Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Курапова Ольга Николаевна

Проект "Огород на окне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Огород на окне"38.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР - д/с «Теремок»

Проект

 средней группы

«Белочка»

«Огород на окне»

   Разработчик: Курапова О.Н

                                                                                                                                                                                                   Вахрушева О.С

                                                                                     

                                                                                                 

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: «краткосрочный» (2 неделя).

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4-5 года.

Автор проекта: Курапова О.Н,  Вахрушева О.С

Актуальность проекта: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное, значение имеют знания ребенка и его опыт.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренной программой ФГОС.  

Цель проекта: создание условий для развития интереса к исследовательно-позновательной деятельности в процессе выращивания культурных растений.

Методы реализации проекта: беседы, чтение художественной литературы, загадки пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, занятия в игровой форме, трудовая деятельность детей в зоне экологии.

Задачи:

- Дать представление детям как ухаживать за культурными растениями.

-  Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

-  Развивать умение фиксировать результаты наблюдений о росте растений

-  Развивать умение видеть результат своего труда

-  Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Емкость с землей, семена кресс салата, небольшие луковицы, макет огорода, лейка с водой, фартуки, совочки для земли, лупы.

Основное содержание проекта: Проект рассчитан  для детей среднего дошкольного возраста, проект краткосрочный. В нем используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические.

      В проекте  представлены  конспекты НОД,   этапы проведения проекта показаны  в презентации, а также результаты были зафиксированы с помощью художественно эстетического развития.

Методы проекта: 
- игровые: дидактические игры, подвижные игры.
- словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинок;

- практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
- наглядные: показ предметов, игрушек, труда взрослых, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.

Постановка проблемы.

Дети данного возраста недостаточно знают о произрастании культурных растений. Недостаточно имеют представления о культурных растений. У детей не достаточно сформированы знания об благоприятных условиях произрастания растений.

       Работа с родителями:

 Привлечь родителей к организации в группе «Огород на окне»

 Изготовление макета «огород»

Что мы знаем?

Что мы хотим знать?

Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Ожидаемые результаты?

Лук обладает бактерицидным свойствами, борется с вирусами.

Лук используют для приготовления пищи.

Лук очень полезен, он улучшает аппетит, повышает защиту организма к инфекционным заболеваниям.

Мы знаем что для выращивания лука должны быть созданы определённые условия.

Внешний вид и строение луковиц. Условия, в которых он произрастает и как создать эти условия.

Активизировать знания детей, необходимые для посадки лука. Сформировать представление об условиях, необходимых для растения на ранних стадиях его развития.

Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают, создают благоприятные условия для роста. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия. Проводимая работа позволит воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям, умение замечать красоту растительного мира. Дети получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы реализации проекта.

Этапы  

Мероприятия

Цели

Ответственные

  1. Подготовительный

этап  

Беседа с родителями «Огород на окне».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатель и

родители.

         

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Заинтересовать родителей по данной теме.

Воспитатель

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели и родители

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

2 Основной этап

НОД «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатель

     

Рассматривание   разных семян  через лупу.

Формировать представление о том, что у разных растений разная форма семян. С помощью лупы рассмотреть форму семян.

         

НОД «Посадка семян кресс салата», «Луковиц»

- обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

-развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада, сеять, рыхлить, поливать.

 

Воспитатель и дети

 Наблюдение за ростом лука в благоприятных условиях фиксация результатов в журнале наблюдений и художественно эстетического творчества

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян

Воспитатель и  дети

Наблюдение за ростом лука в благоприятных условиях измерение длинны пера.

Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже  привести к гибели растения. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатель и дети

Труд в зоне экологии

Полив посаженных растений- умение детей правильно строить выводы.

Воспитатель и дети

Практическая деятельность: посев кресс салата

  Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий  растение быстрее растет. Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями

Воспитатель и дети

Художественно-эстетическая деятельность Рисование «Наш лучок»

Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения.

Воспитатель и дети

Аппликация «Овощи на тарелке».

Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками

Воспитатель и дети

Художественная литература

Отрывок из сказки «Приключения Чиполино» Родари Джонни,

• Сказка «Репка».

• Сказка «Вершки и корешки».

• Заучивание стихотворения «Ох, уж этот, злющий лук».

• К. Чуковский. «Краденое солнце»

• Бехлерова Е. «Капустный лист».

• Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. ».

р.н.с. «Репка»,

белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,

Носов «Репка»,

Ю.Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде

Воспитатель

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями

Воспитатель

3 этап – заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатель

Анализ результативности

Воспитатель

По  реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

 3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Таблица наблюдения за ростом кресс салата.

Дата

Наблюдения

Выводы

18.03.2019г

Посадка кресс салата  в один  контейнер

Салат посажен во влажную землю. Производится обильный полив. Контейнер находится на солнечном месте.

21.03.2019г

Появились первые ростки, белого цвета.

Обильный полив, рассуждение детей.

25.03.2019

Появились первые листочки светло зеленого цвета

Рассматривание листочков,  литья округлой формы, гладкие. Рыхление и обильный полив.

30.03.2019

Листья увеличились в объёме, стали шероховатые.

Измерение размера листа линейкой, сравнение с прошлыми результатами.

2.04.2019

Измерение размера листа. Сравнение цвета.

Лист подрос на 3 см, цвет потемнел.

5.04

Срез первых созревших листьев. Определение вкусовых качеств листа.

Определение значимости воды, земли и света для растения.

Таблица наблюдения за ростом  лука.

Дата

Наблюдения

Выводы

18.03.2019г

Посадка лука в два контейнера (земля и опилки). Рыхление земли, полив.

Лук посажен в средне влажную землю и опилки. Производится  обильный полив. Контейнер находится на солнечном месте.

22.03.2019г

Проклюнулись первые ростки в 3-х луковицах которые были посажены в почву. В 2-х луковицах которые были посажены в опилки.

В почве лук растет быстрее. Тепло, свет, влага способствуют быстрому росту лука.

25.03.2019г

Перья лука подросли на 2 см.

Перья ярко зеленого цвета, перья стали длиннее.

29.03.2019г

Перья лука подросли на 3 см. обильный полив в двух контейнерах.

От солнечного цвета и обильного полива, зависит скорость роста перьев. Перья потемнели.

02.04.2019г

Самое длинное перо в почве 18 см. самое длинное перо в опилках 20 см.

Был произведен срез перьев. И проведена беседа о витаминах и их пользе.

05.04.2019г

Наблюдение за срезом, обильный полив.

Вспомнить с детьми какие важные факторы нужны для роста растений.

09.04.2019г

Измерение отросших перьев. В почве на 3 см, в опилках на 4 см.

После среза лук растет медленнее.

12.04.2019г

Наблюдение за изменением роста перьев. Рыхление земли, для обогащение кислородом.

Срезы подсохли но, растут.

16.04.2019г

Срез перьев, полив.

Перья подросли на 3 см.

19.04.2019г

Наблюдение. Фиксация рисования в рисовании.

Перья ярко зелёного цвета. Головки луковиц стали мягкими.

Список литературы

…Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина [и др.] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.

   План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997

Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

   Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

   Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

   Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.

Приложение: Смотрите презентацию   «Огород на окне», консультацию для родителей «Огород на окне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна “Безопасные окна”

Как защитить ребёнка от падения из окна?ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!...