Форма обучения: нетрадиционная исследовательская деятельность детей.
Цель: совершенствовать представления детей о воде.
Задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать экологическую культуру; развивать умение делать выводы, умозаключения; воспитывать аккуратность при работе.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о значении воды
-просмотр презентации о воде
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, салфетки, картинки на тему: «Вода»,термос с горячей водой,зеркальце, ложки пласмассовые,кувшин с водой.
Организация детей: дети располагаются возле столов для опытов и исследования.
Ход :
— Тихонько усаживаемся.
— Давайте отгадаем загадку.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить,ни стирать?
Без чего мы,скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без ...(воды).
— Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
— Кому и зачем нужна вода?
Ребята, а что было бы, если бы не было воды?
Что бы произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель читает стихотворение и показывает картинки о воде .
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель:Ребята,мы с вами находимся в волшебной лаборатории.Что делают в лаборатории? Правильно,проводят опыты,ставят эксперименты.
Как вы думаете,какие правила надо соблюдать,работая в лаборатории?(Быть аккуратными,не спешить,внимательно слушать и не толкаться).
Сегодня мы поговорим о воде,её свойствах.
— Давайте мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
— Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
— Приступим к нашему исследованию.
Опыты:
1.Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Затеп перельем эту воду в колбочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода –жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
2.Прозрачная ли вода?
На столе два стакана –один с водой, а другой с молоком.
—Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко –не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
3.Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?Имеет ли вода запах?
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар.Что случилось с сахаром,который мы положили в воду?Он растворился.
Вывод:вода растворитель.
После растворения сахара, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая. Вывод: своего вкуса у воды нет.
У воды есть запах?Дети нюхают воду в стаканчиках с водой. Предложить детям добавить в стаканчики кусочек лимона.Размешать и понюхать. (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).От лимона у воды появился запах.
Вывод:у воды нет запаха.
— Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и разомнемся.
Физкультминутка:
Море очень широко
(дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко.
(Приседают,коснувшись руками пола)
Рыбки там живут,друзья,
(Выполняют движение "Рыбка")
А вот воду пить- нельзя.
(разводят руки в сторону,приподняв плечи).
— Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим эксперименты.
Давайте вспомним,в каком состоянии бывает вода?
Жидкая,твердая,(лед,снег) и газообразная(пар,туман).Показ картинки.
4.Двум детям(один в рукавичках,другой -нет)предложить детям взять в руки кубики льда и наблюдать,как лёд растает и превратится в воду.Сравнить,у кого быстрее растает лёд:кто держал его в рукавичках или в голых руках.Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод:Лед тает,превращаясь в воду,от соприкосновения с теплом.В голых руках лед такт быстрее,а в рукавичках медленнее,потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.
5.Из термоса налить в стаканчик горячую воду и обратить внимание детей,как над поверхностью с горячей жидкостью поднимается пар.Подержать над стаканом зеркальце и показать,как с него стекают капельки.
Вывод:Если нагреть воду,то она превратится в пар,при охлаждении он снова превратится в жидкое состояние.
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими?)
— прозрачная
— нет запаха
— без вкуса
— растворитель.
У воды есть три состояния:жидкое,твердое,газообразное.
Вывод.
— Для жизни человека вода имеет очень важное значение.