Проект "Эколята-дошколята"
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Головина Ольга Владимировна

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект Эколята -дошколята41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

Проект

МБДОУ  «Детский сад№ 65» г. Воркута

в рамках природоохранного социально-образовательного

проекта «Эколята-дошколята» на 2016-2017 учебный год

Старший воспитатель: Головина О.В.

Пояснительная записка.

Актуальность Проекта

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи проекта:

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Содержание Проекта

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок).

Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

Прогнозируемые результаты:

• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

• повышение общей культуры ребёнка;

• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Задачи Проекта решаются путём:

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;

• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;

• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.

 Принципы работы с детьми, которые используем при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

• последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала;

• наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• чтение;

• беседа;

• наблюдение;

• обсуждение;

• прослушивание тематических сказок и рассказов;

• задание;

• игра;

• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;

• прослушивание радиопередачи;

• викторина;

• конкурс;

• тематическое оформление помещения;

• встреча;

• утренник;

• прогулка;

• работа на природе;

• проведение опыта;

• экскурсия;

• тематическое мероприятие.

Паспорт проекта «Эколята-дошколята».

О проекте

Содержание

1

Наименование проекта

«Эколята-Дошколята»

а) исследовательский; 
б) творческий; 
в) игровой;
г) информационный

2

Нормативно – правовая база

Закон РФ «Об образовании».

Санитарные-нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

Устав образовательного учреждения.

3

Цель проекта

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

4

Задачи проекта

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе. Познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.

5

Участники проекта

Заведующая ДОУ, педагоги, музыкальные руководители, медицинская сестра, дети, родители.

6

Сроки реализации проекта

2016-2017год (долгосрочный)

7

Реализация проекта:

 I этап   Организационно-аналитический (сентябрь 2016г) Планирование и прогнозирование предстоящей работы.

Задачи этапа: разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через организацию проектной деятельности.

IIэтап  Практический

Задачи этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей, а также основ экологического образования через проведения экологических акций и мероприятий. Повышение компетенции у педагогов в вопросах экологического  образования. (октябрь 2016г-апрель2017г)

IIIэтап Итоговый, диагностический

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, детей и родителей, разработка тактики последующих педагогических проектов на следующий год.

(май-2017г)

  • Разработать и утвердить Положение о реализации проекта «Эколята-дошколята» в ДОУ.
  • Составление плана мероприятий по реализации проекта «Эколята-дошколята» на 2016-2017 учебный год.
  • Создание творческой группы для организации работы по проекту «Эколята-дошколята»
  • Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
  • Мониторинг условий развивающей предметно-пространственной среды детского сада по экологическому образованию.
  • Пополнение и обновление дидактического материала в центрах природы и экспериментирования групп детского сада для игровой, изобразительной, поисковой и продуктивной деятельности.
  • Разработка экологических проектов в группах.

 

  • Проведение НОД, праздников, развлечений, КВН с детьми в рамках реализации проекта «Эколята – друзья и защитники природы!»
  • Создание в группах уголков, альбомов  «Азбука природолюбия».
  • Тематическое оформление коридоров и вестибюлей детского сада (экспозиция  экологической направленности).
  • Создание  рубрики «Эколята-дошколята» на информационном сайте дошкольного учреждения.
  • Участие в акции принятия детей дошкольных образовательных организациях в «Эколята – Дошколята».
  • Участие в конкурсах регионального и Всероссийского уровня.

  • Оформление фотоальбома «Юные экологи».
  • Выставки детских рисунков, детско-родительских работ «Человек и природа».
  • Публикация методических разработок педагогов на сайте и в печатных изданиях.

  • Экологический праздник «Природа – бесценный дар».
  • Организация мини-библиотеки художественной литературы, иллюстраций, открыток экологической направленности (дошкольные группы)

8

Ожидаемый результат

Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

Повышение общей культуры ребёнка;

Формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

Развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

План мероприятий

МБДОУ  «Детский сад№ 65» г. Воркута

в рамках природоохранного социально-образовательного

проекта «Эколята-дошколята» на 2016-2017 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия:

1.

Создание творческой группы для организации работы по проекту «Эколята-дошколята»

сентябрь

2016

Заведующий

Ст. воспит-ль

2.

Разработать и утвердить Положение о реализации проекта «Эколята-дошколята»

сентябрь 2016

Творческая группа

3.

Составление и утверждения  плана мероприятий в Детском саду №65 по реализации проекта «Эколята-дошколята» на учебный год.

 Сентябрь

2016

Творческая группа

Профессиональная подготовка педагогов:

1.

Семинар на тему: «Экологическая культура как средство всестороннего развития личности ребёнка»

Октябрь

2016

воспитатели

2.

Тематическая проверка: «Создание развивающей среды, способствующей формированию экологической культуры детей дошкольного возраста»

Ноябрь

2016

Ст. воспит-ль

3.

Смотр-конкурс «Уголок природы в детском саду»

Март 2017

Ст. воспит-ль

4.

Конкурс педагогического мастерства «Экологическая эмблема детского сада»

Февраль

2017

Ст. воспит-ль

5.

Знакомство педагогов с учебным пособием «Азбука Природолюбия»

Сентябрь

2016

Ст. воспит-ль

6.

Распространение опыта работы педагогов в процессе участия в семинарах и методических объединениях

В течение

года

Воспитатели

специалисты

Создание необходимой эколого-развивающей среды:

1.

Составление перспективных планов работы с детьми в рамках реализации проекта «Эколята-дошколята» во всех возрастных группах (дошкольный возраст)

Октябрь  2016

Воспитатели

2.

Разработка  дидактического комплекса  (конспекты
непосредственно образовательной деятельности, праздников, развлечений,  образовательные проекты, рекомендации, консультации, дидактические игры,

пособия).

В течение

года

Воспитатели

3.

Пополнение эколого – развивающей среды в группах.

В течение

года

Воспитатели

4.

Тематическое оформление коридоров и вестибюлей детского сада (экспозиция  экологической направленности).

В течение

года

Воспитатели

5.

Создание в детском саду стендов (уголков) «Эколята – Дошколята».

В течение года

воспитатели, родители

6.

Создание экологической тропы здоровья, где собраны различные виды лекарственных растений нашего региона

Июнь 2017

Воспитатели

7.

Приобрести учебное пособие:

учебного пособия для дошкольников

«Азбука Природолюбия»

• серии книг «Живая азбука»;

• «Букваря Леса»;

• серии книг «Игровые раскраски Эколят». Изучаем «Азбуку Природолюбия от «А» до «Я».

В течение года

Ст. воспит-ль

8.

Разработка сценария проведения новогоднего праздника «Ёлка Эколят – друзей и защитников природы»

Декабрь 2016

Муз. Рук.

9.

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием (дошкольные группы)

Апрель 2017

Воспитатели

10.

Организация мини-библиотеки художественной литературы, иллюстраций, открыток экологической направленности (дошкольные группы)

Май 2017

Воспитатели

Организация взаимодействия с родителями:

1.

Создание  рубрики «Эколята-дошколята» на информационном сайте дошкольного учреждения

сентябрь 2016

Заведующий

2.

Привлечение родителей к созданию эколого–развивающей среды в группах и на территории  детского сада

В течение

года

Воспитатели

3.

Организация групповых родительских собраний в форме семейных встреч «В природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»

Март

2017

Воспитатели

4.

Проведение экосуботников «Трудиться на благо природе»

 Май -июнь

2017

Воспитатели

5.

Экологические буклеты «Пример родителей в гармоничном общении ребенка с природой»;

информационные стенды «В гармонии с природой», «Экологическое воспитание в детском саду»

В течение

года

Воспитатели

6.

Тематические акции «Птицы – наши друзья! Помоги другу!»

Октябрь

2016 Апрель

2017

Воспитатели, родители

Взаимодействие с социумом:

1.

Работа по преемственности с детской библиотекой п. Северного. Составление совместного плана работы на год.

сентябрь

2016

Ст. воспит-ль

2.

Работа по преемственности с СОШ № 42

В течение года

Ст. воспит-ль

3.

Участие в конференциях, выставках, форумах, конгрессах и других тематических мероприятиях с целью популяризации деятельности по развитию в дошкольных образовательных организациях природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята».

В течение года

Ст. воспитатель

Работа с детьми:

1.

Проведение НОД, праздников, развлечений, КВН с детьми в рамках реализации проекта «Эколята – дошколята!».  Создание в группах уголков, альбомов  «Азбука природолюбия»

В течение года

Воспитатели

2.

Организация кружковой работы по программе «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»

В течение

года

Педагог-психолог

3.

Создание совместных с педагогами и родителями мини-проектов экологической направленности.

В течение

года

Воспитатели

4.

Организация опытно-исследовательской деятельности с детьми. В подготовительной группе создание центра «Песка и Воды»

В течение

года

Воспитатели

5.

Ведение календаря природы в старших и подготовительных группах. Создание  в группах «Игротек Природолюбия» (различных игр по тематике сохранения природы, ее животного и растительного мира).

В течение года.

Воспитатели

6.

Участие в акции принятия детей дошкольных образовательных организациях в «Эколята – Дошколята».

22.04.2017

Ст. воспитатель

7.

Смотр-конкурс на лучшую презентацию проекта«Огород на подоконнике»

Апрель

2017

Воспитатели

9.

Проведение тематической выставки «Эколята – дошколята»

Май 2017

Воспитатели

11.

Конкурс совместного творчества детей и взрослых из природного материала  «Осень – добрая хозяйка»

Октябрь 2017

Воспитатели

13.

Оформление экологических паспортов растений живого уголка в  группах детского сада (старший возраст)

В течение

года

Воспитатели

14.

Конкурс детского рисунка «Здоровье планеты? В моих руках»

Апрель 2017

Воспитатели

16.

Организация фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!».

Май 2017

Воспитатели

18.

Участие в  выставке  фотографий и детских рисунков «Природа – это сказка! Сохраним ее для себя и будущих поколений!»

Сентябрь – Октябрь

2016

Воспитатели

19.

Проведение  ежегодной «Олимпиады Природолюбия». (Соревнования Олимпиады проводятся по тематике сохранения природы в различных номинациях (направлениях деятельности) с участием детей и родителей).

В течение года

Воспитатели, родители