Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД по кружающему миру в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_okruzhayushchemu_miru.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития «Детский сад №27 «Рябинка»

г. Новочебоксарска Чувашской республики

Конспект НОД в подготовительной группе

по окружающему миру

«Путешествие в подводный мир»

Подготовила: воспитатель

Буреева О.Н

г.Новочебоксарск, 2019 г.

Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир"

Цели:

- расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

- закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

- развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

- развивать самостоятельность, активность.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)

- А вот наш помощник. Ребята, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель:  - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя.

Там где солнце не сияет,

Мир подводный обитает.

Но о нем никто не знает,

Всяк попасть туда мечтает.

Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся.

 1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит).

1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

- Молодец! Очень интересно!

- Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ  картинки  дельфина). Да это же. (Дельфин).

2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные  и быстрые животные.

- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: – Молодец!

- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся  поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

- Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?

Дети: - Да.

3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы  дышат жабрами. Питаются  животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

Воспитатель: - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

 А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А  вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

В.: - Смотрите, вот и осьминог!

4 Ребёнок: - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель: -  Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки  рыбы). Кто это?

Дети: - Рыба.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

Игра «Вопросы - ответы»

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

- Чья голова? (Это рыбья голова).

- Чей хвост? (Это рыбий хвост).

- Чьи жабры? (Это рыбьи жабры).

- Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).

- Чьи плавники? (Это рыбьи плавники).

 - Чьи кости? (Это рыбьи кости).

- Чья чешуя? (Это рыбья чешуя).

- Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).

- Чьё туловище? (Это рыбье туловище).

- Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «А над морем — мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!

5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом  и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.

В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

 6 Ребёнок: -  Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля.  Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы  мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

Воспитатель: - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Один - много»

Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Описание игры:  Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

 

- Море – моря;

- Рыба – рыбы;

- Акваланг – акваланги;

- Батискаф - батискафы;

- Лодка – лодки;

- Водолаз – водолазы;

- Кит – киты;

- Осьминог - осьминоги;

- Дельфин – дельфины;

- Медуза – медузы;

- Акула – акулы;

- Коралл – кораллы.

 

Итог:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Грибы»

Конспект занятия по окружающему миру в      подготовительной группе по теме «Грибы»...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе ” Вулкан в стакане”

Опытно- эксперементальная деятельность в подготовительной группе " Вулкан в стакане   "...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Тема: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек»

В конспекте рассказывается о  богатстве и разнообразии растительного мира нашей страны. Об удивительных растениях, которые можно встретить на ее территории. Но не о тех цветах, которые выращивает...

План - конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе " Какая она вода?"

Создать условия для уточнения и расширения знаний детей о воде, роли воды в жизни человека. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, правилах бережн...