Знатоки природы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №58»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект
открытого
итогового занятия
по ФЦКМ с элементами экологии
в старшей группе № 4
Тема: «Знатоки природы»- экологическая викторина
подготовили воспитатели Овчинина Л.А первая квалификационная категория Фомина С. Н. первая квалификационная категория Март 2017 г. |
Тема | «Знатоки природы»- экологическая викторина |
Программа | Н.Е.Вераксы «От рождения до школы», Основная образовательная программа ДОУ, Образовательная программы группы |
Возраст | Старшая группа |
Направление | ФЦКМ, ручной труд |
Основная образовательная область | Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие |
Интегрированные образовательные области | физическое развитие, речевое развитие |
Форма проведение | Занятие - викторина |
Цель: | |
Воспитательная | Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре; аккуратность при выполнении работы, усидчивость |
Развивающая | Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление; конструктивные способности; моторику пальцев рук, умение украшать крылья бабочки симметрично |
Образовательная | Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире: узнавать и называть летающих насекомых, животных и их среду обитания, птиц, деревья, дикорастущие и культурные и лекарственные растения; закрепить умение отгадывать загадки; закрепить знания о живой и неживой природе; продолжать учить выполнять действия в заданной последовательности |
Планируемый результат | Дети могут ориентироваться на листе бумаги, делать аккуратные сгибы, следовать заданной последовательности работы |
Методы и приемы | Словесные, наглядные, практические |
Наглядные средства обучения | Образец |
Организация детей | Организационный момент. Загадка I часть Физкультминутка. Игра. II часть Рефлексия |
Индивидуальная работа | С Артуром, Аделем, Костей. Цель: развивать умение аккуратного сложения листа бумаги. С Варварой, Арсением. Цель: закреплять умение располагать композицию на середине листа бумаги |
Словарная работа | Лесник, симмерично |
Предварительная работа | Написание конспекта; подготовить задания и вопросы, изготовление эмблем, заучивание приветствия; изготовление образца поделки и раздаточного материала. На предыдущем занятии изготовление аппликации домика для щенка |
Оборудование. | картинки с объектами живой и неживой природы, картинки с изображением животных и средой их обитания, деревьев, набор букв для каждой команды, эмблемы для команд, счетные палочки, медали для награждения, мяч; два одинаковых квадрата из цветной бумаги, фломастеры, клей ПВА, кисточка, салфетка, клеенка |
Ход игры - викторины:
Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.
Воспитатель:
Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
- ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы». Давайте вспомним правила нашей игры:
Воспитатель:
Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники. Нужно быть очень внимательным и терпеливым! И так начинаем!
I – Приветствие команд.
Приветствие команды «Чистый родничок»:
Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится,
«Чистый родничок»!
Приветствие команды «Защитники леса»:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.
II – «Вопрос-ответ»
Эту птицу называют «лесным доктором», он лечит деревья, вытаскивая вредных насекомых из-под коры? (Дятел)
Растет ли дерево зимой? Почему? (Нет, оно зимой в состоянии покоя)
Назовите животных, которые зимой спят? (Медведь, еж)
Какое животное может прожить без воды 45 дней? (Верблюд)
Кто меняет шубку 2 раза в год? (Белка, заяц)
Назовите профессию человека, охраняющего и оберегающего заповедники? (Лесник)
Что такое Красная книга? (Книга, в которую заносят редкие растения, животных, которых нужно охранять)
Что такое экологический кодекс? (Это закон, в котором записано, как надо охранять природу)
III «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
Команда «Чистый родничок»:
буре. Аю куян. Ет.
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, енот, пчела;
Команда «Защитники леса»:
куян аю тельке песи
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
лягушка, комар, жук, бабочка;
стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
IV «Животные заповедника»
Команда «Чистый родничок»:
1. Какое животное строит хатку? (бобр)
2. В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)
3. Что кормит волка? (волка кормят ноги)
4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)
5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)
6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)
Команда «Защитники леса»:
1. Какого животного называют санитаром леса? (волка)
2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)
3. Каким грибом лечиться лось? (мухомор)
4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)
5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)
6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)
V. «Что это за дерево?»
Команда «Чистый родничок»:
– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)
– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)
Команда «Защитники леса»:
-Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)
– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)
VI. «Отгадай загадку».
В этом конкурсе вам предлагается отгадать загадки. Но ответы вы будете не говорить и не кричать, а зарисовывать на листе бумаги.
Воспитатель – Каждой команде я дам по карандашу с листочками, какая команда быстрее нарисует ответ и поднимет флажок, та и получает счетную палочку..
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ежик)
Зимой и летом - одним цветом (Елка)
Укосого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода кора. (Заяц)
Только тронь
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь. (Крапива)
Воспитатель - Молодцы ребята вы отлично справляетесь с заданиями, а сейчас мы немножко отдохнем, разомнемся и опять играть начнем!!
Игра - Земля, вода, огонь, воздух»
Дети, становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибся, выбывает из игры.
Конкурс капитанов:
«Закончи предложение»:
Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
Блиц опрос:
1. У какого дерева белый ствол? (У березы.)
2. У какого зверя есть иголки? (у ежа.)
3. Самая маленькая птичка наших лесов? (королек)
4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
5. Природная зона, находящаяся под особой охраной? (заповедник)
6. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
7. Самый ядовитый гриб в мире? (бледная поганка)
8. Сколько ног у паука? (8)
10. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
11. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
12. У каких растений есть корни, листья, стебли, но никогда не бывает цветов? (хвойные)
Задание №7 «Украсим бабочку»- проводит второй воспитатель.
Воспитатель: Ребята. Сейчас я прочту вам стихотворение а вы скажите про кого оно?
Дети:: про бабочку.
Воспитатель проводит небольшую беседу о пользе бабочки в природе чем она питается где и как проводит зиму.. Затем дети украшают её цветами приготовленными заранее и закрепляют правила поведения в природе.
Воспитатель:
Ребята, наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги.
Подсчет очков.
Награждение медалями.
Воспитатель - Ну что ж ребята, победила дружба. Молодцы!
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"
Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...
Экологический КВН "Знатоки природы" подготовительная группа
Конспект экологического КВН "Знатоки природы" подготовительная группа...
Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»
Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»...
Конспек интегрированного занятия мир природы на тему " Знатоки природы" для подготовительной группы.
Цель: Выявить полученные знания, которые дети получили в течении учебного года.Задачи:• закрепить знания детей о природе (растениях, животных, насекомых) экосистемах, правилах поведения в природе...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"
Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы"
Цель:повышение уровня экологической компетенции родителей;формирования правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;формирование отношения к себе как части природы;повышение роли...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»
Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...