Консультации
консультация по развитию речи (старшая группа)

Морозова Татьяна Алексеевна

Представлены консультации для педагогов детского сада и  МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Движенью истина нужна,

Но если взвесить строго,

Важна не истина, важна

До истины дорога.

                М.Дудин

Мудрые слова! Действительно, это важно: до любой истины, до любого открытия доходить самому. Только то, что человек сам узнает, потрогает, осознает, запоминается крепко и надолго. Именно поэтому в последние годы такое большое внимание уделяется в образовании исследовательской деятельности.

Дошкольники – прирождённые исследователи. С самого рождения маленькому человечку всё интересно, ведь кругом столько неизведанного, непонятного. Хочется узнать, как устроен тот или иной предмет, почему день сменяет ночь, зачем люди спят и т.д. Каждый день ребёнок с удивлением и радостью открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Именно в дошкольном возрасте очень развит познавательный интерес детей. И задача воспитателей – не дать этому интересу исчезнуть. Чем разнообразнее детская исследовательская деятельность, тем быстрее будет идти разностороннее развитие ребёнка, тем успешнее будет в дальнейшем его обучение в школе.

Среди разных методов детской исследовательской деятельности выделяется метод экспериментирования. Экспериментирование – это основа поисково-исследовательской деятельности, так как в процессе проведения опытов у детей появляется возможность всё увидеть своими глазами, пощупать руками, детям интересно, они получают большое удовлетворение от такой деятельности.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. В процессе экспериментирования развивается память, улучшаются мыслительные процессы, речь детей обогащается новой лексикой. Это происходит засчёт того, что, экспериментируя, дети должны выполнять следующие действия: аналилизировать, сравнивать один предмет или вещество с другим, классифицировать (разбивать на группы), обобщать, делать вывод, давать отчёт о полученном результате.

Особое значение детской экспериментальной деятельности заключается в том, что в её процессе дети получают такие знания и умения, которые помогут им  за пределами образовательного учреждения обезопасить своё здоровье, а иногда и жизнь. Экспериментируя, ребёнок приобретает опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, поведенческий.

Вот несколько образовательных и воспитательных задач, которые удаётся решить педагогам, успешно внедряющим метод экспериментирования:

1.  Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и практического экспериментирования с ними;

2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации в процессе познания природной картины мира;

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, тем самым развивать речь детей;

4.  Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;    

5.  Развивать самостоятельность в разрешении проблемных жизненных ситуаций.

Виды и формы экспериментальной деятельности

Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть разнообразной, от простых наблюдений за природой во время прогулок до опытнической работы со специальным оборудованием.

Экспериментирование может быть индивидуальным, когда ребёнок самостоятельно выявляет проблему, выдвигает несколько гипотез и путём опытнической деятельности доказывает правоту той или иной точки зрения. Но чаще всего такая деятельность является групповой, в процессе которой дети учатся работать вместе, в команде, и решение принимают сообща.

Экспериментирование можно подразделять по объектам исследования: «живая» и «неживая» природа, элементарные физические явления (температура, свет, звук, электричество и т.д.), организм человека, свойства материалов и другое.

Какие бы эксперименты не проводились, необходимо выполнять следующие условия:

  • Тема для эксперимента должна соответствовать возрасту ребёнка, она должна быть выполнима, не стоит загружать ребёнка обилием информации;
  • Эксперимент должен работать на развитие умственной, речевой, мыслительной деятельности детей;
  • Тема должна быть интересной для детей, оригинальной, она должна заинтриговать их, поставить в ситуацию большого желания сделать эту работу и получить конечный результат;
  • Хорошо, когда такая серьёзная деятельность сопровождается разными эмоциями: смехом, удивлением, радостью, огорчением. Это будет работать на эмоциональное развитие ребёнка, а, следовательно, на укрепление его здоровья;
  • Эксперимент должен быть безопасным для детей, при проведении опытов обязательно знакомство с правилами техники безопасности.
  • ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», поэтому вся экспериментальная деятельность должна проводиться в игровой, нетрадиционной форме. В ходе этих игр даже самый скрытый ребенок может проявить свою одаренность.  Разграничивать игру и эксперимент не стоит. Они должны дополнять друг друга.

Рассмотрим несколько примеров экспериментальной деятельности:

Эксперимент  «Пирамида из песка» 

Цель эксперимента: познакомить детей со свойством сыпучести у песка

Оборудование и необходимые материалы: сухой чистый песок, большой плоский лоток

Возьмите горсть песка и высыпайте его струйкой на лоток так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, похожий на пирамиду, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникает движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться. Дополнительно можно рассказать детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря.

Эксперимент  «Дом из песка»

Цель эксперимента: познакомить детей с изменениями свойств песка в случае его намокания

Оборудование и необходимые материалы: сухой чистый песок, большой плоский лоток, вода, дощечки, палочки

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

Эксперимент  «Волшебный материал»

Цель эксперимента: познакомить детей со свойствами мокрой глины

Оборудование и необходимые материалы: большой плоский лоток, вода, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики

Дети рассматривают сначала сухую глину, а затем разводят её с водой. Предлагаем им слепить что-нибудь из мокрой глины, после некоторого времени они проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Рассуждают, можно ли сделать посуду из глины. Дети проверяют свойства глины, вылепив из неё посуду и высушив ее. Воспитатель демонстрирует им готовые керамические изделия.

Эксперимент  «Песочные часы»

Цель эксперимента: познакомить детей с понятием «песочные часы»

Оборудование и необходимые материалы: сухой чистый песок, большой плоский лоток, песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дать детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свои кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговорками «Время как песок», «Время как вода».

Эксперимент  «Поиск воздуха»

Цель эксперимента: познакомить детей с тем, что вокруг нас есть воздух

Оборудование и необходимые материалы: воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, емкость с водой

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик, раскрывают целлофановый пакет и затем быстро закручивают его и т.д.).

Эксперимент  «Неопасное электричество»

Цель эксперимента: познакомить детей с тем, что на батарейках работают многие предметы, и это не опасно

Оборудование и необходимые материалы: батарейки, фонарик, часы машинка самодвижущаяся

Воспитатель рассказывает детям, что батарейки люди изобрели для хранения тихого, безопасного электричества, которое помогает нам зажигать фонарики, приводить в движение игрушки. Посмотрите - вот часы, но стрелки на них почему-то не двигаются. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей) Правильно, в них нужно заменить батарейку.

Давайте мы с вами сделаем так, чтобы часы заработали. Для этого поставим батарейку – «плюс» к «плюсу», «минус»  к «минусу». Что произошло? Часы заработали.  Что за сила скрывается в батарейках?

(Электрический ток). Когда мы поставили батарейку, через провода пошел электрический ток, который привел в движение механизм  часов, и часы заработали. Стрелки часов мы с вами привели в  движение.

Эксперимент  «Сухой из воды»

Цель эксперимента: познакомить детей со свойствами воздуха

Оборудование и необходимые материалы: стакан, бумажная салфетка, ёмкость с водой

Предложить детям объяснить, что означает выражение «Выйти сухим из воды», возможно ли это вообще? И выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан.  Воспитатель предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Эксперимент с водой.

Цель эксперимента:  познакомить детей со свойствами воды

Оборудование и необходимые материалы:  стакан, лист бумаги.

Наполнив стакан водой и плотно прижав к горлышку лист бумаги, можно перевернуть стакан вверх дном и листочек останется висеть без помощи рук.

Эксперимент с апельсинами.

Цель эксперимента: познакомить детей со свойствами воздуха (воздушных пузырьков).

Оборудование и необходимые материалы: два стакана с пресной водой, очищенный и не очищенный апельсины.

Взять 2 апельсина и хорошо вымыть. Один из них положить в стакан с водой - он будет плавать, и никакая сила не заставит его опуститься на дно. Второй апельсин очистить и тоже положить в стакан с водой. АПЕЛЬСИН УТОНУЛ! Как же так? Два одинаковых апельсина: но один плавает, а другой утонул. Рассказать детям, что секрет этого опыта заключается в апельсиновой кожуре: там много-много пузырьков с воздухом. Они и выталкивают апельсин на поверхность воды. Очищенный апельсин не имеет пузырьков воздуха, он тонет, потому что стал тяжелее воды.

Эксперимент  с  куриными  яйцами.

Цель эксперимента: рассказать детям  о свойствах солёной и пресной воды.

Оборудование и необходимые материалы: стакан с солёной и стакан с пресной водой, два куриных яйца.

Опуская яйцо в соленую и пресную воду, можно наблюдать, как оно погружается на дно и всплывает на поверхность.

Экспериментирование и другие формы и методы исследовательской деятельности, несомненно, способствуют развитию интеллектуального уровня ребёнка, помогают формировать все те умения и навыки, обладая которыми ребёнок уверенно будет идти по жизни.



Предварительный просмотр:

«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Что такое устное народное творчество?

Это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью.

«Устное» - передавалось «из уста в уста», так как раньше не записывалось.

«Народное» - создание каким-то народом.

«Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.

Фольклор – устное народное творчество
Folk – народ; lore – знание , мудрость

Задачи:

 - Освоение разговорной речи

- Расширение словарного запаса

- Воспитание звуковой культуры речи

- Формирование связной речи

- Расширение представлений детей о разных формах фольклора

Цель: 

Использование произведений русского народного   фольклора, как возможность развития речи  детей младшего  и старшего возраста, сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества,  способностью познать себя и  окружающий мир.

Как сказал К.Д. Ушинский: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».

М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

В наше время родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора. Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения.

- Ладушки, ладушки, Где были ?

-У бабушки.-

Что ели?

 - Кашку.

 - Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой, полетели!

 На головку сели!

Ладушки запели.

Шершавая мама

Шершавому сыну

Гладит и гладит

 Шершавую спину.

Мама не Петина,

Мама не Светина,

Мама не Гришкина,

А мама слонишкина.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Как только ребёнок немного подрос, стал свободно говорить, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему ещё не под силу. А вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае. Таковы заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда – то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками.

Весна,  весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

 С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Солнышко, солнышко, 

Красное солнышко, 

Выйди поскорее, 

Будь к нам подобрее! 

Твои детки плачут, 

По лужочку скачут, 

Соломку жгут — 

Тебя в гости ждут!

Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. К.Д.Ушинский говорил, что пословицы помогают детям изучать окружающий мир, лучше понимать различные явления, события. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику Поговорка, по народному же определению, цветочек, а пословица ягодка; и это верно. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений, эти выражения народной мудрости служат в борьбе за то, чтобы честность, справедливость, любовь к труду стали жизненными принципами каждого человека. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Не даром великий поэт А.С. Пушкин говорил он них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».

Скороговорки – тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что – то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Она слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка. Они способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.

Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словестные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. Для прибауток характерна уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя – коток, курочка – рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. Они способствуют развитию образной речи.

Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Детям младшего и среднего возраста предлагаются чистоговорки не большие по объёму, простые по содержанию. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В младшем и среднем дошкольном возрасте шутки – чистоговорки даются в игровой форме с применением наглядного материала, используются инсценировки. Шутки чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Таким образом, чистоговорки развивают и совершенствуют речевой и фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.

Считалки –  разновидность русского игрового фольклора.

Отличительными признаками считалок являются:

  • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
  • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
  • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
  • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.

Перводан, другодан,
На колоде барабан,
Свиристель, коростель,
Ёжик!

Белка прыгала, скакала,
А на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
А ты кто такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных
И добрых людей.

Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
— Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон.

Раз, два, три, четыре, пять —
Ты, Васятка, выйди, сядь.
Будем дальше мы считать —
Хотим в жмурки мы играть.

Ани-бани — что под нами,
Под железными столбами?
Стульчик, мальчик, королёк,
Убирайся в уголок.

Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги, диги-дон –
Выходи скорее вон.

Хороводные игры – массовый танец с песнями.

Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Хоровод – это один из способов, который поможет сформировать пространственные представления ребенка и выстроить его отношения со сверстниками.

Зайка шел.
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Матрешки
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, 
присаживаемся
Встали, 
встаем
Себя показали. 
Попрыгали, 
прыгаем
Потопали 
топаем
В ладошки мы похлопали. 
хлопаем.

Ровным кругом
Ровным кругом 
Друг за другом 
Мы идем за шагом шаг, 
Стой на месте! 
Дружно вместе 
Сделаем вот так! 

Колыбельные песни — песни, исполняемые при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка. С ними начинают знакомить детей ещё в раннем возрасте, что позволяет малышам запомнить слова и формы слов.

Баю-баю, спи дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь.

Закрывай глаза малыш.

Пальчиковые игры - Используя пальчиковые игры, формируется не только речь, но развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, даёт возможность, сочетать слово с действием. А самое главное – уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

Этот пальчик — маленький,  
Этот пальчик — слабенький,

Этот пальчик — длинненький

Этот пальчик — сильненький,

Этот пальчик — толстячок,

Ну а вместе — кулачок! 

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народноэтнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом. Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица»), от сказителя к сказителю, от этноса к этносу. Она способна не только актуализировать все органы чувств и психические функции формирующейся личности, но и основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества. Сказка способна отображать глобальные проблемы, вечные темы противоборство доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости. В сказке присутствует функция профилактики, воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий. Сказка выполняет терапевтическую и профилактическую функцию. Она отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, его традиции и обычаи, предметно – вещную атрибутику. А.С. Пушкин писал о сказке: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

В настоящее время сказка становится преимущественно авторской, она приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, ставит перед собой иные задачи. Но не утрачивает связи с фольклором. Не столь важно как мы определяем сказку – как народную, литературную или авторскую. Важно чтобы сказка оставалась такой, какая она есть доброй и строгой, нежной и поэтической, справедливой и умной. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.

5. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988. –328с.

9. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.

10. Дошкольная педагогика- июль 2008 г.

11. Дошкольное воспитание № 1, 2006 г.

 12. Дошкольная педагогика № 6 , 2006 г.

13. Дошкольное воспитание № 1 , 2007 г. 14. Дошкольное воспитание № 9, 2003 г.



Предварительный просмотр:

Метод наглядного моделирования как основа развития речи детей старшего дошкольного возраста.

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно, усложняются и процессы её восприятия.

Дошкольник лишён возможности написать конспект, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.

К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию – монологу.        

Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от  уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично  и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны:

 - нарушение связности и последовательности изложения текста;

 - смысловые пропуски в нем;

- выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи;

- низкий уровень построения фразы;

        Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.  

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин) отмечается доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещён другим предметом, знаком или изображением. Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования состоит в том, что:

- ребёнок – дошкольник легко обучаем, но для него характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию; использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, ведь одно из правил укрепления памяти: когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики.

- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – это наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус, зарисованное символами стихотворение). Метод заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для ребёнка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например, метод обучения дошкольников грамоте     ( Н.С.Жукова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.

В работе используются следующие модели:

  • геометрические фигуры;
  • рассказ по сюжетной картинке;
  • отгадывание загадок по модели;
  • изображения предметов;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
  • условные обозначения;
  •  мнемотаблицы;
  • сенсорно-графические схемы;
  • опорные схемы;
  • карточки;
  • карточки — символы;


Предварительный просмотр:

Коррекция речи детей через театрализованную деятельность.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

        В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Занятия в детском театре обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе, активизируют словарь, разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию, позволяют решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д.

Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь.

Основные направления театрализованной деятельности:

• постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

• от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Основные задачи в данном направлении:

• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• Обогащать словарь детей, активизировать его;

 • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, ее грамотный строй;

• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

 • Способствовать проявлению желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формированию активности в игре с персонажами игрушками.

Примерный план непосредственно- образовательной деятельности (занятия):

  1. Музыкально – ритмическая разминка
  2. Речедвигательная ритмика
  3. Игры, упражнения, знакомые сказки для развития речи
  4. Пальчиковые игры
  5. Литературно-художественная практика
  6. Игры, минуты шалости, физкультминутки
  7. Релакс
  8. Театрализованная деятельность

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика как один из компонентов

здоровьясбережения дошкольников.

“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а 
умелые руки снова способствуют развитию мозга” 
И.П.Павлов

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

 Развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: отлично владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть “как работают руки, так работает голова”.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова (1973, с.139) доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с нарушениями речи очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца. А мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.

Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: “А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?”, в пословицах: “Отбиться от рук”, “Всё дело в его руках”, “Дать волю рукам”, “Глаза бояться, а руки делают”.

Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учёными. “Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли” (В.А. Сухомлинский).

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор Су-Джок терапии Пад-Жеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Опыт работы в логопедической группе детского сада подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. В нашем ДОУ дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Это ещё не всё. В каждом шарике есть “волшебное” колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешки: “Сорока-ворона кашу варила…”” или “Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,…” и другие.

Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Регулярные занятия в системе будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большой представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

  • сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
  • подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
  • предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
  • стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
  • играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
  • научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
  • ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
  • а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Необходимо помнить три важных правила. 

Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук); 

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.



Предварительный просмотр:

Применение ФГОС в образовательной области познавательное

и речевое развитие.

Дошкольный возраст – период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи – формирование обобщений. Как правило, обобщение предметов первоначально возникает в процессе действия и затем закрепляется в слове. Именно речевое общение со взрослыми по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

Сроки  и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, условий его жизни. Произношение слов при парвильном воспитании, совершенствуется, и «детский жаргон» исчезает по мере улучшения фонематического слуха. Усваивается грамматический строй родного языка. Очень рано звуковая сторона языка, материальная оболочка, становится предметом деятельности и практического познания ребёнком.

В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются:

- расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

- убывание эгоцентризма детской речи;

- развитие функций речи;

- речь как орудие общения;

- речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;

        Принятый ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребёнка:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое;

- Физическое развитие;

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи речевого развития:

  1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
  4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закрепить положительные эмоции, умение их проявлять.
  5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно-речевой деятельности.
  6. Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно-пространственную среду.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно-развивающей средой познавательно и речевое развитие ребёнка будет полноценным и эффективным.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....