Проект "Водичка-водичка"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект расчитан на детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vodichka-vodichka.docx | 804.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр развития ребёнка - Детский сад № 51
Паспорт проекта
«Водичка-водичка»
( для детей второй группы раннего возраста)
Руководитель проекта:
Ивакина Г.А.
г. Озёрск
2017
Проектная деятельность во второй группе раннего возраста
«Водичка-водичка»
Вид проекта:
● По форме – познавательно - исследовательский, игровой.
● По длительности – краткосрочный (5 дней)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы выбранного проекта:
Маленькие дети смотрят на мир широко открытыми глазами. Им все интересно, их все манит и привлекает. С самого рождения ребенок соприкасается с водой – это купание, умывание.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, можно показать как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства воды.
Данная работа направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания (сравнивать, анализировать, делать выводы), развивать самостоятельность, познавательную и творческую активность, уметь видеть и понимать красоту окружающего мира, эмоционально переживать.
Цель проекта:
Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности;
Повторить и закрепить с детьми знания о воде и её свойствах, полученные в течение учебного года.
Задачи проекта:
- Дать детям элементарные представления о природном объекте – воде.
- Развитие у детей интереса к воде и любознательности.
- Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
- Развивать личность ребенка в целом (умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать, делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, эмоционально переживать)
- Обогатить словарный запас детей по данной теме.
- Закрепить понятия: льется, капает, холодная, горячая, теплая, прозрачная (бесцветная), нет вкуса.
- Учить малыша выражать словами свои впечатления.
- Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.
Участники проекта: Воспитатели, дети (2 - 3 лет), родители
Сроки реализации: краткосрочный (в течение 5 дней)
Ожидаемый результат:
- Формирование элементарных представлений о свойствах воды, культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное проявление детей во всех видах деятельности.
- Уметь применять навыки познавательно-исследовательской деятельности с водой в повседневной жизни
- Быть аккуратным при играх с водой.
Наглядность:
- Паспорт проекта,
- Консультации для родителей «Закаливание детей раннего возраста», Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Итог проекта: Фотогазета «Водичка – водичка»
Подготовительный этап:
Постановка цели, задач,
Создание условий для деятельности детей,
Составление плана работы по реализации проекта,
Проведение родительского собрания для ознакомления с целями и задачами проекта,
Консультации для родителей с использованием ИКТ: «Закаливание детей раннего возраста», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»,
Подбор потешек о воде для использования во время проведения режимных моментов,
Подбор пособий и материалов для работы с детьми для реализации проекта.
Основной этап:
1. Организационно-практический:
Моделирование проблемной ситуации: «В гости к малышам пришла кукла - у неё испачканы лицо, руки и платье. На вопрос, почему она такая чумазая. Кукла «отвечает», что она рисовала красками и испачкалась. Как же снова стать кукле чистой и опрятной?
2. Совместная деятельность с детьми:
Познакомить малышей со свойствами воды, с её различными состояниями. Показать необходимость воды для человека, растений. Закреплять умение манипулировать различными предметами в воде. Формировать у малышей навыки экспериментирования, поощрять проявление любопытства. Способствовать формированию связной речи. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
Понедельник
1. Игра «Купание куклы Кати»,
2. Чтение стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо», рассмотреть иллюстрации,
3. Игры, забавы, опыты с водой – вылавливание цветных шариков, пускание корабликов,
4.Трудовые поручения «Поливаем цветочки»,
5. П/ игра «Перепрыгни через ручеёк».
Вторник
1. Наблюдения за трудом младшего воспитателя «Как наша няня водой посуду моет»,
2. Трудовые поручения «Влажными тряпочками протереть листочки комнатных растений»
3. Игры – опыты с водой: показать, что вода бывает тёплая, холодная, прозрачная или можно окрасить в любой цвет. Тяжёлые предметы в воде не тонут, а лёгкие плавают и т. д
4. Повторение потешки «Водичка, водичка… » и рассматривание иллюстрации к потешке,
5. Рисование гуашью «Дождик»
Среда
1. Игры с мыльными пузырями на развитие речевого дыхания,
2. Прослушивание муз. произведения Д. Кабалевского «Грустный дождик»
3. П/ игра «Солнышко и дождик»,
4. Наблюдение «Аквариум – дом для рыбки»
5. Чтение потешки: «Ай, лады, лады, лады…»,
6. Опыт с водой: Дидактическая игра «Постираем кукле платье»
Четверг
1. Игровое экспериментирование: впитывание воды «Разноцветные губки» (Погружение в воду нескольких губок разного цвета. Как в них набирается вода, как стекает? Определить на ощупь – сухая или мокрая губка)
2. Рассказывание по картинам «Как огород поливают», «Как воду пьют из лужицы птицы»
3. Слушание и игра на металлофоне попевки «Дождик, дождик пуще»
4. Игры с водой «Погружение предметов и их вылавливание»
-ситом;
-ковшиком;
-ладошками;
-двумя пальчиками;
-ложкой.
5. Чтение художественной литературы: сказка К. Чуковского «Мойдодыр»
Пятница
1.Наблюдение за дождем во время прогулки,
2. Коллективное изготовление панно «Аквариум»,
3. П/ игра «Ручеёк»,
4. Музыка: Слушание звуков воды в природе в звукозаписи.
5. Чтение стихотворения: Л. Квитко «Ручеек».
3. Взаимодействие с родителями:
1. Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье»,
2. Родительское собрание – знакомство с результатами анкетирования и с содержанием проекта,
3. Принести фото детей по теме: «Вода и мой ребенок»
4. Оформление стенда «Чем полезны опыты для детей? »
Заключительный этап:
● Формирование у детей установки на здоровый образ жизни.
● Усиление эмоционального развития, повышение положительного самочувствия.
● Оформление фотогазеты «Водичка – водичка»
Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, они активно вступают в общение и игры – эксперименты.
Список использованной литературы:
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А., «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, Учитель, 2009 г.
- Крылова С.В., «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий), Волгоград, Учитель, 2008 г.
- Аксенова З.Ф., «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников», М.; ТЦ Сфера, 2008г.
- Дик Н.Ф., «Развивающие занятия по экологии для дошкольников», ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006 г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», М.; ВАКО, 2005г.
- Николаева С.Н., «Методика экологического воспитания в детском саду», М.; Просвещение, 2006г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №6, 2007.
- Куликовская Н.Н., Детское экспериментирование, Совгир, 2003.
- Савенков А.И., Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания, Ярославль, 2002.
- Рыжова Н.Н., Волшебница вода, М., 1987.
Приложение № 1
Консультация для родителей «Играем с водой дома»
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр.
Какие игры с водой можно организовать дома?
1. Знакомство со свойствами воды.
* Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
* Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.
* Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.
* Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать понюхать.
* Воду можно переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
* Воду можно окрасить, добавить в неё краситель (чай, кофе, гуашь и т.д.)
2. Переливание воды разными ёмкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку).
4. Весёлая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объёму ёмкостей).
5. Тонет - не тонет (игры на экспериментирование).
6. Игры с мыльными пузырями. (Надуй пузырь. Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь улетит выше, дальше?).
7. Игры с заводными плавающими игрушками.
8. Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
9. Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукле посуду», «Постираем кукле бельё».
Приложение № 2
«Вода льётся»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода – это жидкость. Она льётся.
Материал: лейка, наполненная водой, игрушка с вращающимся колесом - вертушкой, прозрачная ёмкость для сбора воды.
Ход:
Наблюдаем за тем, как вода из лейки льётся на игрушку, попадает на колесо и оно вращается. Вода льётся в прозрачную ёмкость.
Результаты опыта: в результате опыта выясняется, что вода может литься из лейки, из крана.
Вывод: водичка может литься. Вода – это жидкость.
1. Вода может литься из лейки.
2. Водичка льётся и вращает вертушку.
3. Вода может литься из крана.
«Водичка дырочку найдет»
Цель: показать ребёнку, что вода – это жидкость, она может капать.
Материал: пластиковая бутылка, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины.
Ход: Заполняем бутылку водой, малыш видит, что она начнет вытекать. Причем чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки.
Предложите ребенку проверить, что «Водичка дырочку найдет».
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется, что водичка капает через отверстия в бутылке.
Вывод: вода – это жидкость, она капает.
1. Наливаем водичку в прозрачную бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины.
2. Рассматриваем капельки.
«Камешек тонет в воде»
Материал: ёмкость с водой, коробочка с камешками разного размера.
Ход:
Спрашиваю, что произойдет, если опустить в воду камешки.
Проверяем, опуская в воду камешки разного размера и цвета.
Результат опыта: в результате опыта выясняется, что камешки и большие, и маленькие тонут в воде. Они тяжёлые.
Вывод:
В воде игрушки: мячик, утята, колёса – не тонут, а камешки тонут.
1. Игровая ситуация «Что в коробочке лежит?»
2. Рассматриваем разные камешки.
3. Опускаем камешки в воду.
4. Камешки утонули. Вот они в воде. Мы их вытащим.
«Вода прозрачная»
Цель: в процессе исследования показать детям, что вода прозрачная.
Материал: два прозрачных пластиковых стаканчика, молок, вода, две ложки.
Ход:
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет).
Результаты опыта: в результате опыта выясняется, что вода прозрачная – видно ложечку, а молок – нет, ложку не видно.
Вывод: вода прозрачная, а молок нет.
1. Наливаем в прозрачные стаканы воду и молоко.
2. Помещаем в стакан с водой ложку.
3. А теперь помещаем ложку в стакан с молоком. Где же ложка?
4. Ложка «спряталась» - вот так…
5. А в воде ложка есть. Вот она!
«Вода может менять цвет»
Цель: Дать детям понять, что вода может менять цвет.
Материал: прозрачные пластмассовые стаканчики, палочка для размешивания. Краска: синяя, красная.
Ход:
Спрашиваю, что произойдет, если опустить разную краску?
Проверяем, наливая воду в стаканчики. Добавляем краску. Размешиваем палочкой.
Результаты опыта: в результате опыта выясняется, что вода становится такого цвета, какую краску в неё добавили.
Вывод: вода может менять цвет.
1. Наливаем в прозрачные стаканы воду.
2. Добавляем в воду краску. Размешиваем краску палочкой.
3. Вот водичка синяя, а вот и красная!
«У воды нет вкуса»
Цель: в процессе исследования показать детям, что у воды нет вкуса.
Материал: два пластиковых стаканчика, сок, вода.
Ход:
предлагаю детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду.
Результаты опыта: в результате опыта выясняется, что вода не сладкая и не солёная, и не кислая.
Вывод: у водички нет вкуса.
1. Пробуем на вкус воду.
2. А теперь пробуем сок.
3. Оказывается сок сладкий, а вода – нет. Она не сладкая, и не кислая, и не солёная. У неё нет вкуса.
Проведение игр-исследований
«Вода льется»
«Водичка дырочку найдет»
«Камешек тонет в воде»
«Вода может менять цвет»
«Плавает или тонет?»
«Уводы нет вкуса»
Игры с водой
«Вылови шарик»
«Поймай рыбку»
«Вылови шарик
такого же цвета»
Игры с плавающими
игрушками
Трудовые поручения
Поливаем цветочки