Проект "Разноцветная осень".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Алфеева Татьяна Ивановна

Информационно-познавательный творческий проект в подготовительной группе детского сада, целью которого является формирование и расширение представлений детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Разноцветная осень".704.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 91»

Проект

 «Разноцветная осень»

в подготовительной группе № 10 «Колокольчик»

Автор проекта:

Алфеева Татьяна Ивановна,

воспитатель 1 квалификационной категории.

г. Ярославль, 2019 г.

Проект

 «Разноцветная осень»

в подготовительной группе № 10 «Колокольчик»

Подготовила проект: Алфеева Татьяна Ивановна, воспитатель 1 квалификационной категории.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность: сентябрь-октябрь 2019 года.

Участники проекта: воспитатель Алфеева Т. И., дети подготовительной группы, родители.

Актуальность проекта:

Осень – это не только дождь и пронизывающий холод… Осень – это разноцветная крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, тёплое бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре.

Осень приносит столько чудесного и необычного! Большим приключением для детей является прогулка с семьёй в осеннем парке, встреча осени в детском саду вместе с друзьями, поход в лес за грибами, собирание букетов из ярких и красивых листьев……. Всё это дарит детям новые эмоции, впечатления, интерес и знания.

Проблема:

У детей дошкольного возраста недостаточно представлений об осенних явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.

Цель: формирование представлений детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи проекта:

  1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

2. Совершенствовать творческие навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

3. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей средствами художественной литературы.

4. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период;

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

6. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты:

-у детей расширены знаний о сезонных изменениях в природе.

-обогащён словарный запас детей по теме проекта, сформировано умение правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу.

- сформировано у детей ответственное отношение к природе, как к основе экологических условий жизни.

- дети, родители и педагог активно сотрудничали и взаимодействовали во время реализации проекта.

Продукты проекта:

- творческие работы из природного материала, поделки из пластилина: «Корзина с грибами», «Осеннее дерево».

- рисунки «Осенние мотивы» (сказочный гриб, «Разноцветный лес», «Осенний натюрморт», корзинка с грибами, «Летят перелетные птицы», «Ветка рябины», «Яблоня с яблоками», аппликации: «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листочков», поделки из бумаги: «Грибок», «Кленовый лист».

- участие в осеннем празднике «Осень в гости к нам пришла».

-папки-раскладушки для родителей: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа у детей», «Золотая осень», «Осенние месяцы».

- стенгазета +фотовыставка «Семейные прогулки в осеннем парке».

Этапы реализации проекта.

I этап. Организационно-подготовительный этап. Сентябрь.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов, литературы;

- Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта

II. этап. Практический. Октябрь.

ООД

«Листопад, листопад – листья желтые летят», «То, что растет – живое», «Перелетные и зимующие птицы», «Почему осенние листья опадают», «Сколько красок у осени», «Что такое погода», «Экскурсия в парк».

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу», «На приёме у врача».

Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Из чего сок, варенье?», «Хлопай в ладоши», «Доскажи словечко», «Найди дерево по описанию», «Осенние слова», «Какая бывает осень?».

Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

беседы «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»; «Фрукты», «Овощи».

Наблюдения и беседы: «Цветник на нашем участке осенью?», «Какие они - цветущие растения?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»

Речевое развитие. Чтение художественной литературы:

- Пословицы, поговорки, загадки об осени.

- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

- И. Соколов- Микитов «Листопадничек»

- М. Пришвин «Птицы и листья»

- К. Чашева «Деревья спят»

- Ю. Тувим "Овощи"

- А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

- А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»

- Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

- Н. Егорова «Листопад»

Пересказ, рассказывание:

- Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»

- Пересказ произведения Н. Павловой «Опенки»

- Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

- Творческое рассказывание по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

- Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»

- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

Заучивание наизусть:

- А. Фет «Ласточки пропали»

- Е. Трутнева «Осень»

-по выбору детей.

Художественно-эстетическое развитие.  Рисование: 

«Осенние мотивы», «Осенний натюрморт» (корзина с грибами, «Ветка рябины», «Разноцветный лес» (штампование листьями, «Летят перелетные птицы», «Лес, точно терем расписной», «Яблоня с яблоками», «Осень – щедрая пора»

Лепка: «За грибами в лес осенний», «Лебедушка», «Осеннее дерево».

Аппликация: «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листьев»,

Конструирование: «Грибок», «Осенний лист» (из бумаги)

Коллективная работа: «Листопад», «Осеннее дерево», «Разноцветный лес», «Лебеди на пруду», «Грибная поляна».

Рассматривание репродукций картин: 

И. С. Остроухов «Золотая осень»,

 И. И. Левитан «Золотая осень»,

Г. Мясоедов «Осенний пейзаж»,

В. Поленов «Золотая осень»,

П. Кончаловский «Первый снег».

Музыка:

- Хороводная игра «Что нам осень принесла»

- песни «Дождик» (сл. Ю. Верижников, «Осень-раскрасавица» (Муз. и сл. Г. Азаматова-Бас)

- Осенние частушки

- Прослушивание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Времена года», А. Филиппенко «Танец осенних листочков», А. Вивальди «Осень», И. Кореневский «Осенью, В. Тюльпанова «Сказочный лес».

Физическое развитие. Подвижные игры: 

«Белкины запасы», «Раз, два, три – названный лист бери», «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Гуси», «Поедем в лес», «Вершки и корешки», «Совушка», эстафеты «Собери осенний букет», «Собери грибы».

Физкультминутки:

«Аист», «Капуста», дыхательная гимнастика «Ветерок», пальчиковая гимнастика: «Вышел дождик погулять», «Здравствуй, осень золотая», «Осень» и др.

Культурно - досуговая деятельность:

- Праздник осени «Осень в гости к нам пришла»

- викторина «Что мы знаем про осень».

- выставка поделок: «Разноцветная осень».

Взаимодействие с родителям:

Консультации: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа у детей».

Папки-передвижки: «Золотая Осень», «Осенние месяцы».

Памятки: «Рекомендации родителям по верхней одежде ребёнка в осенний период», «Осенние пословицы».

- Сбор природного материала

- участие в выставке «Разноцветная осень»

- помощь в подготовке к празднику «Осень в гости к нам пришла» (изготовление атрибутов, костюмов, разучивание стихов, песен, частушек);

Перспективный план реализации проекта.

1 неделя октября.

Название мероприятий

Понедельник

1. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Беседа «То, что растет- живое»;

2. Развитие речи. Пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания»;

3. Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года»;

4. Наблюдение «Что цветет на нашем участке»

5. С. Р. И «Магазин цветов».

Вторник

1. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Разноцветный лес» (штампование листьями». Оформление коллективной работы.

2. Эстафета «Собери осенний букет»

3. Д/и «С какого дерева лист?»;

4. Чтение стихов Н. Егоровой «Листопад», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», А. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» К. Бальмонт «Осень»; А. Майков «Осенние листья»; Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;5. Физкультминутка «1,2,3,4,5 –листики начнем считать»;

Среда

1. Развитие речи. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

2.. Прослушивание музыкального произведения: А. Филиппенко «Танец осенних листочков»

3. Разучивании «Танца с зонтиками» для утренника.

4. Памятка для родителей «Осенние пословицы»

5. Д/и «Возвратим осени память».

Четверг

1. Чтение стихотворения И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной…».

2. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Лес, точно терем расписной»

3. Разучивание песни к утреннику «Осень-раскрасавица», муз. и сл. Г. Азаматова-Бас.

4. Сюжетно-ролевая игра «На прогулке в осеннем лесу»;

5. Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Пятница

 1. Познавательно-исследовательская деятельность «Почему осенние листья опадают».

2.Д/и «С какого дерева листок»

3. Художественно-эстетическое развитие «Аппликация из осенних листьев»

4.П/и «Раз, два, три, названный лист бери»;

5.Чтение пословиц, поговорок, загадок об осени

2 неделя октября.

Название мероприятий

Понедельник

1. Ознакомление с миром природы. «Листопад, листопад – листья желтые летят».

2. Развитие речи. Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

3. Папка-передвижка для родителей «Осенние месяцы».

4. Д\и «Осенние приметы».

5. Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять»

6. Разучивание песни «Дождик», сл. Ю. Верижников

Вторник

1. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Ветка рябины»

2. «Осенняя прогулка в парк»;

3. Д/и «Овощи-фрукты»;

4. П/и «У медведя во бору»;

5. Беседа «Осенний лес»;

6. Наблюдение «Кто помогал цветам расти?»

Среда

1. Речевое развитие. Беседа «Сколько красок у осени?».

2. Хороводная игра «Что нам осень принесла»;

3. Д/и «Две корзинки»

4. Дыхательная гимнастика «Ветерок»;

5. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Четверг

1. Художественно-эстетическое развитие. Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», Г. Мясоедов «Осенний пейзаж», В. Поленов «Золотая осень», П. Кончаловский «Первый снег

2. Д/и «Какая бывает осень?»;

3. П/и «Раз, два, три – названный лист бери»;

4. Физкультминутка «Капуста»;

5. Чтение произведения К. Чашева «Деревья спят»;

Пятница

1. Продуктивная деятельность (конструирование из бумаги) «Осенний лист». Оформление коллективной работы «Осеннее дерево»;

 2. Художественно-эстетическое развитие (Лепка) «Осеннее дерево»

3. Д/и «С какого дерева лист?»;

4.П/и «Поедем в лес»;

5.Творческое рассказывание «Мы гуляли на участке»;

3 неделя октября.

Название мероприятий

Понедельник

1. Ознакомление с предметным и социальным окружением «Перелетные и зимующие птицы»;

2. Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»;

3. Разучивания танца «Разноцветная осень»;

4. Д/и «Запасы зверей»;

5. П/и «Перелет птиц»;

6. Консультация для родителей: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний»;

Вторник

1. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Летят перелетные птицы»

2. Чтение произведения об осени М. Пришвина «Птицы и листья»;

2. Физкультминутка «Аист»;

3. Д/и «Что лишнее?»;

4. П/и Гуси»;

5. Беседа «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?».

6. Праздничное мероприятие «Осень в гости к нам пришла».

Среда

1. Развитие речи. Экскурсия в парк. Составление рассказа «Что я видел в парке?»

2. Разучивание осенних частушек к утреннику.

3. Наблюдение «Чем отличается ель от других деревьев осенью»;

4. Д/и «Чудесный мешочек»;

5. Памятка для родителей «Рекомендации родителям по верхней одежде ребенка в осенний период»

Четверг

1. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) «Осенние мотивы» (сказочный гриб);

2. Чтение произведения Ю. Тувима «Овощи»;

3. П/и «Белкины запасы»;

4. Разучивании танца «Разноцветная осень» к утреннику;

5. Д/и «Хлопай в ладоши»;

6. Папка-передвижка для родителей «Золотая осень»

Пятница

1. Познавательно-исследовательская деятельность «Красящие и косметические свойства овощей».

2. Художественно-эстетическое развитие «Осенний ковер»

3. Д/и «Доскажи словечко»

4. С. Р. И «Овощной магазин»

5. П/и «вершки и корешки»;

6. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах;

4 неделя октября.

Название мероприятий

Понедельник

1. Ознакомление с окружающим миром «Грибы»; лепка «Грибы».

2. Пересказ произведения Н. Павлова «Опенки»;

3. Разучивания «Танца Василисы с подружками» для утренника;

4. Д/и «Съедобные и ядовитые грибы»;

5. П/и «У медведя во бору»;

6. Консультация для родителей: «Профилактика гриппа у детей»;

Вторник

1. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Осенний натюрморт» (корзина с грибами);

2. Чтение произведения И. Соколова-Микитова «Листопадничек»;

2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»;

3. Д/и «Найди пару»;

4. П/и (по выбору детей).

5. Наблюдение «Почему исчезли насекомые?»;

Среда

1. Развитие речи. Пересказ произведения Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий»;

2. Разучивание танца «Колдунов» к утреннику.

3. Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений»;

4. Д/и «Что растет на грядке?»;

5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Моя осень».

Четверг

1. Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Овощи».

2. Чтение произведения Ю. Тувима «Овощи»;

3. П/и «Белкины запасы»;

4. Д/и «Какой сок, варенье?»;

5. Пословицы на тему «Осень».

Пятница

1. Продуктивная деятельность. Конструирование из бумаги«Грибок». Оформление коллективной работы «Грибная поляна»

2. Художественно–эстетическое развитие (лепка) «За грибами в осенний лес» (корзинка с грибами);

3. Д/и «Осенние слова»»

4. Наблюдение «Что было сначала, что будет потом»;

5. Викторина «Что мы узнали про осень»;

III. Подведение итогов проекта.

В ходе реализации проекта у детей:

- раскрылись и развились творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- усовершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки и стенгазеты «Семейные прогулки в осеннем парке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...