Проект "Дети - герои Великой Отечественной войны"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект "Дети-герои ВОВ" по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Дети-герои ВОВ" | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Дети – герои Великой Отечественной войны»
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Воспитатели:
Сухарева Л.П.
Марковская Н.В.
2019 -2020 уч.г.
Вид проекта: информационно-исследовательский
Тип проекта: детско-взрослый
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, ЛХКО в честь Архангела Михаила.
У войны не детское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть…
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.
Ирина Савельева
Давно уже восстановлены и заново отстроены разрушенные города и села, заводы, шахты и электростанции. Земля залечила раны и щедро дарит людям хлеб, обеспечивает промышленность сырьем. Неузнаваемо изменилась наша Родина, другим стал человек, его материальный и культурный уровень, духовный облик.
Но в сердцах и умах поколений время безвластно ослабить память о великом подвиге советского народа. К событиям огненных лет Великой Отечественной войны все больше и больше обращаются историки, деятели культуры, искусства, кино. Полнее и ярче раскрывают они перед всем миром величие подвига, завершившегося полной победой над фашизмом – злейшим врагом человечества.
С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две-три фамилии военачальников, пару названий битв - и это в лучшем случае.
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. В настоящее время как никогда актуальны вопросы патриотического воспитания детей. Как известно, базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Поэтому неотъемлемой частью воспитания дошкольников является приобщение их к истории Родины и духовно – нравственным традициям.
Большое видится на расстоянии. Десятилетия отделяют нас от событий Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти. Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности: детей – героев. Эти ребята, для которых слова: "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина"- являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения. В школах историю Второй мировой изучают только в старших классах, при этом Великой Отечественной войне в программе выделяется настолько мало времени, что ученики получают лишь минимум сведений. Где уж там рассказать о каждом герое по отдельности.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что знакомство детей с подвигами их предков нужно начинать уже в дошкольном возрасте.
Воевавшие люди, редко рассказывают о пионерах-героях. По той причине, что они-то знали, что это такое: дети и война. Более жуткого сочетания не придумаешь. А пионерам страны Советов, которые родились через двадцать-тридцать лет после Парада Победы, страшная правда о войне была незнакома, да по большому счету и не нужна. Как сказал человек не воевавший, но войну помнивший: "А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки". Хотелось подвига, хотелось ночью прокрадываться под носом у немецких часовых, закладывать мины вместе с партизанами, отстреливаться из ППШ от наседающих гитлеровцев или доставлять срочный пакет через линию фронта.
Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги ("Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...), и едва ли не любой пионер не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.
Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Истории эти были лакированными и в чем-то официозными, но, несмотря на это, они заставляли пионеров мечтать о возможности почувствовать себя взрослыми. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы. Тем, кто рос в семидесятые и восьмидесятые, оставалось только додумывать - как они жили, чему смеялись, над, чем печалились? А для большей части нынешних подростков пионерия - это миф, ретро-экзотика без определенного внутреннего содержания.
Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах их предков, еще совсем юных девчонках и мальчишках, о пионерах – героях. Очень важно показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель проекта:
формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии. Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
- создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников.
- воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов
- воспитание внимательного интереса к детям-героям;
- развитие у детей любознательности, живого интереса к подвигам предков, в частности к подвигам детей- героев;
- познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.
Реализация проекта «Дети-герои Великой Отечественной войны» предполагает три этапа:
I. Подготовительный этап.
1. Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса.
2. Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений.
II. Деятельный этап.
ОД. Познание и речевое развитие.
«В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»
А) подвиг Зины Портновой;
Б) подвиг Володи Дубинина;
В) подвиг Вали Котика;
Г) подвиг Лени Голикова
Чтение художественной литературы по теме.
Мероприятие «Дети – герои Великой Отечественной войны».
ОД. Художественно-эстетическое развитие.
Музыка военных лет.
Дидактическая игра: «Кому, что нужно?», «Кто больше назовет качеств героя».
Сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Разведчики», «Госпиталь».
Просмотр иллюстраций в книгах, открытках, фото и видео материалов, заучивание стихов.
Строительные игры: «Военные укрепления», «Военная техника».
Взаимодействие с семьей.
Оформление мини музея: игрушки – военная техника и оружие; ордена и медали ВОВ; «Дети – герои войны».
Оформление фотоальбома «Дети-герои Великой отечественной войны».
III. Заключительный этап.
Выставка детских поделок «Я помню, я горжусь».
Выставка детских рисунков «Салют Победы».
Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне.
Литературно-музыкальное представление «Этот день мы приближали, как могли».
Презентация проекта.
Фотовыставки «Дети – герои Великой Отечественной Войны».
Форма презентации: представление проекта с показом электронной презентации.
Критерии показатели эффективности проекта.
У детей сформируются первоначальные знания о Великой отечественной войне, о детях – героях этой войны, защищавших Родину, о цене победы. Воспитываются патриотические чувства и качества, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, в частности детей, которые являются ярким примером служения своей семье, стране, миру.
Ожидаемые результаты проекта.
- Расширится знания о Великой отечественной войне; о детях – героях; о военных профессиях, о родах войск, военной технике;
- знакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
- расширится словарный запас;
- расширится представление о памятных местах родного города.
План работы с участниками проекта
Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1.Работа с детьми | 1. Проведение бесед с детьми на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны». | В течение реализации проекта |
2. Чтение художественной литературы о событиях ВОВ. | В течение реализации проекта | |
3. Познавательные мероприятия на патриотическую тему.( У войны не детское лицо", "Война-это страшно", "Юные герои", "Памятники героям") | В течение реализации проекта | |
4.Разучивание стихов и песен на военную тематику. | В течение реализации проекта | |
5. Слушание музыкальных произведений о войне. («Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».) | В течение реализации проекта | |
6. Ручной труд "Флаг победы"; рисование "Георгиевская ленточка"; лепка "Звезда", "Танк". Конструирование из бумаги: лодки, самолетика, танка (оригами). | В течение реализации проекта | |
7.Подготовка к экскурсии: беседа с детьми о памятниках героям ВОВ. | Апрель 2020г. | |
8. Проведение познавательного досуга по истории ВОВ «Пионеры - герои». | Апрель 2020г. | |
9. Рассматривание иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. | В течение реализации проекта | |
10.Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. | Апрель 2020г | |
11. Праздник «День победы». | Май 2015г. | |
2.Работа с родителями | 1.Подбор информации о детях - героях ВОВ. | В течение реализации проекта |
2. Анкетирование на тему :"Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?". | Сентябрь 2019г | |
3.Изготовление поделок и рисунков, выполненных совместно с детьми. Тема «На дорогах войны». | В течение реализации проекта. | |
4.Оформление уголка боевой славы в группах ДОУ "Никто не забыт и ничто не забыто"(картинки, макеты военной техники, боевых наград). | В течение реализации проекта | |
5. Экскурсия к памятнику , возложение цветов павшим за Родину в годы ВОВ. | Май 2020г | |
6. Выставка рисунков к прочитанным произведениям о детях войны. Тема: "Дети и война" | В течение реализации проекта | |
3. Заключительный | 1. Выставка рисунков "Миру-мир!" | Май 2020г |
Список используемой литературы
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.
3. Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить Родину» - Москва: АРКТИ, 2005г.
4. Голиков В.А. «Подвиг народа» - Москва: Политиздат,1980г.
5. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №1 – 2009г.
6. Казаков А.П. «Детям о великой победе» - Москва: ООО Издательство ГНОМ и Д, 2007г.
7. Рощин И.И. «Твердо верю в нашу победу» - Москва: Политиздат, 1989г.
8. Скоробов В.С. «Все для фронта» - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герои Великой Отечественной войны!
Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа.Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории,9 мая — Де...
Презентация "Мы вспоминаем героев Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы нашего родного города - Краснодара"
Для детей старшего дошкольного возраста и начальной школы, материал по военно-патриотическому воспитанию....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ЗЕМЛЯКИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Сегодня мы поговорим с вами о войне. Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна...
Педагогический проект.Памятники села Волово – героям Великой Отечественной войны.
Приближается годовщина Великой Отечественной войны. Война для наших детей далекая история. Необходимо чтобы наши дети ощутили, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям....
Педагогический проект.Памятники села Волово – героям Великой Отечественной войны.
Приближается годовщина Великой Отечественной войны. Война для наших детей далекая история. Необходимо чтобы наши дети ощутили, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям....
Презентация "Дети - герои Великой отечественной войны" .
Продолжать знакомить детей с событиями 1941 -1945гг....
Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»
Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...