Проект "Цветные льдинки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Наталья Михайловна Тихомирова

Творческо-исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tsvetnye_ldinki.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детский исследовательский проект

Тема: «Цветные льдинки»

Авторы: средняя группа

Возраст: 4-5 лет

Руководитель: Тихомирова Наталья Михайловна

Сроки реализации проекта: 10 – 14.01.2013

Предмет исследования: вода и ее свойства.

Объект исследования: влияние холода на свойства воды.

Гипотеза: если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получим цветные льдинки.

Цель исследования: знакомство со свойствами воды и ее характерными особенностями.

Задачи:

1.Выяснить, из чего появляется лед.

2.Узнать, почему лед бывает цветной.

3.Устанавливать простейшие связи между свойствами воды, краски и температуры.

Методы исследования:

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- опыты;

- наблюдения.

Стратегия реализации проекта

I этап – вычленение проблемы.

II этап - планирование

III этап – запуск проекта

IV этап – практическая деятельность по проверке гипотезы

V этап – осмысление результатов

Технология реализации проекта 

1. Вычленение проблемы. Придя утром в детский сад, Аня спросила у меня, чем так красиво украшен участок соседней группы.

- Это цветные льдинки.

-А как их сделали? Почему разные по форме?

Этим вопросом заинтересовались и другие дети. У них возникло желание тоже украсить свой участок льдинками.

2. Планирование. 

-  Как получается лед?

- Воду надо заморозить.

- Как вы думаете, почему лед разноцветный?

 - Лед покрасили.

-  Как его покрасили? (ответы детей)

-А  мы можем с вами сделать такие льдинки? (ответы детей)

- А как мы их сделаем? Что нам для этого нужно?

Если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получатся цветные льдинки.

3. Карта «запуска» проекта

Что дети знают?

Что хотят узнать?

Что надо сделать, чтобы узнать?

Аня: вода прозрачная и холодная, бывает теплая.

Лед прозрачный, можно кататься, под ним внизу вода.

Я хотела бы узнать все.

Как на нем катаются.

Прочитать в книге.

Надо подумать, спросить у кого-нибудь.

Даша: вода холодная в ней плавают рыбы.

Все.

Прочитать, посмотреть в магазине, спросить в садике.

Злата: водой поливают цветы.

Почему вода голубая.

Спросить у взрослых.

Маша: вода голубая.

Лед – это вода.

Почему плавают.

Как живет щука под льдом.

Книжки почитать, поиграть, спросить у мамы, у воспитателя.

Алина: в воде живут рыбы, дельфины, ее можно пить.

Когда лед растает превратится в воду.

Как вода помещается во льду.

Как превращается в большую льдину.

Узнать у взрослого.

Позаниматься в садике.

Эмилия: она капает. Можно мыться и пить.

Зачем пьют воду.

В садике узнать.

Лиза: можно купаться, когда наступает зима, она замерзает.

Можно кататься на коньках.

Откуда берется вода, как река течет.

Как живут рыбы под льдом.

Спросить у родителей.

В книге посмотреть.

Варя: вода, это которая мыться и руки мыть.

Как цветок поливать.

У папы и у мамы, у сестры.

Даша З: вода – это такие капли, которые капают из крана.

Почему вода холодная.

Можно в кране.

Юля: на льду катаются.

Как разбить лед.

Спросить у мамы, позаниматься в садике.

Артем Т: когда снег тает и замерзает и превращается в лед.

Как делают фигурки изо льда.

Спросить у мамы.

Катя: лед скользкий.

Как катаются на коньках.

Почитать в книге, спросить у взрослых.

Макар: лед скользкий, можно упасть.

Почему опасный.

Посмотреть фильм, увидеть, как катаются.

Арина: лед скользкий, можно кататься.

Почему когда прыгают лед ломается.

В садике.

Артем Ф: лед скользкий.

Почему лед скользит.

Спросить у взрослых.

4. Практическая деятельность по проверке гипотезы 

Для проверки нашей гипотезы мы с детьми решили провести опыт.

  • Сначала мы взяли стаканчики и наполнили их водой.

  • Дети выбрали по желанию краску и развели ее в воде.

  • Затем разлили цветную воду по формочкам, опустили веревочки и вынесли на холод.

  • В течение прогулки наблюдали за процессом замерзания воды. Когда вода полностью замерзла, получились льдинки.

  • Мы на несколько минут занесли их в теплое помещение, чтобы они отошли от формочек. Затем каждый ребенок взял свою льдинку и украсил участок.
  • Дети заметили, что некоторые льдинки отличают друг от друга по цвету (ярче - бледнее). Обсудили ситуацию, и пришли к выводу, чем больше краски добавляем в воду, тем ярче становятся льдинки.

5. Заключение

     В результате исследования мы узнали:

  1. Вода растворяет в себе краску,
  2. Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды.
  3. При воздействии низких температур вода превращается в лед и приобретает необходимую форму.

     Наша гипотеза подтвердилась, что когда мы подкрасили и заморозили воду, получились цветные льдинки.

Литература:

  1. Пашкевич Т.Д. Таинство педагогического проектирования в ДОУ. Методическое пособие. – Барнаул, 2009.
  2. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, — 1997.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЗАГАДКИ  ПРО ЛЕД

На дворе — горой,

А в комнате — водой?

(Лед)

За окошком снег идёт

Очень близок новый год

А речушка не течёт

Ведь сковал речушку … (лёд)

Не драгоценный камень, а светится.

(Лед)

Он холодный и блестит,

Стукнешь – сразу захрустит.

Из воды свой род берет,

Ну конечно, это … (лед)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

(Лед)

Вода по воде плавает.

(Лед)

С морозами, пургой и снегом

Зима-волшебница придет.

И все речушки и озера

Покроет скользкий толстый … (лёд)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло!

(Лед)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (лёд)

Он сковал большую реку,

Гладкий, ровный - красота!

Он поможет человеку

Обходиться без моста.

А в каникулы, зимой,

В эти славные деньки

Приглашает нас с тобой

Поскорей надеть коньки.

(Лёд)

Когда зимой мороз и стужа,

Покрыты им и пруд, и лужа.

(Лёд)

Голубой, как небосвод,

На реке замёрзший …

(Лёд)

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт.

(Лёд на реке)

В огне не горит, а в воде не тонет.

(Лед)

Не в темницу, а в светлицу

Запирал мороз девицу.

До весны девице

Не открыть светлицы.

(Лёд на реке)

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела.

Что это?

(Река летом и зимой)

Всю зиму лежал у плетня за избой

В серебряных ножнах кинжал голубой.

(Замёрзший ручей зимой)

Изо льда плывёт гора

В море-океане.

От неё не жди добра,

Берегись, "Титаник".

(Айсберг)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)

Зимнее стекло

Весною потекло.

(Лед)

Чист, ясен, как алмаз,

Но дорог не бывает,

От матери рожден

И сам ее рождает.

(Лед)

В круглом окне днем стекло разбито,

К вечеру вставлено.

(Прорубь)

Очень холодно, не так ли?

Все дорожки замело.

Лишь вчера была я каплей,

А сегодня - как стекло.

Я Снежинкина сестрица,

Затвердевшая водица.

(Льдинка)

ЗАГАДКИ ПРО СОСУЛЬКИ

Зима на крыши серые

Бросает семена —

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосульки)

Снега первого я ждал,

Бегал, прыгал и играл.

А теперь я пью микстурку,

Потому что съел … (сосульку)

Белая морковка

Зимой растет.

(Сосулька)

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело —

Всю морковку съело.

(Сосулька)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец – … (сосулька)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел … (сосульки)

Детки сели на карниз

И растут все время вниз.

(Сосульки)

Солнце выглянет – заплачет.

Солнца нет – слезинки прячет.

(Сосулька)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

Зимнею порой бывает

Очень разною погода.

То вдруг солнышко нагрянет,

То бушует непогода.

В оттепель всегда приходим

Очень мокрые с прогулки.

А потом в мороз свисают

С крыш огромные … (сосульки).

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись.

(Сосулька)

Уцепившись за карниз

Капельки бросает вниз

Не игрушка, не свистулька,

А прозрачная … (сосулька)

Знает парень молодой,

Знает дедушка седой,

Знают все бабульки,

Знает каждый и любой:

Что растет вниз головой?

Это же … (сосульки)

Если снег на крышах тает,

То сестрицы вырастают.

Эти зимние сестрёнки

Холодны, прозрачны, звонки,

А растут макушкой вниз.

Ты под них не становись!

(Сосульки)

         

СТИХИ ПРО ЛЕД

Татьяна Ильина Антуфьева

Сокрушается народ:

 заболел весною лёд!

 Поднялась температура,

 тает прямо на глазах!

 Срочно ищется микстура

 заболевший лед спасать.

 Под окошками у Юли-

 слезы льются у сосули,

 как из полной кружицы-

 накопилась лужица.

 Всем вчера сказала Гала:

 -Льда на речке стало мало!

 Ваня и Алеша знают:

 -Тает крепость ледяная!

 В младшей группе у Егорки

 на площадке след от горки.

 Как спасти остатки льда?

 Может, кликнуть холода?

 Срочно позвонить Морозу,

 Полюс Северный позвать?

 Все серьезные вопросы

 надо маме задавать!

 Та сказала: -Не годится

 нам весной со льдом возиться.

 Пусть растает без следа.

 Всем вокруг нужна вода!

 Гляньте, бойкие  синицы

 норовят в той луже мыться!

 Там, где "крепость" утечет,

 мигом травка прорастет.

 То-то будут скоро рады

 муравьи и муравьята.

 А река  растопит льдины

 их отдаст в моря-глубины.

 И по морю корабли

 будут плыть на край земли.

 Поняли! Болезни льда-

 радость всем, а не беда!

 

СТИХИ О БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ

Познакомьте детей с опасными ситуациями, которые могут им встретиться зимой и весной на замерзших водоемах. Учите детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.

 Зима! Скорее на коньки!

 Какие славные деньки!

 Но выходить на лёд нельзя,

 Пока непрочен он, друзья,

 Когда есть трещины на нём,

 Когда вдруг потеплело днём…

 Провалишься – придёт беда:

 Зимой холодная вода…

 

На замёрзших озёрах

 Лёд бывает непрочен,

 И ходить по такому

 Безответственно очень!

 Водоёмы опасны:

 Может лёд провалиться,

 И спасать вас напрасно

 Вся округа примчится…

 Ведь почти невозможно

 К полынье подобраться –

 Из воды будет сложно

 Вас вытаскивать, братцы…

 Ура! Весна и ледоход!

 Плывёт, плывёт по речке лёд…

 Глядят ребята там и тут,

 Как льдины по воде плывут.

 Ну чем тебе не корабли!

 Но нет! – не уходи с земли!

 На лёд коварный не ступай,

 Опасно это — так и знай!

 Такой корабль перевернётся,

 На части может расколоться

 Иль унесёт на центр реки…

 Весной от речки прочь беги!

КРУГЛЫЙ ГОД – ГЛАДКИЙ ЛЕД

(Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах")

Михаил Садовский

Зимой мы часто скучаем по теплу и солнцу, хочется позагорать, поплавать! А летом скучаем по снежным горкам и каткам!

 Но теперь люди так сделали, что и зимой можно плавать и нырять в бассейне, а летом кататься на коньках и играть в хоккей.

 И вот как.

 Построили прекрасное здание - Дворец спорта. Трибуны для зрителей с четырёх сторон. Посредине ровная площадка, бетонный пол. Но не простой пол: в нём трубы проложены, и спускаются они вниз, в подвал, к специальным холодильным машинам. Накрыт пол деревянным настилом. Играют здесь в баскетбол и волейбол, штангу поднимают и гимнастикой занимаются.

 А когда надо в хоккей играть, снимают настил и заливают пол водой. В подвале включают холодильную установку, и начинает она по трубам гнать холодную жидкость - рассол. Трубы становятся холоднее, холоднее, и весь пол охлаждается.

 Пройдёт несколько часов, вода застыла - вот и готов каток! Лёд гладкий как зеркало! Блестит!

 Играйте, хоккеисты! Тренируйтесь, фигуристы, круглый год!

 Пусть на улице оттепель - здесь отличный лёд! Пусть на улице лето, жара - здесь отличный лёд! И зрителям хорошо: всегда тепло во Дворце спорта и нет ни дождя, ни снега, ни ветра.

 Теперь строят искусственные катки не только для хоккеистов и фигуристов, но и самые настоящие беговые дорожки для конькобежцев-скороходов.

 Тренируются круглый год и прославленные спортсмены, и начинающие фигуристы, и хоккеисты - будущие мастера.

 Не надо ждать морозной погоды, не надо тосковать по льду летом. Круглый год - гладкий лёд!

НА КАТКЕ

В.А. Осеева

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с её шубки снег. - Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

- Коленку... Сзади раздался смех.

"Надо мной смеются!“ - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед - это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь, и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар - это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное развлечение «Льдинки-холодинки»

Цель: Упражнять в умении сидя съезжать с горки, отталкиваясь ногами.Ходить по батуту, сохраняя равновесие., бегать в прямом направлении, не толкая друг друга.Закреплять умение о свойствах льда: холод...

Сценарий детско - родительского зимнего праздника " В гости к льдинке"

Разработка сценария зимнего развлечения с привлечением родителей.  Поможет инструкторам по физическому воспитанию, начинающим и опытным воспитателям организовать настоящий праздник  в Дни пр...

Комплексное занятие-игра для детей раннего возраста "Льдинки-холодинки"

комплексное занятие-игра по физическому развитию детей раннего возраста...

Музыкальный спектакль "Царевна Льдинка"

Спасибо родителям в создании таких прекрасных костюмов! По-моему, дети просто очаровательны!...

Царевна Льдинка

"А я самая младшая сестра -Льдинка, и больше всего на свете я хочу счастья..."...

Льдинка и снежинка: природные явления

Занятие по экологическому воспитанию с использованием ИКТПлан –конспект занятия-исследования на кружке «Юный эколог».Тема: «Льдинка и снежинка –природные явления».МБДОУ-детский сад «Ласточка» г. Аркад...