Познавательно-исследовательский проект «ОГОРОД НА ОКНЕ»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Проект групповой, познавательно - исследовательский, творческий. Целью проекта является: расширить и уточнить представления о растительном мире, развивать наблюдательность; создать условия для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта; развивать бережное отношение к природному окружению; вызвать интерес к выращиванию однолетних растений, дать понятия о жизненном цикле растений (от семян до готового овоща); формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки. В ходе реализации проекта предполагается формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyt.-eksper._ogorod_na_okne.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«ОГОРОД НА ОКНЕ»

Возраст участников проекта: дети от 4 до 5 лет.

Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта: среднесрочный (февраль, март, апрель), групповой, познавательно - исследовательский, творческий.

Программное содержание:

Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность. Создать условия для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.

Развивать бережное отношение к природному окружению. Вызвать интерес к выращиванию однолетних растений, дать понятия о жизненном цикле растений (от семян до готового овоща). Формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности. Закрепить правила ухода за растениями во время посадки.

Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать любовь к природе.

Задачи проекта:

1) Познакомить детей с разнообразными семенами растений.

2) Систематизировать знания детей о способах посадки растений и ухода за ними.

3) Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность.

4) Учить внимательно, слушать и воспринимать текст художественного произведения.

5) Способствовать положительному выражению отношения от прочитанного.

6) Развивать связную и диалогическую речь.

7) Ввести в словарь детей слова: семя, семена, зародыш, бороздка и т. д.

8) Совершенствовать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности.

9) Развивать потребность в самостоятельном ухаживании за посадками.

10) Воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам.

11) Воспитывать любовь и уважение к труду людей.

12) Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.

13) Приобщать к правилам безопасного поведения для себя и окружающих при посеве семян.

Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на окошке.

Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны. Что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП – Разработка проекта.

а) Подбор и изучение методической литературы.

б) Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.

в) Совместное составление плана работы.

г) Создание предметно - развивающей среды по теме проекта.

д) Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности.

е) Пополнить папку дидактическими играми по экологии.

2 ЭТАП – Формы и методы работы с детьми.

• Игровая деятельность.

а) Дидактические игры: «Узнай растение по форме», «Кто что делает»,

«Чьё семечко? », «Найди по описанию», «Собери и назови овощи», «Узнай на вкус».

б) Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Огород», «Мы помощники».

• Познание. Ребенок и окружающий мир.

а) Рассматривание семян: укропа, помидор, огурцов, перца, баклажан, салата, цветов, пшеницы и др.

б) Посадка семян, а также лука и чеснока.

в) Беседа: «Можно ли вырастить рассаду на окне? », «Что надо для хорошего роста растений? », «Овощные культуры».

г) Рассматривание иллюстраций о растениях.

д) Наблюдение за растениями: первые всходы и далее.

е) Составление альбома о наших растениях.

• Художественное творчество.

а) Изготовление аппликации из бумаги и лепка по теме: «Овощи».

б) Выставка рисунков детей: «От семечка к ростку».

в) Изготовление подписей для рассады.

• Речевое развитие

а) Заучивание стихов об овощах и фруктах.

б) Чтение художественной и познавательной литературы об овощах.

в) Отгадывание загадок и пословиц по теме.

г) Беседы об овощах и фруктах.

д) Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

• Опытно-экспериментальная деятельность.

а) «Строение растений».

б) «Рост, развитие растений».

в) «Условия, необходимые для жизни растений»:

Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д.

Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений.

Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.

Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

г) Создание коллекции семян овощных культур.

3 ЭТАП - Формы и методы работы с родителями.

а) Беседа с родителями о важности данной проблемы.

б) Оформление папки - передвижки «Огород на окне».

в) Привлечь родителей к пополнению посадок на окне.

г) Участие в эстетическом оформлении своего «Огорода».

д) Создание совместно с ребенком альбома «Мой зеленый друг».

4 ЭТАП - Презентация проекта.

а) Представление своего огорода на окне.

Методическое оборудование.

• Подборка художественной литературы и иллюстраций.

• Экологические уголки.

• Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т. д.

• Технические средства: компьютер, музыкальный центр и т. д.

Взаимодействие педагогов.

• Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

• Внедрение инновационных технологий

• Личностный и профессиональный рост.

• Самореализация.

Предполагаемые результаты:

• Сформированность представлений о растениях.

• Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.

• Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье).

• Вовлечение в творческую деятельность.

• Развитие познавательного интереса к природе.

• Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

В ходе реализации проекта «Огород на окошке» предполагается получить следующие результаты:

1. В группе на окошке появится «Огород».

2. Дети будут учиться ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания.

3. У детей будут формироваться знания о росте растений и интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

4. Дети увидят многообразие посевного материала.

5. Дети научатся бережнее  относиться к растительному миру.

6. Дети более уважительно будут относиться к труду.

7. В процессе разработки и реализации проекта у детей будут развиваться: творческие способности, диалогическая речь, навыки взаимодействия и сотрудничества.

8. Родители примут активное участие в проекте: «Огород на окошке».

9. Сбор урожая.

В середине февраля воспитанники средней группы будут сажать семена растений: фасоли, тыквы, кабачков, огурцов, арбуза, петрушки, укропа, пшеницы и др.

Воспитатель расскажет детям, из чего можно вырастить растения, какие условия необходимы для быстрого роста. Загадает загадки про овощи и высаживаемые семена.

Прежде чем придет весна,

Заготовим семена.

«Что посеешь, то пожнешь! »

И, конечно, соберешь.

Проявить должны заботу,

Видно по труду работу.

И тогда наш огород

Расцветет и оживет!

С середины февраля до конца апреля дети и родители «окажут помощь» семенам овощей и цветов, вырастят «Огород на окошке». К началу марта на подоконниках должны появиться всходы разных культур, а на веточках березки распустятся первые листочки. Дети будут участниками всего процесса: будут сажать семена, поливать их, рыхлить землю, наблюдать за ростом растений.

А у нас есть огород,

Сказка добрая там ждет!

Жил в одной деревне дед

Вместе с бабкой много лет

Был у них огород,

Посмотрите, Вот!

Удивляется народ:

Что за чудо огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

И созреют огурцы-

Вот какие молодцы!

Петунья, астры, бархатцы

Все растет, все тянется

солнцу улыбается.

И все дружно говорят:

«Мы растем здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут».

Список используемой литературы:

Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009

Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008

Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2001

Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель, 2011

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».

КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая  группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...

Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»

Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....

Проект познавательно-исследовательской направленности «Чудо-огород на окне» во второй младшей группе.

Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений....