Занятие "Вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: «Свойства воды».
Цель: совершенствовать представления о свойствах воды.
Задачи:
1.Развитие интереса к лабораторной деятельности.
2. Обучать разным способам определения свойства воды (текучесть не имеет формы, растворяет вещества, не имеет вкуса).
3. Развивать умение перевоплощаться и импровизировать в составлении рассказа о себе - капельке.
Материалы: Тазики для воды, воронки, резиновые перчатки, стаканы разной формы, песок, самовар, соль, сахар, маски – шапочки «капельки», магнитофонные записи «звуки воды», слова самовара, выставка рисунков.
Ход занятия:
1.Создание эмоционального настроя.
Игра «Морская фигура».
Воспитатель: поиграли мы в игру и как – будто на море побывали.
- Что такое море?
Дети: море – это большая река, это когда много воды и т д.
Воспитатель: да, ребята про море можно сказать, что это вода.
- Что вы ещё представляете при слове «вода»?
Дети: реки, снег, дождь….
Воспитатель: да, вода бывает разной. Она как любой волшебник умеет превращаться: то быстро – быстро бежит в ручейке, то плещется в море, то станет холодными льдинками и т.д. (обобщение ответов детей).
2. Актуализация знаний о воде.
Звучит музыка воды.
Воспитатель: Вы слышите! Это сама волшебница вода к нам идёт. Становитесь в круг, беритесь за руки, закрывайте глаза и считайте до 10, а я пойду её встречу. (надевает голубую накидку).
Вода: Здравствуйте ребята! Я – волшебница вода. Наконец – то я до вас добралась. Боялась, что не успею. Столько у меня работы каждый день. А это что за рисунки? (обращает внимание на детские работы, расположенные на мольбертах).
Дети: я рисовал снегопад, потому что – это вода; Я нарисовал, как идёт дождь – это вода и т.д.
Вода: Где ещё можно встреть меня?
Дети: сосульки, узоры на окне, иней, туман, пар, и д. т.
Вода: вы очень наблюдательны, Отгадайте мои загадки:
***
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило (дождь).
***
Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы –
Мелковатые пруды (лужа).
***
С крыши белый гвоздь торчит,
Солнце взойдёт и гвоздь упадёт (сосулька).
***
Вился, вился белый рой,
Лег на землю, стал горой (снег).
Вода: молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали. А дождь, лужа, сосулька, снег - что это?
Дети: вода.
Вода: Да, ребята. Я бываю разной. Поэтому мой портрет очень сложно нарисовать. Вот и вы нарисовали воду каждый по-своему. (обратить внимание на выставку).
-Когда вода бывает пушистой?
Дети: когда в виде снега, снежинок, облаков.
Вода: когда вода бывает скользкой?
Дети: когда гололёд, сосульки, лёд на реке.
Вода: когда вода бывает высокой?
Дети: когда сугробы, водопад, волны на море.
Вода: когда вода бывает быстрой?
Дети: когда это ручей, река, водопад…
Вода: где можно встретить воду в доме?
Дети: в кране, в чайнике, в холодильнике…
Вода: откуда вода берётся в кране?
Дети по водопроводу из реки.
Вода: всё – то вы знаете, а поиграть со мной хотите?
Дети: да.
Вода: сейчас я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в маленькие капельки. Раз- два – три! Теперь вы не девочки и мальчики, а мои друзья – капельки. (надеть шапочки – маски капелек). Каждая капелька где-то путешествует. Расскажите о себе, где вы бывали, кого напоили, кого спасли. А начать надо так: «я маленькая капелька …. А дальше продолжить о своём путешествии».
Дети рассказывают свои маленькие истории.
Вода: замечательно вы рассказали о своём путешествии, много добрых дел совершили. Сейчас я взмахну палочкой, и вы снова превратитесь в ребят. Раз – два – три!
3.Исседовательская деятельность детей.
Вода: Ребята, а хотели бы побывать в моей лаборатории?
Дети: да.
Вода: что такое лаборатория?
Дети: в лаборатории проводят опыты, исследования, изучают науку.
Опыт № 1
Вода: посмотрите у нас на столе стоят тазики с водой. Возьмите воду в руки. Что происходит?
Дети: вода вытекает.
Вода: почему?
Дети: потому что вода льётся.
Вода: значит, вода какая?
Дети: текучая.
Вода: где можно удержать воду?
Дети: в стакане, тазу….
Опыт № 2
Вода: посмотрите у вас на столах есть различные предметы, сосуды. Назовите их.
Дети: резиновые перчатки, колбы, стаканы…
Вода: попробуйте налить воду в эти предметы, сосуды. Чем можно это сделать?
Дети: зачерпнуть из тазика стаканом, взять другой стакан…
Вода: выберите себе тот сосуд, в который хотите налить воду и налейте её.
Дети выполняют задание по выбору.
Вода: какая форма у воды получилась?
Дети перечисляют: форма стакана, печатки…
Вода: у каждого из вас получилась разная форма. Как думаете, почему?
Дети: вода не имеет формы.
Вода: да, вы правы вода не имеет своей формы, а принимает такую же форму, как и сосуд или предмет, в который налита.
Опыт № 3
Вода: ребята, вы говорили, что я могу быть разной: льдом, лужей, паром. А на вкус я какой могу быть?
Дети: сладкой, солёной, кислой…
Вода: как получить такую воду?
Дети: добавить соль, лимон, сахар…
Вода: посмотрите у нас на столе стоят в стаканчиках соль и сахар. Только как определить где соль и сахар? Ничего на подписано.
Дети: попробовать на вкус.
Вода: давайте попробуем и узнаем, где сахар, а где соль.
Дети пробуют на вкус (на разносе находятся чайные ложечки, стаканы с чистой водой для опыта).
Вода: возьмите стаканы с водой. Добавим соль или сахар в воду и посмотрим, что с ней произойдёт.
Дети по выбору добавляют ложкой соль или сахар в свои стаканы.
Вода: какая вода на вкус? (индивидуальные задаются вопросы). Что вы добавили? Посмотрите, что произошло с солью и сахаром.
Дети: они исчезли, растворились.
Вода: значит, вода что может делать?
Дети: растворять вещества.
Опыт № 4.
Вода: как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде?
Дети: да, нет.
Вода: давайте проверим. У вас на столе есть песок. Добавите его в воду. Что произошло с песком? Какой стала вода?
Дети: песок не растворился он осел на дно стакана. Вода стала грязной и мутной.
Вода: что можно сказать о песке?
Дети: он не растворяется в воде.
Вода: можно ли пить такую воду?
Дети: нет.
Вода: почему?
Дети: можно заболеть, в ней много микробов…
Вода: что нужно делать, чтобы вода стала снова чистой?
Дети: очистить её.
Вода: как очистить воду?
Дети высказывают свои предположения.
Опыт № 5
Вода: я знаю самый простой способ очистки воды. Хотите покажу?
Дети: да.
Вода: сначала сделаем фильтр. Для этого свернём бумагу кулёчком. Насыплем в него песок. Фильтр готов. Вставим его в воронку (воспитатель показывает, как делать фильтр). Сделайте так же фильтры. Теперь вставим их в воронки. А воронки в стакан. Теперь осторожно выливаем воду, в которой находится песок в фильтр. Посмотрите, какая вода вытекает из фильтра?
Дети: вытекает чистая вода.
Вода: в природе всегда чистая вода?
Дети: нет.
Вода: да, в ней могут быть песок и травинки, мелкие насекомые и микробы.
Как же её очищают, что бы мы могли ей пользоваться?
Дети: специальными фильтрами.
Вода: верно, всё то вы знаете. Скажите, для чего же нужна вода?
Дети: варить, пить, рыбы живут в воде, растениям нужна вода…
Вода: ребята, вода имеет большое значение. Что произойдёт, если вода в природе исчезнет?
Дети выдвигают предложения.
Вода: что необходимо делать, чтобы вода никогда не исчезла?
Дети выдвигают свои предположения.
Вода: как вы поступите, если увидите на берегу реки мусор? Если увидите, что кран открыт и из него бежит вода?
Ответы детей.
4. Закрепление полученных знаний.
Звучит музыка и стук.
Вода: ой, ребята кто это к нам стучится? Сейчас посмотрю. (вносят дымящийся самовар).
Посмотрите, кто пришёл к нам в гости.
Дети: самовар.
Вода: (удивлённо), а мы посуду в гости не приглашали.
Самовар: (в записи) так – то вы меня встречаете!
Так – то вы меня привечаете!
А ведь не зря я к вам в гости пришёл.
Посмотрите – ка сюда:
У меня внутри вода.
На вопрос ваш отвечаю:
Без меня не выпить чаю.
Я блестящий самовар.
Из-под крышки вьётся пар.
Пор – водичка или нет?
Ну – ка, дайте мне ответ!
Вода: ребята, пар – это вода?
Дети: да.
Вода: почему?
Дети: пар – это маленькие капельки, они лёгкие и поэтому поднимаются вверх.
Вода: значит придётся мне извиниться перед дядюшкой самоваром. Он правильно сделал, что к нам пришёл.
Самовар: садитесь за стол, я вас чаем своим угощу.
Вода: вкусный чай, но мне пора, у меня ещё много дел. Становитесь в круг, закройте глаза и сосчитайте до 10. (воспитатель снимает накидку). Дети открывают глаза.
5. Рефлексия.
Воспитатель: вот и я. Где же вы были, ребята?
Что вы делали? Что показалось интересным? Трудным? Что нового узнали?