Занятие по лэпбуку "Россия с севера до юга"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пульникова Наталья Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_zanyatie.docx59.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №5»

.                              

Конструкт совместной  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)

Тема: «Россия с севера до юга»

Составила:

 Пульникова Н.А, воспитатель

 1 квалификационная категория

Пышма

2017г.

Тема: Россия с севера до юга

Возрастная группа: подготовительная (6 - 7 лет)

Форма ОД:  интегрированное социально – коммуникативное, познавательно - речевое развлечение

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект:  

  • «Полная энциклопедия дошкольника» Москва Росмэн 2017г.
  • «Большая энциклопедия для детского сада» Москва Росмэн 2017г.
  • Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»
  • «1000 загадок»
  • Методическое пособие для педагогов и родителей «Национальные костюмы народов России»; Екатеринбург «Страна фантазий» ИП Вохринцева С., 2003г
  • Интернет источники. (стихи, считалки, иллюстрации)

- pro-camp.ru/husky-stihi-2/ (С. Иванов «Того»)

- https://bibliomir83.blogspot.com/2017/05/blog-post_69.html 

-www.olesya-emelyanova.ru/index-stihi-bolshoe_puteshestvie.html (О. Емельянова «Большое путешествие»)

- https://books.google.ru/books?isbn=5457410501 (Н.Забила «Наша родина»)

- stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_3/stihi_pro_verblyudov.html

-allforchildren.ru › Родная речь › Детские стихи › Стихи о Родине

- stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_kartu.html (Агеева И. «Карта»)

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, творческая

Средства: тематическая интерактивная папка

Цель: Систематизировать знания детей о климатических зонах России

Задачи

                 

Обучающие: Формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины; Закреплять знания детей  о многонациональности Российского народа; Расширять знания детей о многообразии  растительного и животного мира.

Развивающие: Развивать у детей, познавательную активность. Расширять и активизировать словарный запас:  хвойные, лиственные  деревья, тайга, тундра, степь, климат, вечная мерзлота,  чукчи, татары,   и др.

Воспитательные:  Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Планируемый результат

  • Знания детей о природных зонах России (Арктика, тундра, тайга, степь, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений).
  • Представления детей о том, что Россию населяют люди разных национальностей.
  • Представления детей о средствах передвижения в разных климатических зонах (наземный, воздушный, водный транспорт), (оленьи  и собачьи упряжки в условиях крайнего севера), (караваны в условиях пустыни)
  • Использование в активной  речи детьми малых форм народного поэтического творчества (пословиц)

Предварительная работа

Реализация проекта «Земля наш общий дом»

  • Подготовка детско -  родительских сообщений о природных зонах России
  • Художественные  выставки «Россия с севера до юга»
  • Чтение художественной и познавательной литературы (Энциклопедии, сказки народов России, стихи о природе родного края, знакомство с творчеством Паустовского К.Г., Бианки В.В., Пришвина М. и т.д.)
  • Занятия по ознакомлению с природой. («Климатические  зоны России», « Россия многонациональная»)
  •  Разгадывание загадок о диких животных «Животные Разных климатических зон»
  • Просмотр видеороликов о жизни животных и растений в природных зонах
  • Просмотр мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими яркие особенности природных зон.
  • Знакомство с играми разных народов России.

Этапы

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационный

момент

- Дети, посмотрите какой у меня чемоданчик. Как вы думаете, для чего он нужен? Конечно же для того чтобы отправиться в путешествие. А как вы думаете, куда сегодня мы с вами отправимся? Давайте рассмотрим эти марки, что на них изображено? Где живут эти животные? Давайте посмотрим, что лежит в этом кармане. Это же билет,  давайте прочитаем, что на нем написано.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час,
Встаёт, встречая солнце.

Так куда же мы отправимся?

- инициирует общее обсуждение;

 

- проявляет свое отношение к факту;

-использует информационные средства;

- задает вопросы, стимулирующие процесс мышления;

- эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание;

-Отвечают на вопросы воспитателя;

-Рассматривают марки;

-Достают билет;

- Эмоционально положительный настрой;

- речевая активность;

- возникновение интереса;

- включение детей в совместную деятельность;

Мотивационно-побудительный

- Посмотрите дети, здесь есть карта, давайте её рассмотрим.

Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.

-  Ни одна в мире страна не имеет такой богатой природы, как Россия. Как вы думаете, почему? 
 - Наша страна самая большая в мире. 

 - Её границы протянулись от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря; от Балтийского моря до Тихого океана. Мы с вами все россияне. Давайте  мы совершим путешествие по нашей стране и увидим все своими глазами! А на чем можно путешествовать? 

Конечно же, мы отправимся на поезде.

-Открывает лэпбук;

- задает вопросы, стимулирующие к активной постановке цели;

- стимулирует к принятию предложения;

- эмоционально включает в действие;

-Дети рассматривают содержимое лэпбука , проявляют заинтересованность

 раскрывают карту России;

- выражают свое мнение по вопросу;

 - высказывают предположения

- принимают предложение;

- активное участие в постановке цели;

- принятие цели;

- развитие любознательной инициативы детей;

- эмоциональное принятие предложения;

Основная часть

- Помогите мальчику и девочке собраться в дорогу,  если они поедут на север нашей страны. Какой там климат? Какая температура на севере? Установите на градуснике   температуру как на севере.

 А если они поедут отдыхать на берега Черного моря, что они возьмут с собой в дорогу? Какая там температура?

- Ребята мы с вами отправляемся в путешествие по природным зонам нашей страны, а знаете ли вы как себя вести на природе,  чтобы  не навредить ей?

- Посмотрите, умеют ли вести себя дети в природе на этих картинках. (игра «Составь рассказ»)

- Ну что ж отправляемся в путь?

 Чтобы странствовать серьезно,
Нужно нам, пока не поздно,
И, пока билеты есть,
В пассажирский поезд сесть.

- Посмотрите, в каждом вагончике нашего поезда, есть игры. Чтобы распределить их, я предлагаю, воспользуемся считалками.

Раз, два, три, четыре, пять! 
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить
 велела.

 и т. д.

Это деревья нашего края они растут у нас на Урале.

- А что же во втором вагоне нашего поезда?

 - Это Арктика!     На севере нашей страны очень холодно. Север - это царство льдов и снегов. Там долгие суровые снежные зимы. Вы знаете, какие животные живут в Арктике и тундре? Как животные приспосабливаются к жизни в таких суровых условиях?

- Постепенно заканчивается тундра и начинается тайга. Это густые, хвойные леса. Что значит хвойные леса?   Какие хвойные деревья в них растут?  Деревья в тайге образуют непроходимые заросли.  И там легко заблудиться.  В тайге очень, очень много животных! Каких животных тайги вы знаете?    Тайга даёт человеку прекрасный строительный материал,  а так же грибы, ягоды, лекарственные растения.

- Посмотрите,  а знакомы ли вам эти деревья? Верно, они растут в лесах  средней полосы России.   В них, есть и лиственные и хвойные деревья и называют их  смешанными. Мы живем в этой местности. Какие деревья наших лесов вы знаете? Животные смешанных лесов вам тоже хорошо знакомы, назовите их.

- Мы двигаемся на юг, значит, солнышко греет всё сильнее и сильнее. Начинаются степи.  В начале лета степи напоминают яркие ковры, так много там  трав и цветов. А знаете ли вы животных живущих в степях?

- Со степями граничит пустыня. Климат здесь очень жаркий.  Кажется, что в этих огромных песчаных барханах ни кто не живет, но это не так. Может быть, кто то, из вас назовет жителей пустыни? А растения? Люди здесь передвигаются верхом на верблюдах.

- Так же за степью начинаются берега Чёрного и Каспийского морей. Это юг России. Погода здесь тёплая, зима короткая и очень мягкая, а лето жаркое и длинное. Горы покрыты густым зелёным ковром деревьев и кустарников. Здесь множество разных животных, птиц, змей. А в море  много  моллюсков и рыбы.
Юг России – любимое место отдыха россиян.

Растительный мир очень разнообразный и богатый.

-А сейчас давайте прогуляемся.

Физкультминутка:

«Мы готовы для похода

Поднимаем выше ноги.

 Птицы учатся летать,

 Плавно крыльями махать.

Полетели , полетели

И на землю тихо сели…

-А сейчас отгадайте загадки.

-Что ж  мы с вами вспомнили, какие животные, где живут и сейчас поиграем в игру «Четвертый лишний»

- Мы много узнали о природных зонах, сейчас я предлагаю вам  прочитать,  как говорит наш народ о природе, которая нас окружает  и климате. А как вы понимаете эту пословицу «Утренний дождь путника не остановит»

- Что ж продолжаем наше путешествие и нам пора пересесть в вертолет.

На заоблачной дороге

Не помогут даже ноги.

Да, попали в переплет.

Срочно нужен вертолет.

И т.д.

- На каком транспорте мы с вами сейчас путешествовали?

Вот мы с вами попали в тундру  встаньте так  чтобы не мешать друг другу и прогуляемся:

Физкультминутка

Ты по тундре стал шагать (шагают)
Далеко кругом видать
(повороты вправо, влево, взгляд из-под руки).
Перешагивай деревья
(шаг с высоким подниманием бедра),
Их смотри, не растопчи
(прыжки).
Если летом оказался, гнус скорее отгони.
(машут руками)
А зимою не дрожи (похлопывают себя).
Сядем в нарты, и опять
Дальше природные зоны изучать.
(сели на место)

- Люди, каких национальностей живут в России?

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор…

- Попробуйте сложить эти картинки и вместе вспомним национальности людей живущих в нашей стране.

- Посмотрите ребята, что это за книга? Для чего нужна «Красная книга»?

- Ребята обратите внимание на эти «Пищевые цепочки» что они означают?

- Пальчиковая гимнастика

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней,

жуков!

- Наблюдает за детьми во время выполнения задания;

- Организует, поддерживает, советует;

-Обращает внимание на знаки «Берегите природу!»;

- Стимулирует любознательность, интерес;

-Читает считалки, распределяет кто из детей,  какой игрой займется;

- Предлагает  детям предметный материал, обеспечивающий исследования.

-Задает вопросы стимулирующие процесс мышления

-Помогает детям найти территории природных зон;

-читает стихотворение и выполняет упражнения по тексту стихотворения;

- Загадывает загадки;

- Конструктивно корректирует работу детей;

-Обсуждает с детьми содержание пословиц;

-Читает блок «Мы едем, едем, едем»;

-Читает текст Физкультминутки

Выполняет движения по тексту;

- Предлагает игру «Собери картинку»;

-Предлагает составить схемы слов  (названия животных);

-Читает и показывает движения присоединяя поочередно пальцы;

-Подбирают одежду для кукол игра «Собери куклу в дорогу»;

-Устанавливают температуру на термометре;

- Рассматривают знаки «Берегите природу!»;

- Составляют короткий рассказ;

-Активно обсуждают игровой  материал;

-Дети играют д/игры «С какой ветки детка», «Составь предложение»;

Дети играют д/игры «Складные картинки»(Природные зоны)

- Выражают собственные мысли по вопросам

- Предположения детей по поводу возникших вопросов.

 - Отвечают;

- Смотрят по карте, где находится природные зоны;

-выполняют движения по тексту стихотворения;

-Дети отгадывают загадки.

 -Играют в Д/игру «Четвертый лишний»;

-Читают и рассказывают, как понимают пословицы;

-Дети слушают;

- Называют виды транспорта, на каких путешествовали;

-Выполняют движения по тексту;

-Собирают картинки, определяют национальности по костюмам;

-Читают название «Красная книга»;

- Составляют  схемы слов;

- Отвечают, делают выводы;

- Поочередное соединение

всех пальцев с большим;

- выполняют движения со сменой рук;

-Представление детей о национальностях населяющих  народов,  животных и растениях природных зон России,

транспорте и климатических условиях природных зон.

- Обогащение словаря;

- Элементарные аналитические умения;

- Проявление любознательности;

-проявление позиции защитника животных;

Заключительная часть

Мы с вами сегодня путешествовали по нашей необъятной стране. Многое вспомнили: о том, какие народы живут в России. Какой животный и растительный мир нас окружает. Что  нужно обязательно помнить, как нужно вести себя, приходя в мир животных и растений.

И конечно же должны в серьез вы уяснить

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться так легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Что не понравилось? В какой природной зоне вам больше всего хотелось бы побывать?

- Обсуждает с детьми правил безопасности;

- Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов;

-ведут обсуждение правил безопасности;

- Отвечают;

Самоконтроль

Все ли у вас получалось? Какие игры вам особенно понравились?

- Побуждает детей оценить собственную деятельность;

Делятся впечатлениями;

-Способность детей оценить результат собственной деятельности;

Открытость

А этими играми  вы можете заняться самостоятельно («Лото», «Следы живого мира», «Судоку», «Бумажки»)

Стимулирует интерес;

- Проявляют заинтересованность;

- Самостоятельная деятельность;

- эмоционально положительный настрой;

- включение детей в  деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие по рисованию "На севере диком"

занятие построено в свете требований ФГТ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Конспект занятия "Жизнь на крайнем севере и в тундре"

Данное занятие способствует в расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре (погода, природа, животный мир – белый медведь, песец, полярная сова, северный олень и др.), о приспособлени...

Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"

    НООД на тему «Арктика, край родной - север мой»                В подготовительной груп...

Конспект занятия по теме : "Животные Севера и Юга и их детеныши".

Занятие ориентировано  на детей старшего возраста с ОНР....