Проект "Земля-наш общий дом"
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект НОД с детьми средней группы в условиях ФГОС
«Земля-наш дом родной!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_nash_obshchiy_dom.docx | 72.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект "Земля наш общий дом" подготовительная группа
19 декабря 2016
Паспорт проекта
Тема: «Земля - наш общий дом».
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Характер проекта: познавательный, поисково-исследовательский, творческий.
По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
По времени: краткосрочный (5 – 16 декабря 2016г)
Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на
духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является
источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто
запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой,
пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и
удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская,
поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении
играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и
всему окружающему.
Задачи проекта:
Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.∙
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе∙
поисково-познавательной деятельности.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение∙
анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитывать желание охранять и укреплять здоровье детей.∙
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
- Проведение мероприятий в группе.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной
деятельностью.
Заключительный этап
- Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2 Подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Рефлексия деятельности
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у детей возникла лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уже тем более не знали, что найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с детьми, я проявляла гибкость, не требуя ясного осознания и формулирования проблемы. Проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.
В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Тематическое планирование по проекту
с учетом интеграции образовательных областей
Образовательные области | Виды и формы работы |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на водоем», «Путешествие вокруг Земли» Настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Путешествие капельки», «С какого дерева лист», Дидактические игры по экологии: «Кто больше?», «Земля и Солнечная система», «Чудесный мешочек», «Я живу в…» Тематические беседы: «Путешествие по глобусу» «Что было бы, если бы не было воды, воздуха, солнца?» «Источники загрязнения природы. Меры охраны» Рассматривание иллюстративного материала: «Вода в природе», «Как вода работает на человека» Совместное участие детей и родителей в творческой выставке «Природа- кладовая чудес» Изготовление модели водоема, почвы. |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Удочка», «Солнечные зайчики», "Дождевой червь", «Мяч лови – слово назови» |
Познавательное развитие
| Наблюдение за растительным и животным миром, явлениями природы во время прогулки. Рассматривание глобуса. Наблюдения за сезонными осадками Беседы: «Путешествие по глобусу», «Что было бы, если бы не было …?» «Источники загрязнения природы. Меры охраны» Географические представления. Строение Солнечной системы Исследования свойств воды, воздуха, почвы, света. Просмотр видеосюжетов: «Чему учит экология», «Солнце для детей», «Почва», «Свойства воздуха», «Путешествие капельки». |
Экспериментально-исследовательская деятельность
| Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. Солнце - источник света и тепла на Земле. Свет- поток световых лучей, он может отражаться от предметов можно многократно отразить свет, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может, он помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы. Воздухом можно двигать предметы воздух. Он невидим, прозрачный. Все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом. Собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Воздух постоянно давит на предметы Воздух легкий. В почве находятся питательные вещества для растений Она сухая, мягкая, рыхлая. В почве есть воздух, почва пластична. |
Речевое развитие
| Сочинение экологических сказок. Составление описательных рассказов. Придумывание сказки «Путешествие лягушонка ( синички, червячка,…)» Дидактическая игра «Кто больше?» Составление рассказа «Береги природу» Чтение сказки Г. Андерсена "Дюймовочка" и сказку Н. Павловой "Большое чудо», С.Городецкий «Первый снег», стихотворения Машковской "Давайте оставим немного земли" Чтение энциклопедий, », загадывание и отгадывание загадок. Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы») |
Художественно-эстетическое развитие
| Рисование «Путешествие капельки», «Природоохранные знаки», «На льдине» Аппликация «Морская звезда» (торцовка) Лепка в технике пластилинографии «Обитатели рек и морей», «Солнышко» Ручной труд «»Пароход» (оригами) Конструирование из строителя «Мосты», «Корабли», «Мельницы»
|
Список литературы.
Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.
- Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.
- Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
- Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
- Плешаков А. А. От земли до неба
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.
Аналитическая справка
Диагностическое обследование детей происходило на основе методики С.Н.Николаевой «Юный эколог» в форме беседы, создании игровой и проблемной ситуации.
Для выявления уровня знаний о природе и её компонентах, после создания игровой и проблемной ситуации были составлены вопросы:
- Как вы понимаете: что такое природа?
- Из каких компонентов она состоит?
- Что такое свет?
- Что такое вода и какие она имеет свойства?
- Что такое воздух, какой он?
- Что такое почва?
- Что предпринимает человек для охраны природы?
Диагностика проводилась со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале. Дети подготовительной группы показали положительную динамику в знаниях.
НДО «Наш край- природная кладовая»
Цель: формирование представления о растительной и животной среде родного края, совершенствовать экологические знания.
Задачи:
Познакомить детей с экологической пирамидой
Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга.
Обобщить знания детей об окружающем мире родного края;
Закрепить умение различать деревья по их листве, умение классифицировать по группам.
Развивать в детях умение логически мыслить, дифференцированное восприятие, умение сравнивать
Воспитывать ответственное и бережное отношение к природным богатствам, чувства патриотизма.
Материал: материал для игр: "С какого дерева листок?" «Распредели по группам», экологическая пирамида, звуковая запись пения птиц.
"Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля-
Дом наш родимый, ребята!"
-Ребята, скажите, в какой стране мы живем? ( Мы живем в России)
-А как называется город, в котором мы живем? (город Егорьевск)
-Ребята, мы с вами живем в очень красивом месте, природа нашего края красива и разнообразна, Наш край - это природная кладовая.
Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".
-Ребята, как вы думаете, о каких сокровищах говорил М. Пришвин? (рассуждения детей)
-Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много и они все разные, Я приглашаю вас собрать сокровища нашего края в это ту удивительную пирамиду. Согласны? (Да)
Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит,
Осенью питает, зимой согревает»
Что это?
(Лес)
(звучит тихая музыка)
-Ну вот, мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив он!
-Что мы видим в лесу? (Деревья)
-Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам, по листьям)
-Мы наблюдали деревья в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
-Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру "С какого дерева листок?" У меня на вазах веточки с листочками деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одному листочку, затем отнесет этот листочек к тому дереву, на котором он растет. (Воспитатель контролирует, как дети выполняют задание).
-Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (ответы детей)
-Вот первое сокровище, которое мы вставим в нашу пирамиду- это деревья.
-На первый взгляд лес кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. Кого мы можем встретить в лесу?
-А каких животных мы можем встретить в лесу?
Как хорошо вы знаете наших животных, мы узнаем из игры, которая называется "Угадай по описанию"
*Маленький, трусливый, длинноухий....(заяц)
-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
*Рыжая, хитрая, длиннохвостая....(лиса)
*Маленький, серый, колючий, шустрый...(ёж)
*Огромный, длинноногий, рогатый...(лось)
*Маленькая, рыженькая, прыгучая...(белка)
*Серый, злой, голодный...(волк)
-Прислушайтесь, Голосами, каких птиц наполнен лес ?
Послушайте (звучит запись с голосами птиц)
-Каких птиц вы услышали?
-все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
-Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)
-А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)
-Каких перелетных птиц вы знаете?
-Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)
-Как нужно заботиться о зимующих птицах? (делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)
-Каких зимующих птиц вы знаете?
-А сейчас, я предлагаю поиграть «Распредели по группам»
Делимся на 2 команды, на столе изображения птиц, животных насекомых, вам надо их распределить правильно на группы: насекомые, птицы, животные.
-Вот и второе сокровище для нашей пирамиды- это звери, птицы, насекомые, будем их беречь и помогать им.
-Ребята, чтобы сохранить природу, птиц и зверей, необходимо бережно к ним относится, давайте вспомним правила поведения в лесу. (все вместе повторяем правила поведения в лесу: не разрушать муравейники, не сорить, не разводить костры, не разрушать гнезда, не топтать цветы и ягоды, не пугать птиц и зверей)
И мы сейчас продолжим заполнять пирамиду сокровищами. Как вы думаете, без чего не может существовать все живое?
Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду. А что нам дает тепло, свет? (Солнце)
Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных? (вода, почва, воздух)
Да, нужны воздух, почва и вода.
И мы с вами составили пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить.
Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать птиц?
( много разведется насекомых, которые съедят растения.)
-А если убрать насекомых?( Некому будет опылять растения)
-А если убрать растения? (Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.)
- Хотим мы этого?
Так давайте никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
"Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!"
М.Романова
НОД «Солнце и его лучи»
Цель: способствовать формированию представлений детей о Солнце и свете.
Задачи:
Сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.
Напомнить детям о строении нашей Солнечной системы; рассказать о Солнце.
Показать детям, что существование жизни на планете имеет свои причины.
Развивать логическое мышление и воображение детей.
Способствовать самостоятельному поиску интересующих детей знаний, через опытническую деятельность и познавательную литературу.
Воспитывать у детей интерес к познанию нового, неизвестного им.
Материал: карта Солнечной системы; емкости с водой, песком, камешки; энциклопедии; макет Солнечной системы, настольная лампа, лист чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм диаметром, матрёшка, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, картон, зеркало.
Предварительная работа: чтение энциклопедий; рассматривание иллюстраций; чтение стихов; дидактическая игра «Земля и Солнечная система».
Ход
Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну сказку.
«В одной далекой и прекрасной стране случилась эта история. Давным-давно, в незапамятные времена на самом краю земли существовало одно самое обычное Королевство – с обычными королем и обычными людьми. Единственное, чем отличалось это Королевство от других – тем, что в нем всегда светило Солнце, а погода стояла удивительная. Леса издавали ароматы цветов и трав, ручьи поили людей прохладной водой, птицы пели удивительные песни, а животные были добры и миролюбивы. И все люди радовались жизни, любили друг друга и свое солнце. Они заботились о своем Королевстве. Были добрыми и трудолюбивыми и всегда заботились друг о друге. Если кому-то становилось грустно, то всегда рядом находились друзья, которые были готовы утешить. Но однажды случилась беда.
На землю Королевства ступила нога злой колдуньи! Она жила в царстве Темноты. Злая колдунья ненавидела Солнце. Она убедила людей в том, что жизнь без Солнца намного лучше, и никто не мог ей возразить , ведь люди не знали , что значит жить без Солнца. В миг все померкло, и каждый житель зажег фонарик. Прошло немного времени, и их фонари совсем погасли, а Королевство погрузилось в кромешную тьму. Растения без солнечного света зачахли, а ручьи от мусора стали настолько грязными, что пить воду из них стало просто невозможно. Люди стали бояться выходить из дома, ведь можно угодить в канаву, или в огромный ров в полной-то темноте!
Люди стали злыми , кругом царила тьма! Однажды в городе появился Путешественник, у него был волшебный фонарик, а из него светил солнечный лучик! У него был самый НАСТОЯЩИЙ солнечный свет. Он направил свой фонарик с солнечным лучом на колдунью и тьма моментально растаяла в воздухе, будто её и не было.
Дети с воспитателем подходят к макету Солнечной системы/.
Воспитатель:
- Ребята, а где здесь Солнце?
- А почему Солнце находится в центре? - Что вы можете рассказать о Солнце?
- Какое оно по величине? По цвету?
- Как вы думаете, тепло там или холодно?
- Как вы думаете, есть ли там жизнь?
Солнце - это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца - 20 млн. градусов.
Нам кажется, что Солнце - маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.
От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.
Опыт «Солнце и жизнь на Земле».
Цель: выявить влияние солнечного света на жизнь на земле.
Материал:
- Две емкости с водой
- Две емкости с землей
- Два камешка
- Настольная лампа
Ход: Предложить вспомнить, что дети чувствуют, когда их лицо обращено к Солнцу (тепло, приятно, щеки греются и т.д.)
Предложить детям выяснить, как влияет солнечный свет на все живое. Для этого дети ставят одну емкость с водой, так же одну емкость с землей и один камешек под свет лампы, а оставшиеся материалы в тень (можно закрыть плотным материалом, или коробкой).
Выводы:
- На «солнце» земля, вода и камень нагрелись, стали теплыми, в отличии от материалов, находящихся в тени.
- Солнце - источник света и тепла на Земле.
Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце.
Солнце – светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.
Солнце – звезда, преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
(Ж. Парамонова)
Солнце излучает свет и тепло подобно электрической лампочке. И об этом нам рассказал лучик, сыночек солнышка.
Опыт «Световой луч»
Цель: понять, что свет- это поток световых лучей, познакомить с тем, как можно увидеть луч света.
Материал:
- настольная лампа,
- лист чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм диаметром
- зеркало
Ход: Выключается свет, включается лампа. Что появилось на стене? (световой круг) Почему? От лампы стали исходить лучи света, отверстие круглое так, как лучи света образуют круг. Лампа закрывается черной бумагой. Что произошло? ( луч света стал тоньше) На пути светового луча ставят зеркало, луч пошел в другом направлении. (он отразился от зеркала)
Вывод: свет- поток световых лучей, он может отражаться от предметов.
Игра «Солнечные зайчики»
Опыт «Разведчики»
Цель: понять, что можно многократно отразить свет.
Материал:
- зеркала
- матрёшка
Ход: Предлагается «доставить» солнечный свет к матрёшке.
Вывод: можно многократно отразить свет, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.
А теперь я предлагаю вам слепить себе солнышко.
работа детей. Итог.
Мы с вами плодотворно потрудились, что вы сегодня узнали нового? Что больше понравилось?
НОД «Невидимка»
Цель: способствовать формированию представлений детей о воздухе.
Программные задачи:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Материал: бумажные пароходы, листы бумаги, пластиковая бутылка и таз с водой, мандарин, мыльные пузыри, воздушные шарики.
Предварительная работа: ручной труд «Пароход», «Веер», чтение художественной литературы и загадывание загадок о воздухе.
Ход:
-Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это? (воздух)
-Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Что мы с вами вдохнули? (воздух)
-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
-Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
-А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
-Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
-Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
-Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.
Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».
- Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).
- Узнать это очень просто. Возьмите бумажный веер и помашите им у лица.
- Что вы чувствуете?(Ответы детей).
Эксперимент №2. «Бумажные гонки».
- Воздухом можно двигать предметы. Возьмите бумажный пароход. И с помощью струю воздуха ( на выдохе) сдвиньте пароход.
Игра «У кого быстрее».
- Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).
- Надуйте шарик и отпустите его. Что произошло? (воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону)
Эксперимент №3. «Есть ли воздух».
А сейчас еще один фокус. Что у меня в руке? (Стаканчик).
- Дети, что в стакане? ( Нет, ничего).
Переворачиваю стакан и медленно опускаю его в таз с водой. Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан?(Воздух)
Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.
- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?
- А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).
- Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.
-Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)
-Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.
Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».
-Продолжим исследования.
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
-Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Эксперимент №5. «Давление воздуха».
- Ребята, воздух постоянно давит на предметы. Мы привыкли к давлению воздуха и не замечаем его. В этом мы сейчас убедимся, проведя опыт «Что быстрее?».
Дети проводят опыт: берут два листа бумаги и одновременно выпускают их из рук: один горизонтально, другой вертикально.
-На горизонтальный лист давит снизу воздух, и лист бумаги падает медленно, а вертикальный лист падает ребром, воздуха под ним меньше, и падает он быстрее.
- Ребята, мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить.
И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.
-Воздух не имеет:
звука;⎫
запаха;⎫
вкуса;⎫
цвета;⎫
формы;⎫
он есть везде;⎫
И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.⎫
- Игра «Мыльные пузыри».
- А в конце предлагаю поиграть с мыльными пузырями.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
-Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».
Дети играют.
-Замечательно, ребята, много пузырей надули.
Воздух есть везде:
В твоем городе, доме,
В лесу, в горах, в пещерах,
Над морями
И… материками
Значит везде можно жить.
-Мы с вами плодотворно потрудились, что вы сегодня узнали нового? Что больше понравилось?
НОД «Водичка-сестричка»
Цель: способствовать формированию представлений детей о воде.
Программные задачи:
-обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов,
-способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды,
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой,
-развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов,
-развивать экологическую культуру,
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Материалы: кубик и шарик, формочки, стакан с водой, стакан с молоком, картинка, кисточки, краска, сахар, соль, мука, подсолнечное масло, травяной настой и мятные капли, воронка, салфетки, вата и емкости для воды.
Предварительная работа: наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы о воде
Ход
Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. Звучит
запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, какого цвета будет наша планета? Почему? Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря, океаны. Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
Опыты с водой.
Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает,
какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого
возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую
баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках
собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так
вода не имеет формы.
( Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.)
Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.
И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость,( используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску).
Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Физкультминутка. «Ходят капельки по кругу»
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова
предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде
различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. (Снова используем
алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на
доску.)
Фильтрование воды.
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, салфетки, вату и емкости для воды. ( Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства –фильтры.) И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Вода- наш друг и помощник, но она может таить в себе много опасностей. Каких?
Правила поведения на воде:
нельзя нырять с мостов,
нельзя прыгать с берега,
нельзя далеко заплывать,
нельзя играть на воде без взрослых,
нельзя подплывать к лодкам,
маленьким детям нельзя ходить на водоемы.
Вам понравилось быть учеными и делать опыты? Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Мы с вами плодотворно потрудились, что вы сегодня узнали нового? Что больше понравилось?
Это не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.
НОД «Почва — живая Земля»
Цель: способствовать формированию представлений детей о почве.
Программные задачи
Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания, с основными факторами среды, действующими на почву (влажность, ветер, температура, живые организмы)
Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, мягкость, твердость, пластичность).
Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента.
Воспитывать желание работать с почвой
Материалы письмо от Подземного царя, коробка с землей, стаканчики из-под йогурта, салфетки, лупы, подносы с образцами почвы, стаканчики с водой, для игры: две маски с изображением дождевого червя
Предварительная работа: прочитать сказку Г. Андерсена "Дюймовочка" и сказку Н. Павловой "Большое чудо",показать иллюстрации с изображением почвы, рассмотреть макет почвы, рассмотреть почву в горшках в процессе труда. прочитать стихотворение Машковской "Давайте оставим немного земли"
Ход
В группу приходит почтальон и приносит посылку (коробка с землей) и письмо.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что принес нам почтальон. Какая большая посылка, давайте откроем ее? Что это ребята?
Дети: Почва
Воспитатель: А вы знаете, кто и зачем прислал нам эту почву? Давайте прочитаем письмо. "Дорогие ребята! Надеюсь вам понравился мой подарок. Это волшебная земля. Почему это земля волшебная? Потому, что это не просто земля, это почва. Она кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья и ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Хотите с ним познакомиться? Тогда громко меня позовите: "Подземный царь, к нам приди - в свое царство проведи" До встречи! Подземный царь."
(Дети зовут Подземного царя, и он появляется)
Подземный царь: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Я хочу вам рассказать о своем подземном царстве. Ой, как у вас светло, у меня под землей так хорошо-темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом, и о нем вам расскажу. А для этого нужно пройти в мое подземное царство (дети садятся за столы).
Ребята, что вы видите на подносах?
Дети: землю
Подземный царь: Чтобы познакомиться с ней поближе, для вас есть подарки. Посмотрите, что это?
Дети: Лупа
Воспитатель: Правильно, это лупа. Для чего нам нужна лупа?
Дети: Для того, чтобы рассматривать почву
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на почву, какого она цвета?
Дети :Темная, черная
Воспитатель: В почве находятся питательные вещества для растений, это земля плодородная (чернозем, растения очень любят чернозем. Возьмите в руки лупы и внимательно рассмотрите почву. Что в ней вы видите?
Дети: Палочки, сухие листья, камушки
Воспитатель: Давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь?
Дети: Сухая, мягкая, рыхлая (вытирают руки салфеткой)
Воспитатель: А чем мы дышим?
Дети: Воздухом
Воспитатель: А вы знаете, что под землей тоже есть воздухом? давайте проверим, правда ли это?
Опыт "В почве есть воздух".
Воспитатель: У каждого на столе стоит стакан с водой, возьмите с подноса комочек земли и опустите в стакан. Что вы видите?
Дети: Пузырьки воздуха
Воспитатель: Что это значит?
Дети: В почве есть воздух
Воспитатель: Да, действительно, вода вытеснила из почвы весь воздух, и появились маленькие пузырьки. Вот мы и проверили, что в почве есть воздух. Ребята, а вы поливаете растения?
Дети: Да
Воспитатель: А что будет с водой, если налить ее на почву?
Дети: впитается в почву
Воспитатель: А давайте это проверим. Подойдите ко мне. Вот в этот стакан с почвой я налью воды. Что вы видите?
Дети: Вода впиталась, на поверхности видны пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да, вода вытеснила воздух из почвы и впиталась. Значит, почва впитывает воду. Ребята, вам понравился опыт?
Дети: Да
физкультминутка
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем. Но сначала нужно отгадать загадку.
Длинный, скользкий и прямой
Роет норки под землей. Кто это?
Дети: Дождевой червь
Воспитатель: И наша игра называется "Дождевой червь"
(выбрать два участника) Представьте себе, что вы дождевые черви, и должны проползти по подземному коридору. (обозначить начальные и конечные точки, между которыми дети будут проползать) Какой червяк быстрей доползет до цели.
Молодцы ребята! Все червяки у нас быстрые и проворные.
А теперь давайте сядем на свои места.
Ребята, а вы любите пирожки?
Дети: Да.
Воспитатель:: Как вы думаете можно ли слепить пирожок из земли?
Дети: Нет
Воспитатель:: А давайте проведем опыт "Пластичность почвы"
Возьмите в руки влажный комочек земли, сожмите его. Что с ним стало?
Дети: Он уменьшился, стал маленьким
Воспитатель:: Правильно, он уменьшился. Он может принимать любую форму и так ребята мы узнали, что почва пластична.
Воспитатель: ну, вот ребята теперь вы много знаете о подземном царстве, а нам пора спешить обратно с детский сад. До свидания Подземный царь.
Дети: До свидания.
Подземный царь: До свидания
Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие? Что вы узнали о подземном царстве? Какие опыты вы делали?
НОД « Земля - наш общий дом»
Цель: способствовать формированию представлений детей о планете Земля
Задачи:
Обобщить знания о на планете Земля;
Формировать представления об экологической безопасности Земли;
Развивать логическое мышление и воображение детей.
Развивать умение делать выводы и умозаключения.
Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Материал: глобус, иллюстрации, мяч, бумага для рисования, наборы цветных
карандашей.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты. Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»). Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.
Ход
(В группу вносится глобус.)
-Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.
– Какую форму имеет Земля?
– Какие живые существа населяют Землю?
– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца,
воздух и вода.)
– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)
– Почему Землю называют общим домом?
– Кто и как загрязняет нашу планету?
На нашей планете очень много «больных» мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи.
– Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли?
Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться
понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим
занимаются люди, которые называются экологами.
Физминутка.
Игра «Мяч лови – слово назови».
Дети становятся в круг. Кому ведущий бросит мяч, тот должен назвать одно
из богатств Земли.
Игра «Чем мы можем помочь нашей планете?».
Задание: придумайте природоохранительные знаки и нарисуйте их.
Работа детей.
Просмотр и обсуждение рисунков, подведение итогов.
Загрузить: Zemlya_nash_obwij_dom__ekol_proekt.docx (2,04 Мбайт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...