Мастер-класс для педагогов.
методическая разработка по окружающему миру
«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_-opyty_s_molokom.docx | 174.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Детское экспериментирование, как средство развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольника»
Подготовила: Бирюкова Оксана Ярославовна,
воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 55»
Энгельс 2019
Образовательная область: Познавательное развитие
Основные виды деятельности: познавательно-исследовательская.
Формы организации: мастер -класс.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования детского экспериментирования.
Задачи:
1. Проанализировать форму работы с лэпбуком (на решение каких педагогических задач направлена).
2. Повысить уровень мастерства педагогов.
3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним на примере игр и игровых заданий.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, макет лэпбука, карточки «Опыт с молоком», атрибуты для опыта: молоко разной жирности, колбы, стаканы, салфетки, сахар, соль, одноразовые тарелки, гуашь, столовые приборы (ложка), бумага, кисти, палитра, утюг.
План проведения мастер-класса:
1. Вступительное слово мастера: детское экспериментирование как средство обучения в условиях ФГОС ДО.
2. Представление мульмедийной презентации «Этапы работы «Опыты с молоком»».
3. Совместная деятельность по выполнению опытов.
4. Рефлексия
Продолжительность: 20 минут
Деятельность воспитателя | Деятельность участников мастер-класса |
1 часть ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА | |
Воспитатель: - Доброе утро, уважаемые коллеги! Ссылаясь на тему нашей сегодняшней встречи, хотелось бы вам разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности- детское экспериментирование в рамках дошкольного образования! Но для начала я приглашаю потенциальных участников моего мастер-класса. - И так, на сегодняшний день по мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. А если мы заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы и установления причинных связей. По определению советского и российского психолога Николая Николаевича Поддьякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами, детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Воспитатель: - Итак, много нам приходилось решать с вами сложных задач, совершать новые открытия и сегодня, я предлагаю вам узнать много нового и интересного о молоке. Уважаемые коллеги вскройте конверты с заданиями, ознакомьтесь и приступайте к реализации поставленной перед вами цели, выполняя задания согласно представленным инструкциям. | Ответы участников.
Участники мастер-класса занимают свои места за столом. Участники знакомятся с индивидуальными заданиями в конвертах на темы: «Волшебные узоры», «Полезные свойства молока», «Тайное письмо», «Делаем клей» и т.д. |
2 часть Практическая деятельность: опыты с молоком | |
Воспитатель: Итак, эксперимент-это всегда опыт. С чего же начать? 1. Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и их возраста, также тема может быть озвучена в соответствии с темой реализуемого вами проекта или ориентируясь на какое-либо событие в группе. Темами экспериментирования могут стать: – интересные события; – тематические недели; – решение проблемных ситуаций; – литературные произведения; – проектная деятельность. 2. Далее важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю?». Наличие проблемы, создание интереса также будет способствовать созданию положительной мотивации у детей к деятельности. Также стоит учесть, что для проведения успешной опытно-экспериментальной деятельности важно ведение диалога с детьми и поощрение выдвижения детьми гипотез. -Важно в рамках партнерских отношениях осуществлять по мере возможности проверку всех предположений и стремиться подводить детей к формулированию выводов. 3. И наконец, чтобы организовать детское экспериментирование, необходимо тщательно продумать его проведение (начиная от выбранного места в вашей группе, до атрибутов использования, экспериментальных материалов и конечно же безопасности) | Работа с аудиторией. Ответы участников. Участники высказывают своё мнение. |
3 часть СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Презентация опытов | |
Воспитатель: - Ну вот теперь, когда мы знаем, какие условия нужно учитывать при организации детского экспериментирования, самое время обратиться к нашим участникам. Как вы уже поняли тема опытов перекликается с темой молока. Представленная мною картотека стала одним из составляющих лэпбука «Пейте дети молоко- будете здоровы!». Так на примере знакомства со свойствами молока, такого привычного и знакомого продукта для детей, познавательная деятельность переросла в эксперимент. И сейчас я предлагаю узнать какие опыты с молоком достались нашим участникам. Опыт «Волшебные узоры» С помощью данного опыта мы имеем возможность расширить представление детей о свойствах молока и его жирности, и конечно пробудить творческую инициативу детей. С опытом «Молочное меню» дети вполне будут обладать знаниями по выявлению крахмала в молоке. При проведении опыта «Тайное письмо» мы поможем закрепить знания детей об одном из способов использования молока в древности. С опытом «Делаем клей» дети легко будут обладать навыками использования молока при изготовлении домашнего клея. Так же с помощью опыта педагог может продемонстрировать этапы скисания молока в бытовых условиях. При проведении опыта «Делаем йогурт» мы можем показать детям один из способов изготовления йогурта из молока и варенья. Воспитатель: - Уважаемые коллеги, вы, конечно же, поняли, что представленная картотека - это всего лишь один из вариантов детского экспериментирования. Хочется сказать вам огромное спасибо за участие, надеюсь, мои находки будут вам полезны. | Презентация опытов участниками мастер-класса. Опыт «Волшебные узоры» Опыт «Молочное меню» Опыт «Тайное письмо» Опыт «Делаем клей» Опыт «Скисание молока» Опыт «Свойства молока» Опыт «Делаем йогурт» |
РЕФЛЕКСИЯ | |
Воспитатель предлагает участникам мастер-класса прочесть «Тайное письмо» (с вопросом от мастера) и поделится своим мнением по представленной информации. Воспитатель предлагает педагогам вернуться на места. | Участники мастер-класса делятся своим мнением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...