Проект "Эколята-дошколята"
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект Эколята -дошколята | 41.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты
Проект
МБДОУ «Детский сад№ 65» г. Воркута
в рамках природоохранного социально-образовательного
проекта «Эколята-дошколята» на 2016-2017 учебный год
Старший воспитатель: Головина О.В.
Пояснительная записка.
Актуальность Проекта
Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.
Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Содержание Проекта
В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок).
Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.
Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.
Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Задачи Проекта решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.
Принципы работы с детьми, которые используем при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:
• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
• последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:
• чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• прослушивание радиопередачи;
• викторина;
• конкурс;
• тематическое оформление помещения;
• встреча;
• утренник;
• прогулка;
• работа на природе;
• проведение опыта;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.
Паспорт проекта «Эколята-дошколята».
№ | О проекте | Содержание |
1 | Наименование проекта | «Эколята-Дошколята» а) исследовательский; |
2 | Нормативно – правовая база | Закон РФ «Об образовании». Санитарные-нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором. Устав образовательного учреждения. |
3 | Цель проекта | Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия. |
4 | Задачи проекта | • дать ребёнку знания об окружающей его Природе. Познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы; |
5 | Участники проекта | Заведующая ДОУ, педагоги, музыкальные руководители, медицинская сестра, дети, родители. |
6 | Сроки реализации проекта | 2016-2017год (долгосрочный) |
7 | Реализация проекта: I этап Организационно-аналитический (сентябрь 2016г) Планирование и прогнозирование предстоящей работы. Задачи этапа: разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через организацию проектной деятельности. IIэтап Практический Задачи этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей, а также основ экологического образования через проведения экологических акций и мероприятий. Повышение компетенции у педагогов в вопросах экологического образования. (октябрь 2016г-апрель2017г) IIIэтап Итоговый, диагностический Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, детей и родителей, разработка тактики последующих педагогических проектов на следующий год. (май-2017г) |
|
8 | Ожидаемый результат | Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; Повышение общей культуры ребёнка; Формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; Развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей. |
План мероприятий
МБДОУ «Детский сад№ 65» г. Воркута
в рамках природоохранного социально-образовательного
проекта «Эколята-дошколята» на 2016-2017 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организационные мероприятия: | |||
1. | Создание творческой группы для организации работы по проекту «Эколята-дошколята» | сентябрь 2016 | Заведующий Ст. воспит-ль |
2. | Разработать и утвердить Положение о реализации проекта «Эколята-дошколята» | сентябрь 2016 | Творческая группа |
3. | Составление и утверждения плана мероприятий в Детском саду №65 по реализации проекта «Эколята-дошколята» на учебный год. | Сентябрь 2016 | Творческая группа |
Профессиональная подготовка педагогов: | |||
1. | Семинар на тему: «Экологическая культура как средство всестороннего развития личности ребёнка» | Октябрь 2016 | воспитатели |
2. | Тематическая проверка: «Создание развивающей среды, способствующей формированию экологической культуры детей дошкольного возраста» | Ноябрь 2016 | Ст. воспит-ль |
3. | Смотр-конкурс «Уголок природы в детском саду» | Март 2017 | Ст. воспит-ль |
4. | Конкурс педагогического мастерства «Экологическая эмблема детского сада» | Февраль 2017 | Ст. воспит-ль |
5. | Знакомство педагогов с учебным пособием «Азбука Природолюбия» | Сентябрь 2016 | Ст. воспит-ль |
6. | Распространение опыта работы педагогов в процессе участия в семинарах и методических объединениях | В течение года | Воспитатели специалисты |
Создание необходимой эколого-развивающей среды: | |||
1. | Составление перспективных планов работы с детьми в рамках реализации проекта «Эколята-дошколята» во всех возрастных группах (дошкольный возраст) | Октябрь 2016 | Воспитатели |
2. | Разработка дидактического комплекса (конспекты пособия). | В течение года | Воспитатели |
3. | Пополнение эколого – развивающей среды в группах. | В течение года | Воспитатели |
4. | Тематическое оформление коридоров и вестибюлей детского сада (экспозиция экологической направленности). | В течение года | Воспитатели |
5. | Создание в детском саду стендов (уголков) «Эколята – Дошколята». | В течение года | воспитатели, родители |
6. | Создание экологической тропы здоровья, где собраны различные виды лекарственных растений нашего региона | Июнь 2017 | Воспитатели |
7. | Приобрести учебное пособие: учебного пособия для дошкольников «Азбука Природолюбия» • серии книг «Живая азбука»; • «Букваря Леса»; • серии книг «Игровые раскраски Эколят». Изучаем «Азбуку Природолюбия от «А» до «Я». | В течение года | Ст. воспит-ль |
8. | Разработка сценария проведения новогоднего праздника «Ёлка Эколят – друзей и защитников природы» | Декабрь 2016 | Муз. Рук. |
9. | Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием (дошкольные группы) | Апрель 2017 | Воспитатели |
10. | Организация мини-библиотеки художественной литературы, иллюстраций, открыток экологической направленности (дошкольные группы) | Май 2017 | Воспитатели |
Организация взаимодействия с родителями: | |||
1. | Создание рубрики «Эколята-дошколята» на информационном сайте дошкольного учреждения | сентябрь 2016 | Заведующий |
2. | Привлечение родителей к созданию эколого–развивающей среды в группах и на территории детского сада | В течение года | Воспитатели |
3. | Организация групповых родительских собраний в форме семейных встреч «В природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» | Март 2017 | Воспитатели |
4. | Проведение экосуботников «Трудиться на благо природе» | Май -июнь 2017 | Воспитатели |
5. | Экологические буклеты «Пример родителей в гармоничном общении ребенка с природой»; информационные стенды «В гармонии с природой», «Экологическое воспитание в детском саду» | В течение года | Воспитатели |
6. | Тематические акции «Птицы – наши друзья! Помоги другу!» | Октябрь 2016 Апрель 2017 | Воспитатели, родители |
Взаимодействие с социумом: | |||
1. | Работа по преемственности с детской библиотекой п. Северного. Составление совместного плана работы на год. | сентябрь 2016 | Ст. воспит-ль |
2. | Работа по преемственности с СОШ № 42 | В течение года | Ст. воспит-ль |
3. | Участие в конференциях, выставках, форумах, конгрессах и других тематических мероприятиях с целью популяризации деятельности по развитию в дошкольных образовательных организациях природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята». | В течение года | Ст. воспитатель |
Работа с детьми: | |||
1. | Проведение НОД, праздников, развлечений, КВН с детьми в рамках реализации проекта «Эколята – дошколята!». Создание в группах уголков, альбомов «Азбука природолюбия» | В течение года | Воспитатели |
2. | Организация кружковой работы по программе «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы» | В течение года | Педагог-психолог |
3. | Создание совместных с педагогами и родителями мини-проектов экологической направленности. | В течение года | Воспитатели |
4. | Организация опытно-исследовательской деятельности с детьми. В подготовительной группе создание центра «Песка и Воды» | В течение года | Воспитатели |
5. | Ведение календаря природы в старших и подготовительных группах. Создание в группах «Игротек Природолюбия» (различных игр по тематике сохранения природы, ее животного и растительного мира). | В течение года. | Воспитатели |
6. | Участие в акции принятия детей дошкольных образовательных организациях в «Эколята – Дошколята». | 22.04.2017 | Ст. воспитатель |
7. | Смотр-конкурс на лучшую презентацию проекта«Огород на подоконнике» | Апрель 2017 | Воспитатели |
9. | Проведение тематической выставки «Эколята – дошколята» | Май 2017 | Воспитатели |
11. | Конкурс совместного творчества детей и взрослых из природного материала «Осень – добрая хозяйка» | Октябрь 2017 | Воспитатели |
13. | Оформление экологических паспортов растений живого уголка в группах детского сада (старший возраст) | В течение года | Воспитатели |
14. | Конкурс детского рисунка «Здоровье планеты? В моих руках» | Апрель 2017 | Воспитатели |
16. | Организация фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо!». | Май 2017 | Воспитатели |
18. | Участие в выставке фотографий и детских рисунков «Природа – это сказка! Сохраним ее для себя и будущих поколений!» | Сентябрь – Октябрь 2016 | Воспитатели |
19. | Проведение ежегодной «Олимпиады Природолюбия». (Соревнования Олимпиады проводятся по тематике сохранения природы в различных номинациях (направлениях деятельности) с участием детей и родителей). | В течение года | Воспитатели, родители |