Проблемное обучение при знакомстве дошкольников с агроэкологией
статья по окружающему миру

Корабельникова Нелли

Статья об опыте работы в сфере агроэкологического образования дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie_pri_znakomstve_doshkolnikov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение при знакомстве дошкольников

 с основами агроэкологии

(из опыта работы)

Агроэкология – раздел экологии, исследующий возможности использования земель при одновременном сохранении ресурсов почв и защите экологической среды обитания человека. Труд в природе благотворно влияет на развитие трудовых навыков, воспитание нравственных чувств, закладываются основы экологического образования. Это направление особенно актуально в нашей Тамбовской области, богатой плодородными, черноземными почвами.

Сформированная экологическая культура дошкольника выражается в твердых знаниях o природе, бережном и эмоционально окрашенном отношении к ней, привитом здоровом образе жизни, умениях познавать явления окружающего мира. Целенаправленное расширение знаний, умений и навыков практического взаимодействия с природой является основой экологического просвещения и воспитания детей, под которыми подразумевается воспитание гуманного и интеллектуального отношения к природе (т. е. формирование системы экологических знаний и представлений, духовности, развитие эстетических чувств.

В дошкольном возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий в дошкольном образовании является технология проблемного обучения. Решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть ценность проблемной ситуацией в том, что она воздействует на эмоции, побуждает потребность в познании нового.

Организовывая работу по экологическому воспитанию, создаются различные проблемные ситуации, которые позволяют дошкольникам самим предлагать возможные решения, анализировать и делать выводы. При организации ООД «Почва», был затронут вопрос о почвообразовании. Понять этот сложный процесс помогла сказка Н.Рыжовой «Как медведь пень потерял». Во время обсуждения сказки было подчеркнуто, что пень не просто превратился в труху, а затем в почву, почвообразование – результат гниения древесины, листьев, деятельности насекомых, грибов. После дождя внимание детей обращается на земляные катышки на поверхности почвы. Как они появились? Дети высказывают предположения о том, что это результат деятельности дождевых червей.  Мы с детьми взяли несколько дождевых червей в банку, добавили слой почвы, потом слой сухих листьев и травинок, потом еще слой почвы. Через несколько дней дети увидели, что слои почвы и листьев перемешаны. Дошкольники пришил к выводу, что дождевые черви перемешивают слои земли, делая ее более рыхлой. На какой почве лучше растут травы и деревья?  Там где работают черви, они превращают ненужные остатки, отходы в очень нужную для всех почву, роют ходы, рыхлят землю, по этим ходам к корням, растений, легко проходят вода и воздух.

Наиболее продуктивным использование проблемного обучения будет в опытно-экспериментальной деятельности. В ходе этой деятельности воспитанники не только учатся выдвигать гипотезы, вести наблюдение, анализировать полученную информацию и делать выводы, но и совершать собственные «научные открытия»
       С помощью опыта «Условия, влияющие на прорастание семян», дошкольники выяснили, что для того, что семена дали проростки важны тепло и влага, семена прорастают в темноте, но для дальнейшего роста рассады свет необходим. Часть рассады астр были накрыты темной бумагой, дети выявили изменения, произошедшие с рассадой: она вытянулась, стала более светлой, бледно-зеленой. Таким образом, дети пришли к выводу, что солнечный свет необходим для образования зеленого пигмента в растениях.

Дети, наблюдая, за рассадой астр выяснили, что растение – это живая природа, так как  для растения свойственны все признаки живого организма – рост, питание, дыхание и размножение. Выяснить, что растение может дышать, помог следующий опыт. Мы взяли растение толстянку и намазали один из листьев с двух сторон детским кремом. Через неделю дети отметили, как лист желтеет и опадает. Дети пришли к выводу, что лист погиб, потому что лист был смазан кремом, и процесс дыхания оказался невозможен. Также мы рассмотрели лист толстянки в лупу с большим увеличением, и дети увидели маленькие точки на поверхности листа, через которые входит воздухи, и осуществляется дыхание.

Очень интересным оказалось наблюдение за вегетативным размножением растений. Гном Вильгельм предложил детям поставить в воду побег комнатного растения толстянки. Дети выдвигали свои гипотезы – что произойдет с побегом? Через десять дней дошкольники отметили, что появились  корни. Побег с корнями был посажен в почву, то есть появилось новое растение. Таким образом, дошкольники узнали, что растения можно размножать не только семенами, но и частью растения. Было отмечено, что такой способ размножения растений активно используется людьми в цветоводстве и садоводстве.

Также оказалось интересным обсуждение «Могут ли овощи и фрукты принести вред человеческому организму?» Дошкольники ответили, что гнилыми, испорченными овощами и фруктами можно отравиться, немытые овощи и фрукты также приводят к желудочно-кишечным заболеваниям. Но есть еще невидимая угроза, это – нитраты. Для того, чтобы овощи лучше росли их подкармливают удобрениями, однако излишек удобрений вреден как для почвы, так и для растений, потому что идет накопление нитратов. Дошкольники пришли к выводу, что внесение удобрений в почву должно быть строго по нормам. Также дети усвоили, что выращивание экологически чистых овощей, фруктов, ягод возможно только на чистой, незагрязненных почве. Для родителей  была подготовлена памятка «Где чаще всего накапливаются нитраты».

Как правило, проблемные ситуации должны быть хорошо спланированными, с заранее подготовленным материалом, но одновременно предполагать достаточно гибкий сценарий. Однако и житейскую ситуацию можно использовать как проблемную, при этом актуализирующую повседневную жизнь. Например, дети сорвали на прогулке цветы и подарили воспитателю букет. Воспитатель расстроился. Дети делают вывод, что нельзя рвать цветы, нужно беречь растения. Также произошла ситуация, когда два ребенка по очереди полили один и тот же комнатный цветок и «слишком напоили его». Задача педагога в данном случае натолкнуть детей на мысль o том, как можно спасти растение («просушить») и каким образом можно реализовать данную задачу.
    Таким образом,
в процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

 

Литература

1. Ворошилова В. В., Баглаева Ю. П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания Педагогическое образование. — 2009. — № 2. — С. 13–29.

2. Золотарева О. В., Аронова Е. Ю. Экологическое воспитание дошкольников в совместной с педагогом креативно-исследовательской деятельности /

3. О. В. Золотарева, Е. Ю. Аронова // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы ежегодн. международн. науч.-практ. конф., 2016 г., г. Москва / ООО «Мозаика Синтез». — М., 2016. — С. 625–626.

3.Михеева Е. В. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Михеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. — С. 148–149.
      4.
А. Г., Маршалкина О. В., Панкратьева О. Е. Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №6. — С. 18-20.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»

Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...

Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника

Выступление на педсовет  Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...

Методическая разработка. Использование методов проблемного обучения на занятиях с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром.

Данная разработка поможет педагогам сделать заняитя по ознакомлению с окружающем интересными и увлекательными. Вовлечь детей в познание окружающего мира, развить критическое мышление.желание сомневать...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Развитие элементарных математических представлений старшего дошкольника средствами агроэкологии»

На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, возрастает роль интеллектуального развития дошкольника. Одной из централ...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...