Познавательно-исследовательский проект «ОГОРОД НА ОКНЕ»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект групповой, познавательно - исследовательский, творческий. Целью проекта является: расширить и уточнить представления о растительном мире, развивать наблюдательность; создать условия для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта; развивать бережное отношение к природному окружению; вызвать интерес к выращиванию однолетних растений, дать понятия о жизненном цикле растений (от семян до готового овоща); формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки. В ходе реализации проекта предполагается формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_opyt.-eksper._ogorod_na_okne.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
«ОГОРОД НА ОКНЕ»
Возраст участников проекта: дети от 4 до 5 лет.
Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.
Тип проекта: среднесрочный (февраль, март, апрель), групповой, познавательно - исследовательский, творческий.
Программное содержание:
Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность. Создать условия для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
Развивать бережное отношение к природному окружению. Вызвать интерес к выращиванию однолетних растений, дать понятия о жизненном цикле растений (от семян до готового овоща). Формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности. Закрепить правила ухода за растениями во время посадки.
Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитывать любовь к природе.
Задачи проекта:
1) Познакомить детей с разнообразными семенами растений.
2) Систематизировать знания детей о способах посадки растений и ухода за ними.
3) Расширять и уточнять представления о растительном мире, развивать наблюдательность.
4) Учить внимательно, слушать и воспринимать текст художественного произведения.
5) Способствовать положительному выражению отношения от прочитанного.
6) Развивать связную и диалогическую речь.
7) Ввести в словарь детей слова: семя, семена, зародыш, бороздка и т. д.
8) Совершенствовать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности.
9) Развивать потребность в самостоятельном ухаживании за посадками.
10) Воспитывать ценностное отношение к труду и его результатам.
11) Воспитывать любовь и уважение к труду людей.
12) Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.
13) Приобщать к правилам безопасного поведения для себя и окружающих при посеве семян.
Актуальность проекта: Необходимость расширения знаний и представлений у детей дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях.
Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на окошке.
Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны. Что мешает познать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей: голубое небо с белыми облаками, яркая окраска бабочек, нежный запах цветов, воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие краски летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – Разработка проекта.
а) Подбор и изучение методической литературы.
б) Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т. д.
в) Совместное составление плана работы.
г) Создание предметно - развивающей среды по теме проекта.
д) Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности.
е) Пополнить папку дидактическими играми по экологии.
2 ЭТАП – Формы и методы работы с детьми.
• Игровая деятельность.
а) Дидактические игры: «Узнай растение по форме», «Кто что делает»,
«Чьё семечко? », «Найди по описанию», «Собери и назови овощи», «Узнай на вкус».
б) Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Огород», «Мы помощники».
• Познание. Ребенок и окружающий мир.
а) Рассматривание семян: укропа, помидор, огурцов, перца, баклажан, салата, цветов, пшеницы и др.
б) Посадка семян, а также лука и чеснока.
в) Беседа: «Можно ли вырастить рассаду на окне? », «Что надо для хорошего роста растений? », «Овощные культуры».
г) Рассматривание иллюстраций о растениях.
д) Наблюдение за растениями: первые всходы и далее.
е) Составление альбома о наших растениях.
• Художественное творчество.
а) Изготовление аппликации из бумаги и лепка по теме: «Овощи».
б) Выставка рисунков детей: «От семечка к ростку».
в) Изготовление подписей для рассады.
• Речевое развитие
а) Заучивание стихов об овощах и фруктах.
б) Чтение художественной и познавательной литературы об овощах.
в) Отгадывание загадок и пословиц по теме.
г) Беседы об овощах и фруктах.
д) Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».
• Опытно-экспериментальная деятельность.
а) «Строение растений».
б) «Рост, развитие растений».
в) «Условия, необходимые для жизни растений»:
Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д.
Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.
Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
г) Создание коллекции семян овощных культур.
3 ЭТАП - Формы и методы работы с родителями.
а) Беседа с родителями о важности данной проблемы.
б) Оформление папки - передвижки «Огород на окне».
в) Привлечь родителей к пополнению посадок на окне.
г) Участие в эстетическом оформлении своего «Огорода».
д) Создание совместно с ребенком альбома «Мой зеленый друг».
4 ЭТАП - Презентация проекта.
а) Представление своего огорода на окне.
Методическое оборудование.
• Подборка художественной литературы и иллюстраций.
• Экологические уголки.
• Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т. д.
• Технические средства: компьютер, музыкальный центр и т. д.
Взаимодействие педагогов.
• Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
• Внедрение инновационных технологий
• Личностный и профессиональный рост.
• Самореализация.
Предполагаемые результаты:
• Сформированность представлений о растениях.
• Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
• Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье).
• Вовлечение в творческую деятельность.
• Развитие познавательного интереса к природе.
• Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
В ходе реализации проекта «Огород на окошке» предполагается получить следующие результаты:
1. В группе на окошке появится «Огород».
2. Дети будут учиться ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания.
3. У детей будут формироваться знания о росте растений и интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
4. Дети увидят многообразие посевного материала.
5. Дети научатся бережнее относиться к растительному миру.
6. Дети более уважительно будут относиться к труду.
7. В процессе разработки и реализации проекта у детей будут развиваться: творческие способности, диалогическая речь, навыки взаимодействия и сотрудничества.
8. Родители примут активное участие в проекте: «Огород на окошке».
9. Сбор урожая.
В середине февраля воспитанники средней группы будут сажать семена растений: фасоли, тыквы, кабачков, огурцов, арбуза, петрушки, укропа, пшеницы и др.
Воспитатель расскажет детям, из чего можно вырастить растения, какие условия необходимы для быстрого роста. Загадает загадки про овощи и высаживаемые семена.
Прежде чем придет весна,
Заготовим семена.
«Что посеешь, то пожнешь! »
И, конечно, соберешь.
Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветет и оживет!
С середины февраля до конца апреля дети и родители «окажут помощь» семенам овощей и цветов, вырастят «Огород на окошке». К началу марта на подоконниках должны появиться всходы разных культур, а на веточках березки распустятся первые листочки. Дети будут участниками всего процесса: будут сажать семена, поливать их, рыхлить землю, наблюдать за ростом растений.
А у нас есть огород,
Сказка добрая там ждет!
Жил в одной деревне дед
Вместе с бабкой много лет
Был у них огород,
Посмотрите, Вот!
Удивляется народ:
Что за чудо огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
И созреют огурцы-
Вот какие молодцы!
Петунья, астры, бархатцы
Все растет, все тянется
солнцу улыбается.
И все дружно говорят:
«Мы растем здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
Список используемой литературы:
Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009
Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. - М. : Издательский центр «Академия», 2001
Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель, 2011
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"
Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....
Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.
Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...
Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».
КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...
Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»
Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...
Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.
Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»
Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....
Проект познавательно-исследовательской направленности «Чудо-огород на окне» во второй младшей группе.
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с условиями, необходимые для роста растений....