Проект " Осень"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ОСЕНЬ»(старшая группа)
Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации:
Средней продолжительности сентябрь-октябрь 2019г.
Участники проекта:
дети, воспитатели, старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Цель:
расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:
- углубить. представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предполагаемые результаты:
Ребенок:
- углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
- Пополняет словарный запас;
- развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
- стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
- разнообразит способы сотрудничества;
- развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
- НОД;
- Игровая;
- Чтение художественной литературы;
- Изобразительная;
- Труд ;
- Конструирование из природных материалов.
Выставка Продукт проектной деятельности.
- поделок из природного материала «Разноцветная осень»
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».
2. этап. Практический.
3-й этап – заключительный.
- Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени..
- Поощрение участников выставки «Разноцветная осень»
- Подведение итогов проекта.
Приложение№1.
- Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
- Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
- Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
- Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
- Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
- Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
- Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
- Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
- Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
- Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
- Составление описательного рассказа по схеме: « Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
- Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии
Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;
Приложение №3
В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее...
Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт...
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх, вы! Гриб-то...
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Приложение №4
Сценарий осеннего праздника
«Здравствуй, осень золотая!»
Ход.
Воспитатель: Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку, ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы и поэтому мы пригласили Вас вместе с нами взглянуть на мир совершенно другими глазами, увидеть, что осень может принести много чудесного и необычного.
Видеофильм об осени (На фоне музыки читает стих)
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник и зардели клены
В пурпуре осины, только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите, роща золотом одета!
Песня «Желтые листики» муз и слова О. Девочкиной
Стихи
«За окошком так красиво - Это осень в сад пришла! Все деревья нарядила, Всем одежды раздала. Листьев ярких стало много Жёлтых, красных, золотых. Собрала я их в букет - Это осени подарок, От неё вам всем привет».
Воспитатель: А теперь хочется проверить кто из вас наблюдательный?
– Кто назовёт имена осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Как в древности называли осенние месяцы? (сентябрь - запевала осени, октябрь - листопад, ноябрь – ворота зимы).
- По каким приметам мы узнаём, что наступила осень? (похолодало, желтеют и опадают листья, птицы улетают в тёплые края, день стал короче, идут дожди, люди надели тёплую одежду).
- Чем осень отличается от весны? (весной день длинный, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, тает снег, теплеет, зеленеет трава).
- Какое время года наступает следом за осенью? (зима).
-Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха).
Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение Е.Бальмонта.
Ребёнок читает стихотворение.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетает
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (К.Бальмонт).
.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие цветы цветут осенью? (да). Вот сейчас и проверим.
Проводится игра «Собери и назови осенний цветок».
Из каждой команды выходят по два ребёнка и собирают разрезные картинки цветов: хризантемы, астры, гладиолусы, георгины, затем называют цветы.
Я знаю, что вы знаете много песен про осень
Песня «Осень под зонтиком»
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как готовятся звери к зиме? (да). Вот вам задание, посмотрите на картинки и назовите, какие животные не впадают в спячку. Игра: «Кто лишний». (картинки: медведь, ёж, лягушка, лиса, волк).
Воспитатель: Молодцы, всё верно. А теперь послушайте загадку и ответьте на вопрос, какие животные меняют цвет шубки, готовясь к зиме? (песец, белка, заяц).
«Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в шубе рыжей летом». (Белка).
- А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготавливает? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки). Послушайте стихотворение, это даст вам подсказку.
«Далеко ещё зима,
Но не для потехи.
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи.
Знает маленький зверёк
Запасы надо делать впрок».
Игра «Какие запасы»
Воспитатель: Загадки.
1. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья…(осень).
2. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (осенью).
3. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осень с бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево).
4. Рыжий Егорка
Упал в озёрко.
Сам не утонул
И воды не всколыхнул (лист).
5. Шёл долговяз, в землю увяз. (дождь).
6. Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стаи? (птицы).
Воспитатель: А сейчас предлагаем посмотреть танец с платками яркими красивыми как осенние листья.
Хоровод с платками (мелодия на мотив Красный сарафан)
Воспитатель:
Всем известно: без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду, на болоте и в лесу,
Ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас!
Не ленитесь, а зимой
Пригодится дар вам мой.
Посмотрите, сколько всего принесла нам осень.
Воспитатель:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
Кто из нас, из овощей, и важнее и нужней?
Песня «Урожайная»
Воспитатель: А как вы думаете, ребята. Какие овощи самые полезные или каждый хорош и полезен? (да). Конечно, каждый овощ полезен по-своему и хорош.А мы послушаем рассказы о некоторых из них
Рассказы об овощах (Дети)
Воспитатель: Молодцы! -Красотой щедра ты, осень золотая, а ещё богата щедрым урожаем! Давайте исполним песню «Эх картошка».
Песня «Эх картошка»
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку
«Круглая да гладкая
Желтая да сладкая
Сижу на грядке крепко
Я называюсь… (Репка)
И сейчас мы посмотрим Сказку, которая так и называется «Репка»
Музыкальная сказка «Репка» Н. Голещанов
(звучит фонограмма )
Воспитатель: Возле двух дорог, у перекрестка,
стояла белая березка.
Раскинула зеленые ветки
Березка над маленькой хаткой,
А в хатке - жил дедка
Со своею старенькой бабкой.
Была у них Маша-внучка,
Была и собачка Жучка,
И кот Васька-мурлышка,
А за печкой
Серая мышка!
Сказала раз дедке
Старая бабка:
Бабка:- Нужна нам дед, репка, а для репки грядка!
Воспитатель: Взял дед лопатку,
Стал ладить грядку.
Бабка рядышком копает,
По душе обоим труд!
Дедка песню запевает,
Бабка деду помогает-
Ладят грядку и поют:
Песня деда и Бабки
Ты звени, моя лопатка,
Землю рыхлую копай.
Вырастай скорее, грядка ,
Вше грядка, вырастай.
Я лопатой раз.
Я лопатой два.
Убирайся, убирайся
злая сорная трава.
(уходят за дом)
(звучит фонограмма «Утро» Григ)
Воспитатель: Дождик грядку поливает,
Поливает крепко,
Солнце грядку согревает,-
Подрастает репка!
Листья влажные.
Зеленые,
Украшают огород.
Репка,
Влагою напоенная,
Песенку поет:
Песня Репки
Меня солнышко пригрело,
Приласкала мать земля.
Я ботвою зашумела,
Поднялась над грядкой я.
Поскорей полейте грядку
Свежей чистою водой
Стану я большой и сладкой,
Стану сладкой и большой.
Воспитатель: Дождик больше не идет,-
Вот беда! Вот беда!
Без дождя и огород
Сохнет, как всегда.
Нужно грядку поливать,
Нужно репке пить давать!
Дедка грядку поливает,
Бабка деду помогает,
Носит воду внучка
И собачка Жучка,
А за ней ведро несет
Васька кот- мурлышка,
От кота не отстает
И норушка-мышка!
( Стоят вокруг репки с ведерками, Ставят ведра идут хороводом и поют все вместе)
Песня хоровод
А ну разок, а ну другой,
Была бы лишь охота.
Тогда дружней и веселей пойдет у нас работа.
А ну разок, а ну другой, не хныкать, не лениться,
Как хорошо на сете жить, как весело трудиться.
(Уходят в дом)
(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» выходит крот с палочкой с кротихой жаба выбегает)
Воспитатель: В огороде жил-был крот
И жила кротиха,
Жаба тоже там живет-
Страшная жабиха!
Крот: Надо репку погубить…
Мы с кротихой будем рыть
Под землею ход.
К самой репке подползем,
Корни ей перегрызем,
Репка и завянет
И расти не станет!
Воспитатель: Жаба квакает кроту:
Жаба - Ква! И мне невмоготу!
Нужно, нужно погубить
Репку молодую,
Буду воду я мутить,
Воду ключевую!
Пусть водица будет грязной,
Не пригодной для питья,
Станет репка безобразной, Как и я, мои друзья!
Вместе с кротихой
Крот Если только я бы мог,
Я бы вдоль и поперек
Землю рыхлую изрыл, все живое погубил
Вместе Сохнешь, Сохни, сохни…
Срок пройдет и под землею среди вечной темной темноты , погубивши все живой будут жить одни кроты!
(Уходят)
Воспитатель: А ботва над репкой сохнет
И тоскует по воде,
Репка бедная- то охнет
То заплачет на гряде.
Песня Репки «Плач Репки»
Ой, ты горе, злое горе,
кто подсек меня под корень,
Как я воду буду пить,
как я дальше буду жить?
Пить хочу я, увядаю, вяну, сохну, умираю…
(звучит фонограмма «Во саду ли в огороде» входит крот кротиха и жаба)
Крот: Как дела?
Жаба: Идут прекрасно!
Крот : Идут дела!
Кротиха : Мы старались не напрасно
Видишь, репка умерла!
(уходят)
Воспитатель: Прибежала к грядке Жучка,
Шмыг - туда, и шмыг- сюда
Жучка: Где же дедка?
Бабка?
Внучка?
Гав-гав-гав! У нас беда!
Воспитатель: В огород приходит дед,
Сколько бед
А внучки нет!
Дед: Где же внучка? Где же внучка?
Отвечай скорее Жучка!
Воспитатель: Жучка хвостиком юлит,
Ничего не говорит.
Дед увидел: по тропинке, Из леска на огород,
(звучит лирическая мелодия)
Внучка в розовой косынке
Ведра полные несет.
Дед кричит:
Дед: Ты где была?
Где водицу ты нашла?
Воспитатель: Отвечает звонко Маша
Внучка: За селом
И дальше даже!
Я прошла горынь -гору,
И нашла я поутру
Ручеек!
Я пошла по ручейку,
И нашла в густом леску
Родничок!
Все, что жаркою порой
Сохнет-увядает,-
От воды его живой
Снова расцветает!
Воспитатель: Рады рады дед и бабка
Новости такой!
Поливают с внучкой грядку
Чистою водой!
Зеленеет вновь ботва,
Соком наливается
Только жаба: ква –ква ква
Горько убивается
А кротиха
Стонет тихо,
В злобе крот
Слезы льет!
А над репкой дед стоит
И с улыбкой говорит:
-Ай да репка на гряде!
Золотая, наливная
И большая – пребольшая,
Не найти такой нигде!
Тянет, тянет репку дедка,-
Не дается дедке репка!
Бабка дедушка зовет.-
Репка снова не идет!
Бабка кличет Машу-внучку,
Подзывает внучка Жучку,
Жучка-Васеньку-мурлышку,
Васька- серенькую мышку!
Тянут, тянут понемногу,-
Силы не хватает!
Дед кряхтит и на подмогу песню вызывает:
(поют все вместе)
Песня тянут потянут
Хоть упрямая гряда
Держит репку крепко
Но мы в грядке никогда не оставим репку
Хоть с упрямою грядой
Дружит репка крепко
Но мы дружною семьей вытянули репку!
(звучит фонограмма Барыня)
Воспитатель: Пляшут дедка, бабка, внучка
Вместе с ними пляшет Жучка
Пляшет Васенька -мурлышка,
В бубен бьет норушка-мышка!
Репка сварится к обеду,
Всем ее поесть дадут.
Труд- всегда несет победу
Тем, кто любит дружный труд!
У дорог на перекрестке,
Песня льется широко…
Слушать песенку березке
И приятно и легко!
(поют все вместе)
Песня хоровод
Все: Ай да репка, хороша и бела!
Хороша и бела и кругла
Бабка: Я ботвою козу накормлю
Два ведра молока надою
Дед: Сварит бабка мне каши горшок
Внучка: Испечет она вкусный пирог
Жучка и кот Молоко будем вместе лакать
Пирогом молоко заедать
Мышка Даст мне Маша кусочек пирожка
Поднесет мне наперсток молока
Все будем вместе мы жить поживать
Будем репку добром вспоминать!
Воспитатель: Зеленеет огород,
Веселеет хоровод,-
Под березкой песня льется,
Вторит песенке скворец,
В небе солнышко смеется..
Тут и сказочке конец!
Воспитатель. Ну, что же Все вы показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях, о животных. Молодцы!
Танец «Листик, листик, листопад»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие "Дары осени" с использованием ИКТ:презентация для детей ppt/в рамках проекта "Осень".
Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...
Конспект НОД по проекту "Осень золотая" в старшей группе "В гости к осени"
Данный материал будет полезен при проведении итогового НОД по лекической теме "Осень". Образовательная область социализация, интеграция- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, худож...
Проект: «Осень, осень, в гости просим!» во 2 младшей группе.
Реализация проекта, изготовление поделок родителями "Дары осени"....
Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!
ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....
Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий
Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...
недельный проект Дата: 28.09.2020-02.10.2020 Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группа Цель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.
Дата: 28.09.2020-02.10.2020Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группаЦель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.Основные виды де...