Как оформить центр опытов и экспериментов в детском саду
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания центра экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Как оформить центр опытов и экспериментов в детском саду.
Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Наличие центра экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формирует умение для успешного обучения в будущем.
Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания центра экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
В центре экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей.
Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы центра экспериментирования:
- Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
- создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
- воспитание усидчивости и аккуратности;
- развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
- развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.
Центр экспериментирования представляет собой тихую зону в помещении группы. Традиционно он размещается рядом с центрами книги и продуктивного творчества. Оформить место для опытной деятельности можно в классическом стиле: набор мебели, распределённая по полкам материальная база, эстетические элементы (картинки, эмблема, игрушки). Сильнее привлекает детей центр, созданный по образцу научного центра — мини-лаборатория.
Требования к оформлению центра:
Оптимальное расположение в помещении группы. В центре должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому центр находится в тихом месте группы.
Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
Безопасность. В центре опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с центром. Не рекомендуется обустраивать центр навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка, предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.
Воспитатель подготавливает паспорт центра опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в центре группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.
Шаблон для составления паспорта центра опытов и экспериментов:
название центра;
номер группы/название, возрастная категория детей;
цели и задачи функционирования центра;
предметы мебели, их количество;
материалы, инструменты, приборы, их количество;
дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);
картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях центра: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).
Название центра должно быть понятно детям и по возможности вызывать положительные эмоции. Младших дошкольников привлекают короткие именования и названия, в которых присутствует упоминание любимых персонажей — животных, сказочных и мультипликационных героев. Воспитанники старшей и подготовительной групп предпочитают отсылки к научной тематике и названия, связанные с фантастическими сюжетами. Рекомендуется привлекать детей к придумыванию названия центра.
Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в центре — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира. Для эффективного функционирования опытного центра необходимо наличие в нём оборудования:
Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.
Рабочая зона: демонстрационный стол, парты и стулья для проведения опытов.
Проекторное оборудование: полотно/доска и проектор для просмотра познавательных видеозаписей и презентаций.
Место для организации временных выставок, размещения макетов и моделей: столик, полка.
Центр экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)»
АУ ДОУ ДСОВ №10 "Березка" «Опыты и эксперименты в детском саду (на примере природных явлений ХМАО-ЮГРЫ)» Составила воспитатель Ермакова С.И....
Опыты и эксперименты в детском саду
Значимость экспериментирования при работе со старшими дошкольниками...
Опыты и эксперименты в детском саду. (методическая разработка)
Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.Задачи:Формировать знания детей о явлениях природы весной.Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делат...
Элементарные опыты и эксперименты в детском саду
Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию....
Опыта и эксперименты в детском саду
Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека....
"Опыты и эксперименты в детском саду"
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней....
Опыты и эксперименты в детском саду
Предлагаю доступные экперименты для детей дошкольников....