Познавательное развитие детей через опытническую деятельность и экспериментирование
консультация по окружающему миру

Гурьянова Олеся Анатольевна

Консультация для воспитатей

 

«Познавательное развитие детей через опытническую деятельность и экспериментирование»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fevral_2019_1.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 19»

исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

                                                               

Консультация для воспитатей

«Познавательное развитие детей через опытническую деятельность и экспериментирование»

Составила:

Воспитатель  I кв. категории

Гурьянова О.А.

февраль 2019 г.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка в процессах социализации имеет познавательная деятельность, и, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического сотрудничества, сотворчества. 

Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы, проводит опыты с разными предметами. Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Перед педагогами дошкольных учреждений стоит сложная задача – выявить и поддержать адекватную форму появления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Эксперименты влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

 В процессе экспериментирования идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

При проведении опытов рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1. постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

 4. обсуждение увиденных результатов;

 5. формулировка выводов.

Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, ростом растений, помещенные в разные условия).

В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес настолько высоки, что радость от маленького детского открытия передаётся окружающим. От того, насколько увлечен нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.

По словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона, «самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Большие возможности для развития творчества ребенка в экспериментировании дает проектная деятельность, в ходе которой эмоциональная поддержка педагога не должна выливаться и выполнять творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции.

Дети проявляют большой интерес к практическим опытам. Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с магнитами, песком, знакомства с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть и т.д.) Развиваются представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура, состояние), её изменчивости, отличии друг от друга.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка и его личностный рост. В поисково – познавательной деятельности дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. При проведении природоведческих опытов случается, что реальные результаты не совпадают с ожидаемыми. В таких случаях надо обсудить с детьми тот результат, который получался в реальной жизни. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не приводить четкой грани между обыденной жизнью и обучением, потому что опыты – это не самоцель, а способ познания мира, в котором они будут жить. Необходимо учитывать особенности экспериментирования по возрастным периодам.

В младшем возрасте надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Участие педагога является обязательным.

У детей среднего возраста появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим для обеспечения безопасности и для моральной поддержки. В этом возрасте можно проводить опыты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды, песка, снега.

Детям старшего возраста становятся доступными уже более сложные цепочки причинно-следственных связей. Надо стараться задавать вопрос «Почему?». Очень часто этот вопрос задают дети, что свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. В этом возрасте можно проводить длительные опыты.

В подготовительной к школе группе дети стараются выдвигать какие- либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предмета, явлений, зачастую самостоятельно делать выводы. В экспериментальной деятельности дети приобретают знания о природных особенностях некоторых климатических зон, продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, влияние человеческой деятельности на природные сообщества.

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"

Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...

Опыт работы «Познавательное развитие детей через игровую деятельность в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: Раскрытие интеллектуально – познавательного потенциала ребенка через игровую деятельность.Задачи:Формировать потребности к способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении р...

Презентация по познавательному развитию детей, через экспериментирование "Маленькие исследователи"

Презентация на тему:" Экспериментирование, как средство познавательного развития детей раннего возраста"...

Развитие познавательных способностей детей через активное внедрение метода экспериментирования в воспитательно – образовательный процесс

  Детское экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизир...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Игра-экспериментирование с песком»

Конспект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игра-эксперементирование с песком".Цель: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах ...

Самообразование по теме "Развитие познавательной активности детей, через исследовательскую деятельность для детей 4-7 лет"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

Отчет по самообразованию на тему: «Познавательное развитие детей через проектную деятельность» младшая группа «Капелька»

Закружится мой день неугомонный, И я люблю всю эту чехарду. В нём колокольчик радости бездонной В нём детский смех, вопросы «Почему? Зачем да как? Когда? А раньше было?» И всем ответь, все...