Проект " Удивительные рекорды животного мира"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Захарова Наталья Владимировна z

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. Одной из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  "Школа № 1056"

Дошкольное отделение 5

Подготовительная группа 3

Экологически  - творческий проект: «удивительная энциклопедия рекордов животного мира»

        

Провели  и подготовили

Воспитатели ГБОУ СОШ №1056 д/о №5

125364 Г. Москва ул. Свободы, д.51, к.3  

Бубырева Вера Владимировна, email: veroshka.veroshka @yandex.ru  

Захарова Наталья Владимировна,  email: 89853146420 @ mail.ru              


Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,

что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными,

тот не может быть добрым человеком.

(А. Шопенгауэр)

Паспорт проекта

Тема: «Удивительная энциклопедия рекордов животного мира»»

Тип проекта: Экологически  - творческий, информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой

По содержанию: открытый, детско-взрослый, внутри группы; фронтальный (дети и семьи воспитанников)

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители,  инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Продолжительность: краткосрочный (в течение октября- ноября)

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни).

Пояснительная записка.

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. Одной из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром России.

Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, дает представления о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.

Проблема

На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу; для чего нужна красная книга; кто заботится о животных зимой в лесу?

Гипотеза

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.

Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

На нашей планете живет два миллиона видов животных и насекомых.                                     Животные и насекомые обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе - везде:                                    от холодных полярных льдов до жарких стран.                                                                        И каждое животное, птица  и насекомое чем-то удивительно!                                                                      Участие детей в проекте позволит сформировать представления о животных ,птиц и насекомых, их пользе или вреде; развить  творческие способности и  поисковую деятельность.

Проблема  проекта:                                                            

Во время прогулки дети увидели удивительное животное улитку.                  

Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие -  испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить или выкинуть. Мнения  разделились.     В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о животном мире , с формированы   не  полностью.

Таким образом, возникла проблема:                  

  • По теме  экологически - творческого проекта «Удивительная энциклопедия рекордов животного мира»
  • «Кто такие удивительные животные , птицы и насекомые?»   ,                      
  • «Чем удивительны    животные , птицы и насекомые в мире природы?»                                      «Нужен ли нам животный мир?»,  
  • «Чем питаются удивительные животные , птицы и насекомые?» ,  
  • «Где  живут удивительные животные , птицы и  насекомые?» ,  
  • «Пользу или вред они приносят?» .

Цели  проекта:

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой природе;
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
  • Формирование представлений у детей об удивительном мире диких животных, обитающих на планете; формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира бережному отношению к животным.
  • Уточнить  и закрепить  знания детей о животных , птицах и насекомых ,их разнообразии, отличительных  признаках , питании,  передвижении.
  • Развивать    фразовую   речь.
  • Пополнять и активизировать  словарный  запас  слов  у детей  по  теме.
  • С формировать  и    заложить    основы   экологического    воспитания и восприятия.
  • Создание условий для развития познавательных и  творческих  способностей   детей в процессе реализации образовательного   проекта: «Удивительные рекорды животного мира ».
  • Вызвать у детей удовольствие  от  общения  с  природой .
  • Бережное  отношение с животными ,птицами и насекомыми  в  природе.
  • Воспитание  социально  значимых  личностных  качеств  посредством  знакомства  с  животными ,птицами и насекомыми.

Задачи  проекта:

1. Уточнить   и закрепить  с детьми понятие «рекордсмены животного мира : животные ,птицы и насекомые»;

2. Формировать у  детей элементарные  представления о рекордсменах животного мира : животные ,птицы и насекомые.

3. Уточнить особенности  внешнего  вида  рекордсменов животного мира : животных , птиц и насекомых;

4.Закрепить  знания  о  цикле  развития  животных ,птиц и насекомых, способе  питания,   месте обитания, пользе  и вреде  , о  их питание;

5.Закрепить  навыки  художественной  и  творческой  образовательной деятельности;

6.Научить детей работать коллективно;

7. Активизировать  словарь;

8. Развивать воображение , выразительность пантомимики ,умение ориентироваться в пространстве;

9. Развивать  эмоциональную отзывчивость;

10.Развивать коммуникативные навыки;

11. Формировать навыки исследовательской  деятельности. 

12.Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему: « удивительная энциклопедия  рекордов животного мира»). 

13.Способствовать формированию устойчивого интереса к познанию дикой  природы, чувства удивления и восхищения миром природы через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых.

Предполагаемый результат:

  • дети должны знать и называть удивительные рекорды животных, птиц и насекомых ;
  •  иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, ревет, блеет, трубит), где и как зимуют Животные ,птицы и насекомые;
  •  знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  •  находить сходства и различия;
  •  владеть обобщающим понятием «Удивительные рекорды животного мира»;
  •  составлять описательный рассказ о удивительном  рекорде животного мира : животное ,птица или насекомое с использованием  картинок.

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме проекта : «Энциклопедия рекордов животного мира» ; удивительные рекорды животных ,птиц и насекомых»;
  • знакомство с литературными произведениями:
  •  Чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • Рассматривание картин о природе, а так же из жизни животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, Федора Васильева;
  • Рассказы воспитателя о рекордсменах животного мира, о заповедниках, памятниках природы;
  • беседы на экологические темы;
  • Чтение художественных произведений :Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,  А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,    Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,  , В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  •  разучивание стихов о животных ,птиц и  насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
  • прослушивание аудиозаписи  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»;
  • Просмотр мультфильмов :«Муха-цокотуха», «Дюймовочка», «Винни-Пух», «Под грибом».

Сотрудничество с родителями:

  • Консультации:                                                                                                              «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых и животных».
  • Удивительная квест- игра «Энциклопедия рекордов животного мира» в московском зоопарке.
  • Экскурсия в Дарвиновский музей.
  • Экскурсия в библиотеку по теме проекта : «Энциклопедия рекордов животного мира»
  • Родители в месте с детьми готовят поделки по теме проекта: «Энциклопедия рекордов животного мира»
  • Родители  придумывают   вместе  с ребёнком, рассказ о рекордсмене животном ,птице или насекомом, помогают оформить  его рисунками или картинками  на  лист   от  книги-альбома.

Взаимодействие со специалистами:

  • Музыкальный досуг «Осенний праздник стрекоза и муравей».
  • Физкультурное развлечение «Удивительные животные на полянке».

Продукт проектной деятельности: .                  

Рассказ   о   каком-либо  рекордсмене животном ,птице или насекомом  по рисункам  или  картинкам, подвижные  игры, дидактические игры,  сюжетно-ролевые  игры, фотографии досугов , коллективная поделка  «     », аппликация  «Бабочки»  и   «Пчелы»,    Лепка   «муравей» ,

Рисование «Рекордсмен животного мира» ,

выставка  детско-родительских поделок                

 Книги-альбома «Энциклопедия рекордов животного мира»?».

 Ожидаемые результаты:

•        Повышение уровня знаний у детей по теме проекта

           Удивительная  энциклопедия рекордов животного мира»;

  • Повышение уровня знаний по экологии у детей;

•        Повыситься уровень наблюдательности;

•        Появился интерес к явлениям и объектам природы;

•        Дети научатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;

•        Пополнится развивающая среда в группе;

•        Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

•        Разработка рекомендаций для родителей и педагогов в воспитании экологической культуры детей.

Методы, используемые  в проекте:

Наблюдение , объяснение , презентация, экспериментирование, беседа, показ наглядный ,словесный, практический.

Срок проведения  проекта:

Краткосрочный – 3 неделя.

Участники  проекта :

Дети средней  группы №4; Воспитатели : Бубырева.В.В. и Захарова Н.В.;  

Инструктор по физкультуре  Шабурина А.В.; Родители воспитанников.


Методическая литература1.

2.Программа «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.

3.  Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.  Подготовительная группа  группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест- игра к проекту " Удивительные рекорды животного мира"

Игра – явление многогранное. Она играет важную роль в развитии и воспитании ребенка. Она является эффективным средством формирования личности обучающегося, его морально-волевых качеств, в игре р...

Презентация к проекту " Удивительные рекорды животного мира"

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: окол...

Сценарий выступления проекта «Удивительные рекорды животного мира»

Сценарий выступления к презентации «Проект Удивительные рекорды животного мира» Материалы и оборудование: Компьютер для показа слайдов, проектор,  музыкальный центр для прослушивания ...

Сценарий выступления проекта «Удивительные рекорды животного мира»

Сценарий выступления к презентации «Проект Удивительные рекорды животного мира» Материалы и оборудование: Компьютер для показа слайдов, проектор,  музыкальный центр для прослушивания ...

Проекта «Удивительные рекорды животного мира»

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: окол...

Квест -игра Удивительные рекорды животного мира

Взаимодествие детского сада и родителей...

Проект: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран" (Описание проекта)

Материал содержит детальное описание проекта: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран"...