечать на него;
- развивать умение отгадывать загадки;
- развивать внимание, наблюдательность, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому, желание помочь птицам в зимних условиях.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах; рассматривание изображений птиц в энциклопедии; загадывание загадок о птицах; дидактические игры «Чей клюв?», «Где, чей дом?»; конструирование птиц из бумаги.
Материал: загадки о птицах, игрушка-попугай, модели, мяч, игрушки для задания «Кто из яйца»: крокодил, змея, птица, черепаха, котенок; для задания «Кто, чем питается»: лягушка, рыба, мышь, жук, семена; запись «Голоса птиц», д/игра «Где, чей клюв?», «Где, чье гнездо?»; картинки птиц: аист, скворец, кукушка, ласточка, снегирь, голубь, ворона, синица, воробей.
Ход занятия:
1 часть: Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках.
Педагог: - Ребята, отгадайте мою загадку:
Снится ночью пауку чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится? Догадались? Это….(птица)
Раздаётся стук в дверь. Вносят посылку. Педагог открывает ее, и оттуда вылетает попугай Кеша.
Попугай: - Всем привет! Как я давно мечтал попасть в д/сад. Наконец моя мечта сбылась!
Педагог: - А зачем ты к нам прилетел, Кеша?
Попугай: - Я хочу узнать много нового и интересного. Я посижу здесь на стульчике и послушаю.
2 часть: Основная.
Педагог: - Сегодня мы поговорим с вами о птицах.
Попугай: - А у меня уже есть вопрос: как и из чего появляются птицы?
Педагог: - Сейчас ребята тебе все расскажут.
На столе разложены модели, изображающие стадии роста птенца. Все они перемешаны. Воспитатель вызывает 1 ребенка и просит найти картинку, на которой изображено то, с чего все началось. (Если ребенок затрудняется с ответом, то педагог и другие дети помогают ему.)
1 ребенок: - Самка откладывает в гнездо яйца. Каждое яйцо находится в твердой скорлупе. Скорлупа снаружи покрыта крошечными отверстиями, через которые проходит воздух.
Педагог: - А кто знает, что было потом?
Выходит 2 ребенок и выкладывает следующую картинку: - Внутри каждого яйца находится желток, а в желтке – крошечный зародыш. Скоро он превратится в птенца.
Попугай: - А кто расскажет, что было дальше?
3 ребенок выставляет следующую картинку и поясняет: - Птенец растет внутри яйца. Из желтка он получает питательные вещества.
Воспитатель просит 4 ребенка выставить определенную карточку и объяснить, что на ней изображено: - Вскоре птенец начинает походить на настоящую птицу: у него вырастают клюв, крылья, лапы.
5 ребенок: - В положенное время птенец начинает проклевывать скорлупу, пока она не расколется и он не выберется наружу.
Педагог: - И как только птенец вылупится, он сразу может полететь искать себе корм?
Дети: - Нет, маленькие птенцы беспомощные, они должны оставаться в гнезде, а еду им приносят родители. А вот, когда у птенчиков начнут появляться перья, тогда они смогут улететь из гнезда.
Попугай: - Я понял, птицы – это те, кто из яйца вылупился.
Педагог: - Ребята, а только птицы могут появиться из яйца? (ответы детей)
Воспитатель выкладывает на стол игрушки: змея, кошка, крокодил, черепаха, и просит найти здесь лишнего, того, кто не появляется из яйца.
Попугай: - Раз они появились из яйца, значит они птицы?
Педагог: - Ребята, давайте объясним Кеше, какое живое существо может называться птицей.
Выставляются модели и дети объясняют, что птицы - это животные, у которых 2 крыла и 2 лапки, что бы летать и ходить; тело покрыто перьями, есть клюв.
Попугай: - А я птица? (Ответы детей с доказательствами.)
Попугай: - У меня для вас есть игра (достает мяч). Представьте, что это яйцо и из него должен вылупиться птенец, но мы не знаем, что за птица. Мы по очереди будем передавать это яйцо, и вспоминать названия птиц. Вы же много птиц знаете? Кто ответ не знает – из игры выбывает. Должен остаться один знаток птиц. (ответы детей)
Попугай: - А где могут жить птицы?
Педагог: - Мы сейчас с Кешей проверим, можете ли вы правильно расселить птиц.
Проводится игра «Где, чей дом?» (На наборном полотне расставлены: скворечник, гнездо в камышах, дупло в дереве, гнездо на дереве, гнездо под крышей. Детям раздаются птицы: скворец, утка, ласточка, аист, сова.
Задача детей правильно расселить птиц и назвать их птенцов.)
Попугай: - Я знаю, что есть такая птица, которая и гнездо не вьет, и птенцов не воспитывает, зато красиво поет (Включается запись голоса кукушки).
Дети: - Это кукушка.
Педагог: - Правильно. Давайте покажем Кеше, какую мы знаем игру про кукушку.
Проводится хороводная игра «Кукушка». (Дети, взявшись за руки, образуют круг, а в середине с закрытыми глазами стоит 1 ребенок. Дети идут по кругу и произносят текст: «К нам кукушка в огород залетела и поет. А ты…..(имя ребенка) не зевай, кто кукует, отгадай. Ку-ку». Водящий открывает глаза и называет того, кто прокуковал.)
Попугай: - Для чего птице нужен клюв? (ответы детей) И почему у всех птиц клювы разные? (Все зависит от того, кто, чем питается.)
Педагог: - А у меня есть игра, которая называется «Где, чей клюв?» Вам нужно правильно подобрать каждой птице клюв и объяснить, почему он у нее именно такой. (Дети выполняют задание.)
Попугай: - А мне, зачем такой клюв? (ответы детей)
Попугай: - Ясно-ясно, значит, птицей называется тот, кто зернами питается.
Педагог: - Вы согласны с Кешей? Давайте объясним, чем еще могут питаться птицы.
На столе выкладываются игрушки: мышь, лягушка, рыба, жук, зерна, крокодил. Дети по очереди объясняют, для какой птицы подойдет то или иное лакомство и почему. (Крокодила птица не сможет съесть. Доказывают ответом.)
Физкультминутка:
- Аист, аист, длинноногий,
Покажи нам путь дорогу.
Аист отвечает, головой качает:
Топни правою ногой, топни левою ногой,
Снова правою ногой, снова левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
- Птички в гнездышках сидят и по сторонам глядят.
Погулять они хотят и тихонечко летят.
Налетались, утомились и обратно возвратились.
Попугай: - Знаю-знаю, что птицей называют только тех, которые летают.
Педагог: - Кеша, а ребята знают птиц, которые не умеют летать, но могут спастись от врагов. (1 ребенок: - У страуса длинные и сильные ноги, на которых он быстро бегает. 2 ребенок: - Пингвин – морская птица. Крылья у него – это ласты, которые помогают ему плавать.)
Попугай: - А птицы – это живые существа или нет?
Дети отвечают и выставляют модели: - Живые, потому что они могут дышать, питаться, расти, размножаться, передвигаться.
Педагог: - Какое у нас сейчас время года? Месяц? Значит, через несколько дней наступит декабрь, 1 месяц зимы.
Попугай: - Минуточку, вот тут ко мне в жаркие страны прилетели аист и скворец. Вот, что они мне рассказали:
(Разыгрывается сценка – дети слушают.)
Аист: - Здравствуй, скворушка!
Скворец: - Что ты такой грустный, аист?
Аист: - Эх, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какая-то Каркуша, важно вышагивая, каркала, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может, это правда?
Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал и на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Педагог: - Ребята, почему скворец и аист утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Дети: - Это перелетные птицы и на зиму они улетают.
Педагог: - А как называются те, которые остаются на зиму в наших краях? (ответы детей).
Воспитатель выставляет на 1 наборное полотно самолет, а на 2 – кормушку.
Педагог: - Мы сейчас с Кешей проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц. Я буду загадывать загадку, а вы, отгадав ее, найдете нужную картинку - отгадку, и поставите ее либо на кормушку (значит, это зимующая птица), либо к самолету – перелетная.
Дети выполняют задание.
Загадки:
- Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома
-Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
- Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
- Угадайте, что за птичка -
Темненькая невеличка?
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: «Кар-кар». (Ворона)
- Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
- Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
- Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды –
И зимой найдет приют.
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
- Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Педагог: - Так почему некоторые птицы улетают осенью на юг?
Дети: - Становится холодно, а под снегом и льдом они не могут найти себе пищу.
Педагог: - Видите, как трудно птицам искать зимой пищу. А что мы можем сделать для них? Давайте сделаем кормушки, будем подкармливать их, наблюдать за ними. Так зачем же нужны птицы? Что стало бы с лесом, если бы его покинули птицы? (ответы детей)
3 часть: Заключительная.
Попугай: - Я все понял, теперь я полечу к себе в Австралию и расскажу всем все то, что узнал у вас на занятии. Но чтобы я ничего не забыл, давайте повторим, кто из живых существ называется птицей. Докажите, что птицы – это животные? (ответы детей)
Попугай: - Спасибо за все. А чтобы вы меня не забыли, примите в подарок календарики с моим изображением.
~ ~