Игра-викторина по сказкам
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект совместной с родителями игры-викторины
«Что? Где? Когда?»
Задачи:
- Закрепить знания детей о русских народных сказках (их своеобразие, язык, персонажи, композиционное построение задачи, повторы, концовки);
- Учить высказывать своё мнение о произведении, правильно оценивать поступки персонажей сказок, сравнивая положительное и отрицательное. Закрепить умение давать точную характеристику героев народных сказок. Поупражнять в умении досказывать;
- Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц;
- Упражнять в умении образовывать однокоренные слова от слов «лес», «сказки», «весна»;
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Материал:
иллюстрации к сказкам, волчок со стрелкой, круг, разделённый на шесть секторов, которые пронумерованы от 1 до 6, 6 пронумерованных конвертов с заданиями, письмо из страны сказок, магнитофон и записи детских песен для музыкального сопровождения, жетоны для поощрения за правильные ответы, цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы, эмблемы для трёх команд: совы синего, красного, зелёного цветов, медали для победителей, главный приз – книга с русскими народными сказками.
Предварительная работа:
чтение и инсценирование русских народных сказок, беседа о русском народном творчестве, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Ход игры:
Ведущий: Друзья, мы читали с вами много русских народных сказок, вы теперь знаете особенности сказок, написанных русским народом, сможете отличить от сказок других авторов. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок – вот сегодня мы и узнаем.
Сегодня мы поиграем в игру-викторину «Что? Где? Когда?». А участвовать у нас будет три команды. Каждая команда – семья: папа, мама и ребёнок, капитаны команд - дети. Взрослые, вы так же, как и ребята, любите сказки, а особенно русские народные? (Ответы взрослых). Замечательно.
А вы, ребята – болельщики, тоже будьте внимательны, потому что и для вас будут задания. Для начала я хочу узнать, какие русские народные сказки вам знакомы? (Ответы детей). Молодцы!
Как в настоящей игре каждая команда имеет свою эмблему. Посмотрите, какие они красивые!
Стук в дверь: входит Медведь. Он приветствует всех. Медведь приносит волчок, задания в конвертах, письмо от сказочных героев.
Ведущий: Посмотрите, ребята, что принёс нам Медведь для игры. А вот какое – то письмо. Давайте поскорее узнаем, что же там написано.
(Воспитатель открывает конверт и читает письмо)
Уважаемые знатоки!
Вас приветствуют их Страны сказок. Сейчас у вас начнётся увлекательное путешествие в нашу страну. В конвертах, которые вам принесли, содержатся вопросы – задания. Волчок укажет конверт, на вопрос из которого нужно ответить.
А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:
- вопросы надо слушать внимательно;
- ответить на задание может любая команда, которая знает ответ и хочет ответить, для этого нужно посовещаться и капитану поднять эмблему своей команды и таким образом получить право на ответ;
- за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к болельщикам. Тот, кто первым поднимет руку, получает право на ответ, а если ответ правильный – получает жетон;
- победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов, а тот ребенок, который наберет больше всех жетонов (это может быть ребенок из команды или из болельщиков) получит звание “Знаток сказок” и ему будет вручен главный приз “Мудрая сова”.
Удачи вам!!!
Ведущий: Друзья, вы все прослушали правила, и теперь пришло время начинать игру. Давайте заведём волчок.
Игра проводится следующим образом: стрелка указывает на сектор с цифрой, задание читается из конверта с такой же цифрой. Отвечает одна из команд и, если они дают ответ неверный, то право ответа переходит к болельщикам. Правильно ответивший получает жетон. Если стрелка указывает на цифру, задание которой уже выполнено, то смотрим по часовой стрелке. После выполнения 3 заданий объявляется «Музыкальная пауза»: дети – болельщики исполняют музыкальный номер, команды исполняют свободные танцевальные движения.
Задание №1
«Узнай персонажей сказок?»
Назови из какой сказки персонаж? Как его зовут? Расскажи, какой он.
Показываются иллюстрации к сказкам: «Крошечка-Хаврошечка», «Заяц-хваста», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и Серый волк».
Задание №2
«Салат из сказок»
Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
- «.. Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку...». («Лисичка – сестричка и Серый волк», «По щучьему велению», «Репка»)
- «... Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем...». («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка – хаврошечка»)
- “... Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка...”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
Задание №3
“Какая сказка лишняя?”
Иллюстрация к какой сказке лишняя? Объясни, почему?
Среди развешанных иллюстраций к русским народным сказкам есть иллюстрация к авторской сказке или к сказке других народов. Нужно определить эту иллюстрацию.
Например:
- “Маша и медведь”, “Золушка”, “Крошечка-Хаврошечка”;
- “Теремок”, “Заяц – хваста”, “Три поросёнка”;
- “Два жадных медвежонка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”.
Задание №4
“Продолжи сказку”
Ведущий начинает сказку, а игроки должны продолжить.
- “Жил – был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо: приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж много зайцев. Вот он и начал хвастать...”. (“Заяц - Хваста”)
- “Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые родного брата не стыдятся. К таким и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, вырастили и работой заморили: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает...”. (“Крошечка – Хаврошечка”)
- “Жили – были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек...”; (“Гуси – лебеди”)
Задание №5
“Нарисуй героя любимой сказки”
Игроки рисуют героев своих любимых сказок.
Задание №6
“Кто больше придумает слов”
Ведущий называет слово, команды придумывают однокоренные слова:
- Лес;
- Весна;
- Сказка.
Ведущий: Дорогие друзья, все задания выполнены, на все вопросы даны ответы и пришло время подвести итоги. Давайте подсчитаем, у какой команды больше жетонов?! (Подсчитывают жетоны, выбирают команду – победительницу.) Итак, в нашей игре – викторине “Что? Где? Когда?” победила команда семьи ..... , капитан команды ..... , им вручаются медали за первое место. Второе место заняла команда семьи ....., капитан команды ..... . А третье место – команда семьи ....., капитан команды ..... . А теперь узнаем, кто же у нас “Знаток сказок”? (Подсчитывают жетоны у всех детей: и участников команд, и у болельщиков.) Итак, главный приз нашей игры – книга с русскими народными сказками - вручается ..... .
Ведущий поздравляет победителей от имени жителей Страны сказок и приглашает всех на чаепитие:
- Дорогие друзья, я желаю вам, чтобы вы, как и ваши родители, всегда дружили с русскими народными сказками, а сейчас жители Страны сказок приглашают вас на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-викторины "Путешествие по сказкам" (с использованием интерактивной доски)
Здесь представлен конспект итоговой игры-викторины по сказкам с использованием интеравктивной доски. В конспекте учтены требования по оформлению таких конспектов. Информация будет полезна коллегам, ко...
ИГРА – ВИКТОРИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.Необходимый материал. Кроссворд...
Игра-викторина "Узнай героя сказки" старшая группа
Игра (Загадки) "Узнай героя сказки"....
игра - викторина "Путешествие по сказкам"
викторина для детей старшего дошкольного возраста с целью проверить уровень знаний детей сказочных персонажей из различных сказок....
игра - викторина "Путешествие по сказкам"
викторина для детей старшего дошкольного возраста с целью проверить уровень знаний детей сказочных персонажей из различных сказок....
Игра-викторина «Эти удивительные сказки»
Цели: 1. Способствовать закреплению знаний детей о литературных произведениях и их героях. 2. Обеспечить развитие психических процессов: логическое мышление, внимание, память, воображ...
Игра- викторина "Путешествие по сказкам" в старшей группе
Цель: закреплять и расширять знания детей о сказках, умение быстро отвечать на вопросы(развивать мышление, воображение, интерес, внимание), воспитывать любовь к сказкам и чтению. Пробудить в детях инт...