Проект "Соль: польза и вред"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект разработан в рамказ недели Науки. Проект поволяет сформировать у детей желание самостоятельно изучать окружающий мир, рещать задачи в процесс поисковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sol_2019g.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
«Соль: польза и вред»
Вид проекта: коллективный, познавательно – исследовательский, практико-ориентированный.
Реализация проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети старшей - подготовительной группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: Познавательная, социально - коммуникативная,
речевая, художественно – эстетическая, физическая культура.
Актуальность проекта:
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты
природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшая деятельность. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы найти ответы на данные вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого создаются условия к поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательной активности, творчества и воображения. Достоинство технологии проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:
- принять и освоить цель, актуальную для них;
- выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
- оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками.
Все условия поисково-исследовательской деятельности были созданы в проекте «Соль: польза и вред».
Детям была предложена проблемная ситуация: мы рассказали ребятам о том, что человек, плавающий в море, легко держится на воде, а в реке или в озере может утонуть. Был задан вопрос: «Почему?» Ребята высказывали свои мнения, спорили. Детей это очень заинтересовало. Выяснили, что всё это потому, что в море вода солёная. С этого все и началось. Ребята продолжали задавать вопросы воспитателям и родителям.
- Что такое соль? Откуда она берется? Как ее добывают? Как готовят? Почему море соленое? Интересно…
Тогда мы с ребятами решили, что все желающие могут начать исследования, чтобы самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.
Прогнозируемые результаты:
- Дети получат первичные представления о соли, как о полезном ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
- Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
- Обогащение опыта детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
- Приобретут простейшие представления о разных способах использования соли.
Этапы проекта:
Этап I - Подготовительный
- Постановка проблемы
- Определение цели и задач проекта
Цель проекта:
- Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.
Задачи:
- Расширить представления о полезном ископаемом – соль, добычи и ее применении человеком.
- Сформировать у детей представления о вреде и пользе соли.
- Обогатить общие представления детей о здоровье человека.
- Приобщать к элементарному, доступному по возрасту экспериментированию.
- Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
- Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
Этап II - Создание условий для организации работы
- Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы и поговорки
- Подбор познавательной, научной литературы
- Создание фотоальбомов: « Эта разная соль», « Добыча соли»
- Создание соляной шахты
- Выбор исследований по применению соли
Этап III – Основной
- Беседа «Что такое соль?»
- Беседа « Добыча соли»
- Опыт « Кристаллизация соли» (выращивание кристаллов)
- Загадки про соль
- Рассматривание научной литературы
- Беседа «Как применяет соль человек?»
- Просмотр презентации «Польза соли для животных»
- Интегрированное занятие «В лаборатории профессора Знайкина»
- Опыт «Волшебное яйцо»
- Рисование по соли
- Беседа «Вред соли для человека»
- Опыт «Как соль влияет на рост растений»
- Чтение сказки «Соль и золото»
- Рисование солью «Белый медведь»
- Выпечка каравая «Хлеб – соль»
- Открытое занятие «Что мы знаем о соли»
Этап IY – Заключительный
- Оформление экспериментальной лаборатории «Эта удивительная соль»
- Фотоотчет «Мы – экспериментаторы»
- Выставка детских рисунков, поделок из соленого теста
- Консультация для родителей о пользе соляной пещеры
Интегрированное занятие «В лаборатории профессора Знайкина»
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в
научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А
кто работает в лабораториях?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Самым главным учёным в нашей лаборатории является профессор Знайкин. Мы сегодня с ним познакомимся.
Профессор Знайкин: (здоровается) Хотите ли вы быть моими помощниками? Я принимаю вас в мастера. (воспитатели одевают детям бейджики)
Профессор Знайкин: Для начала я напомню правила поведения в лаборатории.
- разговаривать тихо
- не трогать без разрешения воспитателя
- не пробовать на вкус
- работать только на своем рабочим месте
-не толкай соседа во время работы.
- сначала подумай, потом сделай
- соблюдать порядок на своем рабочем месте, провел эксперимент и все убрал
на место
- соблюдать осторожность
Воспитатель: А с каким материалом мы будем сегодня экспериментировать?
Профессор Знайкин: отгадайте мою загадку
Загадка:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
На вкус - не так вкусна,
Но в пище - каждому нужна.
Профессор Знайкин: Соль бывает разная. Я хочу познакомить вас с её разновидностью. (Морская, крупная, мелкая, поваренная)
Воспитатель: Какие эксперименты мы будем делать?
Профессор Знайкин: Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью
опыт №1
(доски, соль, контейнеры, ложки, увеличительные стекла, пипетки, стакан с водой)
Профессор Знайкин: Рассмотрите мелкую соль и скажите, какого она цвета? (Соль белого цвета)
Профессор Знайкин: Как вы думаете, какая она на вкус? (Соль соленая)
Профессор Знайкин: Насыпьте две ложки соли в кружку. Что вы сделали, насыпали или налили соль? (Соль насыпали в кружку)
Профессор Знайкин: Значит соль какая? ( Соль сыпучая, рассыпчатая)
Профессор Знайкин: Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. Имеет ли соль запах? ( Соль не имеет запаха)
Профессор Знайкин: А теперь возьмите увеличительные стекла. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? ( Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки)
Профессор Знайкин: Возьмите пипетки и капните на соль воду. Что произошло? (Соль впитала воду)
Профессор Знайкин: А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? ( Соли много, воды мало)
Профессор Знайкин: Возьмите колбу с водой и налейте немного в соль, размешайте, что произошло с солью? ( Соль растворилась)
Профессор Знайкин: Изменился ли цвет воды? (Нет)
Профессор Знайкин: А как вы думаете, какой стал вкус у воды? ( Вкус у воды остался соленым)
А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли?
Вывод: Соль сыпучая, рассыпчатая, без запаха, белого цвета, солёная,
впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.
Физминутка (воспитатель)
Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.
Соль полезна для еды - Если правда, топай ты!
Солью промываем рот - Делай вправо поворот!
Также нос, и снова рот - Влево делай поворот!
Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильными и здоровыми стать. А затем весь мир обнять!
Профессор Знайкин:
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и
запоминайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только один? Мы с вами узнаем из следующего нашего опыта.
опыт № 3
(мешочек с солью, поролон, тазик с водой)
Профессор Знайкин: Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон)
Профессор Знайкин: Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело)
Профессор Знайкин: Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась)
Профессор Знайкин: А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? (Поролон)
Профессор Знайкин: Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему?
( Соль в мешках растворилась)
Профессор Знайкин: Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду)
Профессор Знайкин: Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (Соленую)
Вывод: Соль тяжелее, чем поролон, в воде быстро растворяется, а поролон
впитывает воду и становится тяжелее
опыт № 4 за столами
(доски, стакан с водой, соль, ложки, картофель)
Профессор Знайкин: А для следующего опыта нам понадобятся две ёмкости с водой, соль и два картофеля . Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду. Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду. Что произошло? (оно опустилось на дно).
Профессор Знайкин: Во второй стакан добавим три ложки соли, и размешаем. Опустим в этот стакан картофель. Что произошло? (она плавает на поверхности)
Вывод: Оказывается плотность соленой воды выше, чем пресной.
Предметы в соленой воде удерживаются на поверхности. Поэтому и в море нам плавать легче, чем в речке.
Воспитатель: А давайте пригласим профессора Знайкина поиграть на море.
Проводится игра «Море волнуется… ».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура в виде акулы замри (1)
Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)
Морская фигура в виде медузы замри (3)
Профессор Знайкин: Ребята, а как вы думаете, что значит соль в жизни животных? Об этом вам расскажет мастер Данила.
Профессор Знайкин: Сегодня наша встреча заканчивается. Понравилось ли вам быть мастерами в моей лаборатории? До следующей встречи!
Открытое занятие «Что мы знаем о соли»
Воспитатель: Ребята, сегодня продолжается работа в нашей научной лаборатории профессора Знайкина. Только где-то профессор наш задержался. (входит профессор с родителями)
Профессор Знайкин: Здравствуйте, ребята, сегодня я пришёл к вам не один. Со мной уважаемые гости в числе ваших родителей. (Представляет)
Слышал я, что вы учились не только в моей лаборатории, а ещё много работы провели дома со своими родителями. Нам очень интересно узнать результаты ваших исследований, услышать о ваших открытиях и достижениях.
Над чем же вы трудились?
Воспитатель: Уважаемые гости, уважаемый профессор, ребята с родителями много узнали о том, какова польза соли и где она применяется. Послушайте, как это было. (дети читают стихотворение)
Как-то в группе вечерком
Мы с ребятами тайком
От родителей своих
Приготовили для них…
Наш подарок не обычный,
Каждый постарался лично.
А подарок был из теста –
Не простого, а цветного.
Хоть красивое оно,
Соли в нем полным-полно.
Тут у нас вопрос возник:
Кто у соли поставщик?
Стали дети рассуждать,
Все о соли вспоминать.
Знаний было маловато,
И решили тут ребята
Проект разработать свой,
Мам и пап позвать с собой!
Долго книги мы искали,
Свои знанья расширяли.
В этом мамы помогли,
На работу налегли:
Разные статьи прочли,
Соли в группу принесли,
Мы все стали – лаборанты.
Игры больше не нужны,
Мы с ребятами должны
Разузнать о свойствах соли,
Ее важной в жизни роли.
Опыты мы проводили,
Соль везде мы разводили:
В лимонаде и в воде,
Умудрялись в молоке.
Мы умнели с каждым днем,
Трудности нам нипочем.
Все о соли мы узнали
И «крутыми» сразу стали.
Мы умеем рассказать,
Сделать вывод, доказать.
И, хотя еще мы дети,
На любой вопрос ответим,
Но лиха беда – начало!
Нам все казалось мало
Кто-то в группе вдруг сказал,
Нам вопрос такой задал:
«Что такое солончак?»
Чтобы не попасть впросак,
Мы, конечно, поспешили
И с ребятами решили:
Что в читальный зал пойдем,
Книг побольше там прочтем.
В Интернет даже, возможно,
Мы войдем, это не сложно.
Вот вошли мы в Интернет…
И чего там только нет!
И про соль, и про добычу,
Про соленые моря
Будем знать мы на «отлично»,
Не потратим время зря.
И про свойства прочитаем:
Почему тверда, бела.
И про то, где же в России
Соль слоями залегла.
Так идет за часом час,
День за днем мелькает.
И теперь о соли всё
Каждый из нас знает.
Всех ребят мы соберем,
Им поведаем о том,
Для чего нам соль нужна,
Чем полезна, чем вредна.
И, такой проделав труд,
Дети к выводу придут:
«Соль» - это не просто звук,
Соль - нам враг и соль нам друг.
Профессор Знайкин: Интересно – интересно. Послушать вас, проверить знания, которые вы получили за время работы нашей лаборатории, помогут наши уважаемые гости. А вы
Знаете, почему я задержался? Двигался медленно, потому что на дороге скользкий гололёд.
Воспитатель: Наши ребята знают, как бороться с гололёдом. Сейчас вы услышите и увидите эксперимент мастера Вани о том, как применяется соль в борьбе с гололёдом….
(результат будет только к концу занятия)
Уважаемые гости, сможет ли Ваня доказать, что соль действительно полезна в борьбе с гололёдом увидим через небольшой промежуток времени.
Профессор Знайкин: Ребята, в одном журнале я прочитал, что в Музейно – выставочном центре открывается выставка поделок из соли. Что же можно будет там увидеть?
Воспитатель: А вот мастера Милана и Алёша расскажут, как можно применить соль в творчестве?
Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогли ли ребята доказать и показать, что с помощью соли можно делать красивые художественные рисунки, поделки?
Физ. минутка
Профессор Знайкин: А ещё у меня сломался холодильник и теперь боюсь, что у меня испортятся все продукты.
Воспитатель: А сейчас мастер Данил расскажет, как можно применять соль в домашних условиях, докажет её пользу в жизни каждого человека…..
Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогли ли Данил доказать и показать, что соль полезна и нужна людям?
Профессор Знайкин: (кашляет) Кажется, я начинаю заболевать.
Воспитатель: Не переживай Знайкин, мастер Семён расскажет, как можно применить соль в медицине?
Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогли ли Семён доказать и показать, что соль полезна в борьбе с различными болезнями?
Профессор Знайкин: Ребята, посмотрите какие красивые у вас родители. Что же помогает им быть такими молодыми?
Воспитатель: А сейчас мастер Милана расскажет, как можно применять соль в косметологии?
Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогла ли Милана доказать и показать, что соль полезна и нужна людям, чтобы быть красивой и здоровой?
Воспитатель: Профессор Знайкин, ребята, мастер Ваня готов показать результат своего эксперимента.
Профессор Знайкин: Какой вывод вы сделали? Уважаемые гости, смогли ли мастер Ваня доказать, что соль борется с гололёдом?
Вижу я, ребята, что вы научились искать, находить нужную вам информацию, экспериментировать, доказывать, делать выводы. Я сделаю свой вывод: вы стали настоящими мастерами своего дела.
А подведут итог нашей работе уважаемые гости.
Мама Миланы К. расскажет о пользе соли. Мама Миланы И. расскажет о вреде соли. Бабушка Вани Д. расскажет о русском обычае угощать друзей хлебом и солью, угостит детей караваем.
Угощение ребят караваем.
Дети за столом расскажут родителям о том, что интересного ребята узнали за время осуществления своего проекта.
Результат проекта:
В результате проделанной работы дети узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене, в медицине, в борьбе с гололёдом, в художественном творчестве.
Дети знают разные виды соли: пищевая мелкая, поваренная, йодированная, каменная, морская.
Дети знают о вреде употребления большого количества соли.
Ребята освоили экспериментальные опыты с солью, технику рисования с помощью соли.
Литература:
- Дмитриева Е. А., Зайцева О.Ю., Клиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты- схемы для проведения опытов со старшими дошкольникам: Метод. Пособие.- М.; ТЦ Сфера, 2017.- 128 с. (библиотека воспитателя).
- Энциклопедия « Я узнаю мир», М.: АСТ « Астрем», 2009.
- Энциклопедия « Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.
- Энциклопедия « Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.
Интернет – источники:
- https://formulazdorovya.com/1122318652124694838/sol---polza-vred-i-sovety-po-lecheniyu/Соль: вред или польза для организма?
- http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html Интересные способы применения соли.
- http://www.o-soli.ru/ Соль: истории и факты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Телевизор – это польза или вред?»
Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видео продукция является частью их мира, и компетентность в вопросах...
О пользе и вреде витаминов.
Консультация для родителей...
Польза и вред компьютера для ребенка
Польза и вред компьютера для ребенкаБольшинство современных детей, начиная с самого раннего возраста, очень много времени проводят за компьютерами и телевизорами. Практически все их интересы лежат в с...
Консультация для родителей «Жвачка: польза или вред?»
Консультация для родителей «Жвачка: польза или вред?»...
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"
Цель: формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них....
« Юные пожарные спешат на помощь» Программные задачи: Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним.
Предварительная работа:Чтение художественных произведений по теме «Пожар» «Пожарные собаки», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Опасная шалость», «Спичка-невеличка». Материал:Рюк...
Компьютерные игры. Польза или вред. Презентация.
Презентация к консультации для родителей....