познавательное "Стекло"
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Познавательное развитие
Тема «Стекло»
Цель: познакомить с рукотворным материалом - стеклом, рассказать о его свойствах и качествах.
Задачи:
-обогатить знания детей о свойствах и качествах стекла;
-развивать практические действия в процессе экспериментирования и опытов;
- развивать любознательность, речь детей, умение правильно обращаться со стеклянными предметами на основе полученных представлений;
- воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость, бережное отношение к вещам.
-воспитывать бережное отношение к вещам, умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Активизация словаря: гончар,прочное, плотное, прозрачное, хрупкое, гладкое, режется.
Используемые технологии: игровая, ИКТ
Оборудование: электронное письмо, стеклянные предметы :прозрачные- стакан, ваза; не прозрачные -стеклянные баночки из под лекарств, графин; глиняные горшки, матрешка; пластмассовый кубик, резиновый мяч, деревянный карандаш, железная ложка; компьютер, проектор, слайд-презентация; стеклянные и бумажные стаканы на каждого, хрустальная посуда, деревянные палочки, полоски бумаги.
1этап. Формирование внутренней мотивации
Содержание | Обратная связь на возможные высказывания |
(Дети заходят в группу , звучит сигнал сообщения.) Что прозвучало? (обратить внимание на экран) Сегодня утром нам на электронную почту пришло письмо. Давайте с вами вместе посмотрим от кого это письмо. ( воспитатель вместе с детьми смотрин на экран на который выведено письмо). Ребята это письмо прислала нам Королева стеклянной Страны, давайте его послушаем может там что-то очень важное. Звучит голос, который зачитывает письмо. « Здравствуйте, дорогие ребята! Проблемный вопрос: Ребята вы хотите познакомится с жителями стеклянной страны? Тогда называйте вежливые слова. Вы так много назвали вежливых слов, что Королева разрешает нам попасть в её страну. ( Звучит сказочная музыка) Ребята посмотрите , что это такое, на что оно похоже(на стеклянный замок, на хрустальный дворец) (слайд 1) |
Дети: Давайте
Да хотим.
Дети: Называют вежливые слова. Спасибо, Пожалуйста, Здравствуйте, До свидание.
(ответы детей)
|
2 этап. Планирование деятельности детей
Содержание | Обратная связь на возможные высказывания |
(Воспитатель рассказывает детям о происхождении стекла) Стекло всем хорошо известно. Сегодня стеклом никого не удивишь. ( Слайд2) (Дети присаживаются на стульчики) Были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Стекло – это природный материал? или рукотворный? Это дело рук человека. ( На слайде фотография гончара, воспитатель рассказывает детям кто такой гончар) В Древнем Египте неизвестный гончар при обжиге горшков заметил, что в некоторых местах поверхность горшка стала гладкой и прозрачной. А произошло это оттого, что на горшок попала смесь из песка и соды, которая при обжиге превратилась в стекловидную пленку, глазурь. Так появилось стекло, а вскоре египетские мастера стали делать из стекла вазы, кубки, украшения. ( Слайд , с изображением глины, огня, соды, печь с горшками) (Слайд где изображены горшки необоженные и в глазури) Что делал гончар?
Что он увидел на горшках после обжига? Проблемный вопрос: Ребята, из чего образовалось стекло? А теперь мы с вами поиграем в игру, которую предлагает нам Королева. Называется она: « Что из чего сделано?» Ребята знаете в гости к королеве приходят жители разных королевств; жители деревянной страны, пластмассовой и железных стран) (На столе стоит коробка накрытая салфеткой.Поднять салфетку) Красивая коробочка, она наверное волшебная, давайте посмотрим что в ней лежит.(мяч из резины - резиновый, карандаш из дерева - деревянный, кубик из пластмассы – пластмассовый, кружка из стекла – стеклянная).
Из какого материала сделан карандаш?
Житель какой он страны?
Из какого материала сделан мяч?
В какой стране живет мяч?
Кружа из какого материала сделана?
Кружка какая на ощупь?
(После игры воспитатель накрывает коробку салфеткой) Интересная игра у нас, была ребята?
Молодцы ребята вы с ней очень хорошо справились. А теперь давайте поговорим о стекле, о его свойствах. Предметы из стекла как называются? Предметы из стекла называются стеклянными. Повторите это слово -стеклянные.
|
Дети: горшки
Дети: Стекло (ответы детей)
( Ребенок опускает руку в коробку, на ощупь определяет, что за предмет.Из чего сделан? Какой на ощупь? Затем достает предмет из коробки и показывает его детям. Дети говорят что это за предмет.)
Дети: Из дерева.
Дети: Деревянной
Дети: Из резины.
Дети: В резиновой
Дети: Из Стекла
Дети: Гладкая, холодная
Дети: Да
Дети: Стеклянные
Дети повторяют за воспитателем называя слово- стеклянные |
3 этап. Реализация детского замысла
Содержание | Обратная связь на возможные высказывания |
Хотите поэкспериментировать со стеклом? ( Дети подходят к столу на котором стоят стаканы, матрешки накрытые салфеткой и присаживаются на стульчики.) Дети а сейчас давайте определим свойства стекла: опустить в стакан маленькую матрешку. Ребята, скажите, что вы увидели когда положили матрешку в стакан? Почему вы узнали, что там именно матрешка? Ребята а теперь посмотрите в окно, что вы там видите? Как вы думаете почему мы с вами видим что на улице? А где еще человек может использовать стекло? ( Слайд 3) Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки). Посмотрите на экран на нем фотографии изделий из цветного стекла.(Слайд 4) А еще предметы делают из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. ( Слайд 5) Почему как вы думаете? Ребята со стеклом нужно обращаться аккуратно, оно может разбиться и поранить вас. Со стеклом можно работать только в присутствии взрослого под его присмотром. Ребята давайте возьмем предметы в руки и определим какие они на ощупь.( Берут полоску бумаги прикладывают к лампочке, и к коричневому пузырьку, определяют прозрачность стекла) (Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство.Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого). А если уронить предмет из стекла?
Правильно (гладкое, холодное, скользкое).
Ребята, есть у стекла и еще одно свойство – оно может петь т.е. издавать мелодичный звук. Давайте посмотрим и послушаем. Пойдемте дальше. (На столе стоят хрустальные предметы накрытые салфеткой) Давайте подойдем к столу, на котором стоят предметы из хрусталя и палочки. Чтобы услышать как поет каждый предмет вы по очереди постучите по нему, только делать это нужно аккуратно( Воспитатель в месте с детьми берет палочку ударят палочкой по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому) (Ударяется по хрустальному стакану палочкой) Замечательно вы поиграли молодцы! ( Накрыть стол салфеткой) А кто может рассказать, как человек использует стекло в своей жизни (предлагаю детям разные предметы, сделанные из стекла - рассказы детей). А как нужно обращаться со стеклом?
Ребята перед вами стоя два стакана, какие они? Давайте нальем в них воду и посмотрим какой стакан пропускает воду а какой нет? ( На столе стоят одноразовые тарелочки с бумажными стаканчиками и стеклянные стаканчики на каждого ребенка накрытый салфеткой. Графин с водой у воспитателя) Ребята мы налили в бумажный стакан воду. Что произошло? Почему вода из бумажного стакана вытекает? А теперь давайте нальем воду в стеклянный стакан, и посмотрим что произойдет. Что произошло с водой в стеклянном стакане? ( Накрыли стол салфеткой) Вывод: Стеклянная посуда держит воду а бумажная нет. Правильно ребята? Устали работать? Тогда давайте по отгадываете загадки (Воспитатель загадывает загадки) Загадки:
| Дети: Да хотим
Дети: Матрешку Дети:Потому что стекло прозрачное.
Дети: За окном деревья. Дети: Потому что стекло прозрачное и через него можно все видеть
Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки и т. д
Дети: ( Ответы детей)
Дети: Разобьется, им можно пораниться. Дети: Стеклянными предметами нужно пользоваться аккуратно, они могут разбиться; не играй с мячом около окон.
Правильно, он разобьется, потому что стекло хрупкое. Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь? Дети: Прохладное, гладкое
Дети: Давайте
Дети: Ответы детей
Дети: Наливает воду в стакан, готовит в кастрюле и т.д
Дети: Со стеклом нужно обращаться аккуратно, потому что оно может разбиться.
Дети: Бумажный и стеклянный Дети наливают воду в стеклянный стакан
Дети: Вода вытекла
Дети: Потому что бумага не может держать воду.
Дети: Вода осталась в стакане.
Дети: Да правильно
Дети: Нет
|
4этап. Проведение детской рефлексии по итогам детской деятельности.
Содержание | Обратная связь на возможные высказывания |
С какими жителями вы познакомились? Что вам больше всего понравилось?
Какие виды стекла существуют?
Кому вы расскажите о том что сегодня узнали? Сегодня хорошо постарались, помогли мне. Вы большие молодцы!
| Узнали как появилось стекло. Из чего оно появилось. С разными видами стекла. Что стекло может играть музыку. Выполняли задания Королевы стекла, называли вежливые слова, играли в игру « Что из чего сделано?» Отгадывать предметы, из чего они сделаны, как можно играть на стеклянных предметах. Есть разноцветное стекло.
Расскажем родителям.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
призентация "стекло" | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство , вам нужно назвать вежливые слова. П оиграть в игру.» « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство , вам нужно назвать вежливые слова и поиграть в игру.»
Кто же такой «гончар»?
Что делал гончар?
Что он увидел на горшках после обжига?
Ц в е т н о е с т е к л о
Толстое стекло
Тонкое стекло
Стеклянный домик на окне, С прозрачною водой. С песком и камешком на дне И с рыбкой золотой.
Вот стеклянный пузырек, А живет в нем – огонек Днем он спит, а вечером проснется, Ярким пламенем зажжется.
Вот стеклянный карандаш- Он в беде помощник наш. Определит без докторов, Кто заболел, а кто здоров .
Гляди в меня Хоть целый день, Коль на себя Смотреть не лень.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!