"Экологическое воспитание в ДОУ"
статья по окружающему миру
статья о систаме экологического воспитания в ДОУ, группе. Отражает работу с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologcheskoe_vospitanie_v_dou.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание в ДОУ
Сегодня мы поговорим о том, что среди актуальных задач, которые решает сегодня дошкольное учреждение, ведущее место принадлежит очень важному процессу - экологическое воспитание дошкольников. Природа своим изумительным разнообразием, красочностью и динамичностью процессов привлекает внимание детей с раннего детства, обогащает их мышление. является источником радостных переживаний. Для ребенка дошкольного возраста она выступает основным элементом формирования интереса и положительного отношения к окружающему миру. Восприятие природы обогащает речь, эмоциональную сферу, благотворно влияет на духовный мир малыша и его физическое развитие. Впечатления, полученные от родной природы, глубоко западают в душу малышам, а в будущем воспитывается ценностное отношение к отчему краю, Отчизне. Во все времена, в разные времена года в природе есть немало явлений, объектов, процессов, которые надолго пленят старших дошкольников, поддерживают их интерес, стимулируют любознательность, убеждают в возможности самостоятельных «открытий» чудес в мире растений, животных, неживой природы.
Экологическое воспитание дошкольников и задача ознакомления дошкольников с экологией
Основная задача воспитателя дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников состоит в том, чтобы не свести его только к природоохранному отношению. Ведь экологическое воспитание дошкольников является по сути глобальной проблемой, требующей практического решения путем подбора адаптированных задач, принципов, средств, форм и методов в четком соответствии с возрастными особенностями детей-дошкольников, возможностями и спецификой работы детских дошкольных учреждений. Одним из важных условий успеха экологического воспитания дошкольников является умение педагога подобрать наиболее эффективные формы познания природы и методы усвоения детьми информации о ней. Исходя из содержания, цели и задач экологического воспитания наряду с традиционными наблюдениями воспитатель должен организовать и провести исследовательскую или поисково-исследовательскую деятельность детей, которая ближе всего подводит ребенка к проблемы, а вознаграждением за активность и любознательность малышей является их самостоятельные «открытия» в мире природы.
Ведь во время опыта ребенок сам выполняет познавательное задание, направленное на достижение поставленной цели. При этом он решает познавательные задачи с помощью имеющихся у него знаний, умений и навыков, выполняя различные преобразовательные действия, находит в результате правильные пути решения его, а также подобных задач с вариативностью содержания и признаков. Объект познания при этом предстает перед ребенком в различных связях, соотношениях с родственными объектами, вещами, явлениями. Ребенок на правах открывателя познает динамику и статичность природных явлений, а вариативность признаков, их сравнение и сопоставление убеждают его в богатстве и неповторимости мира природы.
В результате исследовательской деятельности у детей формируются элементарные навыки поисковой работы, усиливаются интерес к явлениям живой и неживой природы, активизируется самостоятельная мыслительная деятельность. А потому в значительной степени зависит от умения воспитателя своевременно направить внимание детей на определение внутренних свойств объектов и их зависимости от внешних условий.
Проблемные задачи в экологическом воспитании
Воспитатель может начать опыт с поставленной проблемной задачи, например так: что будет с растениями, если засохнет вся вода? Что случится с растениями, если наступит вечная ночь?
После таких вопросов-предположений детей надо привлечь непосредственно к опыту. Возможен другой вариант: дети выполняют опыт, а как вывод из него – ставится вопрос. Однако в резерве воспитателя есть еще демонстрационный опыт, который часто используется на практических занятиях. Но отождествлять его с учебным не стоит. Обязательным требованием перед демонстрацией такого опыта есть четкое объяснение детям его цели и содержания задания, а по его окончании выводы и аргументы дети делают самостоятельно.
Воспитатель лишь корректирует полученные только что знания, побуждает детей самостоятельного тематического подбора аналогичных опытов. Во всех случаях воспитателю следует помнить, что главным условием эффективности научно-исследовательской работы детей является их активная деятельная позиция. Действия с объектами природы являются обязательным компонентом познания. При этом действия детей должны быть четко адекватные тем знаниям, умениям и навыкам, которые усваиваются. А материальная среда для проведения опыта должна допускать его вариативность и проблемность, стимулировать детей к дальнейшему познанию.
Характер действий старших дошкольников определяется:
а) уровнем развития, возможностью создания микрогрупп с дифференцированными заданиями, адаптированным содержанием, средствами для них;
б) уровнем развития речи, умением аргументировать собственные предположения, рассуждения;
в) уровнем развития словесно-понятийного мышления, умением обобщать путем сравнения, выделения общего в ряду признаков, объектов, а также абстрагирование;
г) содержанием конкретного задания, которое, в зависимости от ситуации, надо выполнять поэтапно или в полном объеме.
Экологическое воспитание дошкольников через исследовательскую деятельность
Значение научно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании детей заключается именно в том, что дошкольники одновременно с усвоением знаний, совершенствованием умений и навыков овладевают способами создания необходимых условий для существования объектов живой природы или возникновения желаемых явлений. В процессе осознанного, действенного отношения детей к природе руководящая и направляющая роль принадлежит педагогу, который выступает для детей не только как носитель знаний, но и как образец для подражания способов, действий, приемов, функций. Во время экспериментирования для старших дошкольников следует учитывать одно из важнейших условий его эффективности: новые знания как результат «открытий» каждого ребенка должны формироваться на знаниях, ранее усвоенных им. Только при этом условии удовлетворяется естественная любознательность ребенка, его интерес к окружающему, а развивающая функция обучения и воспитания вырисовывается через сущность принципа преемственности. А это способствует развитию у детей умения применять ранее приобретенные знания о явлениях и объектах природы в другой конкретно-значимой деятельности. Эти умения синтезируют в себе знания не только как доступную для усвоения информацию, но и как оценку окружающего.
Таким образом, активное усвоение детьми дошкольного возраста знаний, определенных результатов общественно значимой и доступной ребенку деятельности выступает как основа в ее подготовке научного познания мира природы.
В связи с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста в методической системе работы воспитателя необходимо обеспечить:
- наглядную демонстрацию сообщаемых естественнонаучных знаний;
- активную поисково-преобразующую деятельность детей;
- поэтапное усложнение знаний;
- вариативность сообщения второстепенных признаков и характеристик на основе демонстрации существенной признаки объекта или явления.
В элементарной исследовательской деятельности дошкольники знакомятся с интересными свойствами воды, с интересом для себя узнают, что такое почва, закрепляют представление об условиях роста растений, приобретают знания об объектах и явлениях неживой природы, благодаря которым на Земле существует жизнь ("Воздух”, "Ветер”, "Свет”).
Текст скопирован с сайта: https://podrastu.ru/vospitanie/ekologicheskoe/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
- Мне нравится (1)