"Волшебница осень"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Минаева Ольга Николаевна

 

Проект 

по творческо-исследовательскому воспитанию

"Волшебница осень"

(средняя группа)

 

                                                        Составитель воспитатель Минаева О.Н.

 

Москва 2016 год

 

 Проект 

по творческо-исследовательскому воспитанию

"Волшебница осень"

 (средняя группа)

Паспорт проекта

Тип проекта:

практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Целевые участники проекта:

  • Дети средней группы (4-5  лет).
  • Педагоги ОУ.
  • Родители воспитанников.

Условия реализации проекта:

заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Продолжительность проекта:

С декабря – март

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

          «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

           В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             
      Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
             И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
               Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проблема:

В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Актуальность. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про время года - осень, их интересуют многие осенние явления, мы решили изучить эту тему. Мы постарались наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала, создание совместной творческой поделки). В условиях образовательного процесса в МАДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

 Цель проекта:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень. Задачи проекта: - Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

 - Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в неживой природе.

- Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.

- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.

- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

- Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

- Вызвать желание к стремлению импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

- Обеспечить развития умения читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки. - Способствовать формированию умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.

- Обеспечить развитие навыков художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

 - Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком

- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.

 Обеспечение проектной деятельности: Методическое - «Конспекты занятий в средней группе детского сада»

- «Тематические дни и недели в детском саду» Е.А. Алябьева.

 - «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева.

- «Оригинальные пальчиковые игры» Е.Ф. Черенкова. - диски с песнями. - Интернет. Материально-техническое: - альбомы «Осень», «Овощи», «Фрукты» - картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Урожай» - демонстрационный материал - художественные произведения - компьютер

Основные методы и формы реализации проекта:

1. Определение темы, постановка цели и задачи.

 2. Определение методов и приемов работы.

3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.

 4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

5. Подбор материала для творческого труда.

6. Изготовление дидактических игр.

7. Составление перспективного плана.

Предполагаемый результат:

- расширить и закрепить знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, вразличных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

- дети смогут устанавливать причинно

-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

 - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

 - Подборка фотографий, литературы;

- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;

 - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

- Рисование на тему "Волшебница осень"

2. Основной этап:

 Мероприятия по работе с детьми:

- Чтение художественной литературы

- Просмотр мультфильмов

- Беседы - разработка конспектов ОД

 - Рассматривание альбомов и картин

 - Наблюдение

 - Экспериментирование

 - Сбор природного материала

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

 - Дидактические игры

 - Пальчиковые игры

- Музыка

 Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему "Волшебница осень"

,  подборка иллюстраций, литературы;

 - разучивание стихотворений об осени;

 - подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;

- оформление папок

 – передвижек для родителей по теме проекта;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

- беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно

-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

 - Привлечение родителей к созданию фотоальбома «Осень – славная пора!»

 - Изготовление папки

– передвижки на тему "Волшебница осень"

  (изготовление поделок из овощей и природного материала);

- Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

 - Конкурс семейных поделок из даров осени "Волшебница осень" ;

 -Приобретение раскрасок для детей про осень.

3. Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ «»;

 - оформление фотоальбома «Осенние прогулки по городу»; (с участием родителей).

- семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Осенние фантазии»;

 - музыкальное развлечение для детей «»;

- фотографии ОД, прогулок, игр, утренника;

- выставка книг по теме «Осень»;

- дидактические игры, настольно

– печатные игры;

- цикл ОД на тему "Волшебница осень"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_osen.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 (ГБОУ СОШ № 2101),

121433, г. Москва, ул. Малая Филевская, д. 26, корп. 2, ОГРН 1037700008488

тел.: 8 (499) 144-48-07, факс: 8(499)144-48-07, e-mail: sch98zao@mail.ru, www.sch98.mskzapad.ru

Проект 

по творческо-исследовательскому воспитанию

"Волшебница осень"

(средняя группа)

                                                        Составитель воспитатель Минаева О.Н.

Москва 2016 год

        

 Проект 

по творческо-исследовательскому воспитанию

"Волшебница осень"

 (средняя группа)

Паспорт проекта

Тип проекта:

практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Целевые участники проекта:

  • Дети средней группы (4-5  лет).
  • Педагоги ОУ.
  • Родители воспитанников.

Условия реализации проекта:

заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Продолжительность проекта:

С декабря – март

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.

          «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

           В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             
     Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
            И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
              Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проблема:

В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Актуальность. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про время года - осень, их интересуют многие осенние явления, мы решили изучить эту тему. Мы постарались наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала, создание совместной творческой поделки). В условиях образовательного процесса в МАДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

 Цель проекта: 

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень. Задачи проекта: - Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

 - Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в неживой природе.

- Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.

- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.

- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

- Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

- Вызвать желание к стремлению импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

- Обеспечить развития умения читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки. - Способствовать формированию умение передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.

- Обеспечить развитие навыков художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

 - Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком

- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.

 Обеспечение проектной деятельности: Методическое - «Конспекты занятий в средней группе детского сада»

- «Тематические дни и недели в детском саду» Е.А. Алябьева.

 - «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева.

- «Оригинальные пальчиковые игры» Е.Ф. Черенкова. - диски с песнями. - Интернет. Материально-техническое: - альбомы «Осень», «Овощи», «Фрукты» - картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Урожай» - демонстрационный материал - художественные произведения - компьютер

Основные методы и формы реализации проекта:

1. Определение темы, постановка цели и задачи.

 2. Определение методов и приемов работы.

3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.

 4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

5. Подбор материала для творческого труда.

6. Изготовление дидактических игр.

7. Составление перспективного плана.

Предполагаемый результат: 

- расширить и закрепить знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, вразличных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

- дети смогут устанавливать причинно

-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

 - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

 - Подборка фотографий, литературы;

- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;

 - Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

- Рисование на тему "Волшебница осень"

2. Основной этап:

 Мероприятия по работе с детьми:

- Чтение художественной литературы

- Просмотр мультфильмов

- Беседы - разработка конспектов ОД

 - Рассматривание альбомов и картин

 - Наблюдение

 - Экспериментирование

 - Сбор природного материала

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

 - Дидактические игры

 - Пальчиковые игры

- Музыка

 Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему "Волшебница осень"

,  подборка иллюстраций, литературы;

 - разучивание стихотворений об осени;

 - подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;

- оформление папок

 – передвижек для родителей по теме проекта;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

- беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно

-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

 - Привлечение родителей к созданию фотоальбома «Осень – славная пора!»

 - Изготовление папки

– передвижки на тему "Волшебница осень"

  (изготовление поделок из овощей и природного материала);

- Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

 - Конкурс семейных поделок из даров осени "Волшебница осень" ;

 -Приобретение раскрасок для детей про осень.

3. Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ «»;

 - оформление фотоальбома «Осенние прогулки по городу»; (с участием родителей).

- семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Осенние фантазии»;

 - музыкальное развлечение для детей «»;

- фотографии ОД, прогулок, игр, утренника;

- выставка книг по теме «Осень»;

- дидактические игры, настольно

– печатные игры;

- цикл ОД на тему "Волшебница осень"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Волшебница Осенинка".

Данный сценарий осеннего праздника составлен для детей средней группы и удачно апробирован. Может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям....

Осеннее развлечение в средней группе "Волшебница Осень"

Развлечение составлено для детей средней группы.Действующие лица: Осень, Лиса - взрослые.  Лесные зверушки: медведь, белка, зайчик, птичка; ветерок - исполняют дети.Атрибуты: грибочки, метёлка, о...

СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО УТРЕННИКА «Волшебница - осень»

УТРЕННИК ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ГЕРОЯМИ: Осень, Тучка, Солнце - взрослые и Заяц - ребёнок...

Сценарий осеннего праздника "В гости к волшебнице Осени"

Этот сценарий поможет педагогам ДОУ подготовить праздник Осени....

Осенний праздник "Волшебница-осень"

Сценарий осеннего праздника для детей 4-6 лет...

Сценарий осеннего утренника в средней группе "Волшебница осень". Музыкальный руководитель – Гутова Надежда Николаевна

Листья солнцем наливались,Листья солнцем пропитались.Налились, отяжелелиИ по ветру полетели…Зашуршали по кустам…Видно их и тут и там,Ветер  золото  кружит,Золотым дождем шумит!Вот и к ...