Проект "Подводный мир"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цывина Виктория Юрьевна

Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.

Проект: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта: Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи:
Образовательные:

- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

Развивающие:

- Развивать умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Ожидаемый результат:

  • Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы», «Морские растения»;
  • Иметь представление о взаимосвязи обитателей животного мира с растительным миром.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1 этап: подготовительный

1.Изучить литературу о подводных жителях (их жизни, врагах, способах питания, передвижения)

.2.Подобрать наглядный материал о подводных жителях

.3.Подобрать дидактические и подвижные игры.

4.Выявить знания детей о подводных жителях .

5.Разработать картотеку подвижных, дидактических игр о подводном мире.

6. Разработать цикл бесед, стихов и загадок о морских обитателях.

2 этап: организационный

1.Разучивание стихотворений с детьми.

2.Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование, аппликация подводных жителей).

3 Беседа о морских обитателях

4 Проведение экспериментально-исследовательской деятельности. «Как сделать морскую воду»

3 этап: Заключительный

Создание макета «Подводный мир»

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Беседа

«Подводный мир океанов»

 

Цель: расширять представления учеников о подводном мире океанов.

Оборудование: иллюстрации с изображением животного мира океанов.

 

Природа нашего мира удивительно по своей сути, но мы стремимся ее переделать, вырубая леса для постройки домов или облагораживая дикую природу, внося в нее всевозможные элементы цивилизации. Однако мало кто знает о красоте подводного мира морей и океанов, где водятся красивейшие морские обитатели.

В наше время все больше и больше людей начинают заниматься дайвингом и познавать эту уникальную природу океанских вод, хранящую в себе многочисленные тайны и загадки. Примечателен он не только большим количеством разнообразных видов рыб и кораллов, еще встречаются здесь и необычные пещеры, мистические территории, затонувшие города и сокровища.

На земном шаре существует 4 океана, каждый из которых несет в себе свои собственные впечатления и обладает особенной «местной» флорой и фауной.

 

 

Тихий океан

 

Тихий океан является первым по величине водоемом на планете и вмещает в себя более ста тысяч самых разнообразных видов рыб. Самым большим обитателем этого океана и всего подводного мира считается серый кит ригели, плавающий в нижних слоях водного пространства. Масса таких китов доходит до 35 тонн, а увидеть их можно в период их размножения, когда киты выплывают на мелководье заливов.

Конечно, в тихом океане водятся и хищники, среди которых наиболее опасными можно назвать леопардовую акулу, смертельно ядовитую рыбу-камень, морских ежей, змей и дракончиков, которые парализуют человека своим ядом. Конечно, таких рыб довольно много, поэтому прежде чем отправиться в подводное плавание, обязательно нужно поинтересоваться какие рыбы представляют для человека опасность и стараться не приближаться к ним.

Хватает здесь и мелких рыб, стаями которых хотят полюбоваться заядлые дайверы со всего света. В океане можно встретить морских котиков, лососевых рыб, рыбу-телескоп, малоротую макропинну, а также совсем необычную рыбу – сельдяного короля.

Практически весь океан окружен горными рельефами, отчего дно тихого океана образует вулканическое «огненное кольцо». Неподалеку от Австралии пролегает большой Барьерный риф, окружающий самую большую коралловую лагуну. Повсюду в океане наблюдается движение земной коры, что производит на свет мировые катастрофы в виде цунами.

Атлантический океан

 

Атлантический океан по своей величине занимает второе место после Тихого. Дно океана разделено на две практически равные части Серединно-Атлантическим хребтом. Его пространство также населено огромным количеством рыб и млекопитающих. Среди самых необычных и редко встречающихся видов отмечают летучих рыб, луну-рыбу, синих акул, гигантских раков, морского волка и многих других.

За последние годы изучения глубин Атлантического океана ученые нашли несколько видов рыб, которые не были известны до сегодняшнего дня современной науке. Таким образом на морском дне были найдены новые разновидности морских червей и огурцов, гребневики и медузы, которые отличаются яркой окраской и необычным строением.

Также следует отметить, что именно воды Атлантического океана полны многочисленными загадками потонувших кораблей. Здесь же находится знаменитый Бермудский треугольник, потонувший Титаник, многочисленные кладбища кораблей, подводные айсберги и бесконечные мистические легенды.

 

hello_html_m1837e603.jpg

 

Индийский океан

 

Большая часть Индийского океана омывает южные материки, где температура воды достигает 23-25 градусов. В этой части акватории океана существует богатый подводный мир морских жителей от маленьких рыбок до тигровых акул. На мелководье встречаются многочисленные коралловые рифы, разноцветные водоросли и полипы, где обитают илистые прыгуны.

Среди крупных рыб в Индийском океане можно увидеть семейства китовых рыб, кашалотов, дельфинов, морских котиков, касаток и несколько видов акул, среди которых большая белая, тигровая и другие их представители. Среди местной фауны встречаются многие светящиеся рыбки, например, рыба платитрокт.

На территории Индийского океана расположился остров Амстердам, который облюбовали тюлени и пингвины. Популярными местами для дайвинга индийских вод являются побережья Австралии и курорта Шри-Ланка, где местным ремеслом славится добыча жемчуга.

 

hello_html_3e1fdec0.jpg

hello_html_m57d7145d.jpg

hello_html_681c0a86.jpg

hello_html_m1ba579b2.jpg

 

hello_html_6378222c.jpg

hello_html_5786407e.jpg

hello_html_184fbc5c.jpg

hello_html_m4a92b0d.jpg

 

hello_html_m73f7f789.jpg

 

 

 

 

 

 

hello_html_m22b8afee.jpg

Приложение №2

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ

«ОБИТАТЕЛИ ПОДВОДНОГО МИРА»

Программные задачи: прививать любовь детей к животному миру, расширять и закреплять знания на тему «Подводный мир».

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие»: обобщить и систематизировать знания детей о морских и речных обитателях; упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на конкретные данные; правильно называть обитателей морей.

«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать умение и желание детей работать в команде, приходить к общему мнению и получению общего результата.

«Речевое развитие»: тренировать в умении отвечать на вопросы полным предложением; развивать диалогическую форму речи.

«Физическое развитие»: предупреждать утомляемость воспитанников, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение координировать речь с движениями.

 

Материалы: глобус; канат; картинки с морскими и речными обитателями; картинки с частями тел водных жителей; стаканы с соленой и пресной водой по количеству детей; картинки с изображением контуров морских обитателей; карточки с названиями морских обитателей и других животных; стаканы.

Предварительная работа: придумывание названия команды, сочинение и записывание приветствий; Отгадывание различных видов загадок; Чтение художественной детской литературы, энциклопедий «Морские обитатели»; дидактические игры «Собери животных», «Узнай по силуэту», «Определи лишнее».

 

Ход викторины:

Ведущий: - Дорогие гости! Сегодня мы с вами увидим веселое состязание между ребятами нашего детского сада. Состязаться будут две команды – «Морские коньки» и «Морские звезды». Давайте познакомимся с командами.

(приветствие команд)

Ведущий: Молодцы! Команды представлены. А я хочу познакомить вас с нашим справедливым жюри. Они будут записывать баллы, заработанные каждой командой. А в конце состязания объявят результат.

 

(представление членов жюри)

Ведущий:

- Ребята, кто скажет, что это такое? (Глобус)

- Какими цветами раскрашен глобус (ответы детей)

- Да, наша планета разноцветная. На глобусе мы можем увидеть моря, горы , пустыни.

- А какого цвета больше на глобусе? (голубого)

- Что означает голубой цвет на макете Земли? (моря, океаны, реки , озера)

- Ребята, мы с вами знаем, что в морских и речных глубинах много интересного. И я предлагаю командам приступить к 1 заданию.

Методы и приёмы

Содержание заданий

Приёмы ТОЛЗ.

Задание № 1:

Команды по очереди разгадывают загадки про морских и речных обитателей и находят их на доске среди всех картинок:

Друг за другом мчится стая, волны телом разрезая,

То хвосты, то снова спины, кто вперёд, плывут

(дельфины)

Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

Бьёт хвостом, вода кипит -

Проплывает важно.

(Кит)

Плоский он. Размером разный.

Хвост его бичеобразный.

Лишь один несёт отряд

Электричества заряд!

(Скат)

Короткое тело покрыто шипами!

Шипами умело сразится с врагами.

Раздуется важно, как шарик. И всё ж…

Порою хоть страшно, плывёт.

(Рыба-ёж)

По всем морям оставил след,

И лишь в Балтийском море – нет,

Имеет панцирь как футляр,

Десятиногий рак.

(Омар)

Головоногий то моллюск -

Десяток рук, присоски плюс.

Довольно крупный экземпляр.

А как зовут его?

(Кальмар)

Из иглокожих, но красиво

В морской пучине это диво.

Пять рук обычно - пять лучей!

Бывает хищной. Образ чей?

(Морская звезда)

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска – восемь ног.

То придонный… (Осьминог)

Как торпеда с плавниками.

С очень страшными клыками!

Острым нюхом жертву чует,

Днём и ночью всё кочует.

(Акула)

По волнам гуляет зонтик –

Вот так чудо,

Вот так диво!

Зонтик жжётся,

Как крапива.

(медуза)

Работа в малых группах.

Приём технологии развивающих игр.

- Ну что ж, вы хорошо справились с этим заданием и нас ждет следующее задание № 2 «Кто живет в море, а кто в реке?»

- Здесь перемешались картинки с изображением морских и речных обитателей. Одна команда должна выбрать картинки с изображением морских животных и рыб, а другая – речных. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали.

(Перемешанные картинки с изображением краба, рака, сома, дельфина, камбалы, окуня, сельди, щуки).

ИКТ (мультимедийная презентация)

И эта задача оказалась вам по плечу. Тогда приступим к следующему заданию №3 Электронная игра «Кто это потерял?»

- Водные обитатели прислали фотографии на память, но получились они не очень удачными. Давайте попробуем узнать, кто на них изображён.

(Детям показываются изображения хвоста рыбы, клешня рака, ракушка улитки, усы сома, лапка лягушки, клыки моржа, фонтанчик кита).

Метод саморазвивающего обучения (самостоятельный поиск информации)

Задание № 4 «Кто не является обитателем океана?»

-Продолжим наше путешествие по водным просторам. И я приглашаю наших славных капитанов. Из представленных названий животных нужно выбрать те, которые не обитают в реках, морях, океанах.

(на листочках написаны названия животных, обитающих и не обитающих в воде, например- заяц, лиса, медведь, осьминог, кит, акула, морская звезда, лещ, сом, рак))

Приём здоровьесберегающих технологий.

-Вы хорошо потрудились нужно отдохнуть «Перетягивание каната»

Физминутка.

Приём технологии экспериментирования.

Задание №5 « Откуда вода»

- Всем известно, что морская вода на вкус... соленая, а речная … пресная. Перед вами стаканчики с водой. Каждый участник попробует воду и скажет, какая вода у него (встать у нужной картинки с изображением моря или реки)

ИКТ (использование ноутбука)

Задание №6 «Чей силуэт?»

- Обитатели морских глубин умеют маскироваться, прятаться от своих врагов. Объявляется конкурс «Чей силуэт?». Команды по очереди отгадывают, чей силуэт изображен на экране. Ответы на вопросы – кто быстрее поднимет руку.

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по морским и речным глубинам. Давайте подведем итоги и подсчитаем количество баллов, которое набрала каждая из команд.

(Жюри озвучивает результаты)

Ведущий: Итак, по результатам прошедших конкурсов победителями становятся ребята из команды «…». Они получают главный приз – диплом победителей, а команда «…» получает диплом участника. Всем ребятам – конфеты «Царство Нептуна».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

ПОДВОДНЫЙ МИР –

детские стихи об обитателях морей и рек

 

 

Автор: Эдит Сницарук   

 

РЫБАКИ

Сидели два приятеля
На берегу реки
И были у них удочки,
И были червяки.

Всё с вечера, конечно же,
Готовили они
И вот теперь, друзья, сидят
На мостике одни.

Ещё и солнце не взошло,
Но начало светать,
И тут вдруг рыбка начала
У мальчиков клевать.

Идёт карась за карасём
И вот плотва клюёт.
Какой же будет здесь улов,
Ведь рыба так идёт!

Мальчишки рады, знать не зря,
Пришли они сюда,
Ведь дома ждут с уловом их
Друзья и вся родня.

Наварят вкусную уху,
Нажарят карасей
И угостят тогда родню,
И всех своих друзей.

ПОДВОДНЫЙ МИР

Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать и там,
Какие рыбы и растенья,
Волшебным кажется он нам.

Там жизнь своя, закон подводный,
Негласный, но он есть такой,
Все соблюдают непременно.
Там мир особенный, другой!

МОРСКИЕ ЕЖИ

Ёж, как ёж, но только в море
Обитает он всегда.
Дно морское, мир чудесный,
Там живёт его семья.

Иглы тонкие имеют,
Круглые, как колобки,
А едят они моллюсков,
Водоросли им нужны.

Падаль разную и губок,
Да и мелких звёзд морских,
Также, раков-богомолов,
Это лакомство для них.

Но бывает, нападают
На своих же, на ежей,
Только меньшего размера,
Съев в тиши их поскорей.

Дышат жабрами, как рыбы,
В углубленьях скал живут.
Рыбы и морские звёзды
Их подстерегают тут.

Служат пищей для омаров.
Птицы очень любят их,
И представьте, что каланы –
Это главный враг для них.

Ёж морской, для человека,
Наступившего на них,
Представляют всю опасность.
Берегитесь, люди, их!

Иглы тонкие, впиваясь,
Остаются все в ноге,
Надо очень постараться,
Чтобы вытащить их все.

Вот какой он, ёж из моря.
Жизнь его – борьба всегда.
Но он счастлив, что родился
Там, где вся его семья!

МОРСКАЯ ЗВЕЗДА

Форма тела необычна,
Есть и выросты всегда,
Называют их лучами,
Иль руками иногда.

Луч потоньше и поуже,
Или просто коротки,
Или треугольной формы,
Что почти и не видны.

А окраска поражает
И включает все цвета -
Это красный, бурый, жёлтый,
Синий тоже, иногда.

И фактурная поверхность
Отличает их от всех -
Бархатистые, с шипами,
Иль колючий, гладкий верх.

Может ползать, рыть и плавать,
Изгибаться без конца,
Иль лежать на мелководье,
Эта яркая звезда.

А едят они такое,
Что способны удержать.
Их "резиновый" желудок,
Может всё переживать.

МОРСКОЙ ПЕТУХ

Шесть ног растут их плавников,
Как длинные лучи,
На них и движется петух
И утром, и в ночи.

Еду добудет он на дне -
Креветок, крабов, рыб,
А наедается и спит
Среди подземных глыб.

То отдыхает он в траве,
Что стелется по дну,
То от врагов и от друзей
Уйдёт на глубину.

А может выпрыгнуть наверх
И пролетев вперёд,
Добычу, что почуял он,
Всегда свою найдёт.

ОСЬМИНОЖКА

В глубинах моря, осьминожка жил
И никогда, поверьте, не тужил.
Он каждой встрече под водой был рад,
О чём всегда сказать его мог взгляд.

И восемь щупалец с присосками имел -
Шесть для еды, двумя ходить умел.
Отталкиваясь ими он от дна,
Передвигался быстро, без труда.

А при желании, мог цвет менять,
Проблемы, что возникнут, их решать,
Пускал струю чернил и был таков,
И так спасался даже от врагов.

Активный образ вёл он по ночам,
Днём отсыпался, прячась среди скал,
Иль сам устраивал укрытие себе
И отдыхал в нём там, наедине.

Жилище мыл и был чистюлей он,
И мусор выносил из дома вон,
На кучу складывал и рад был оттого,
Что в доме было чисто у него.

Питался крабами, лангустами всегда,
Моллюсками и рыбкой иногда,
Своей слюной парализует их,
И в дом утащит, скушав в тот же миг.

Вот так и жил наш осторожный друг,
Охотился и видел всё вокруг.
Зимой в глубоких водах обитал,
А летом он усталости не знал.

КОТИКИ МОРСКИЕ

Котики морские,
Рядышком лежат,
Зорко все за детками
Мамочки следят:

"Никуда от мамы
Уходить нельзя,
Белые медведи
Встретят вас, друзья.

А в воде смотрите,
Вы по сторонам,
Ведь киты большие
Могут съесть вас там.

Будьте осторожны
Вы всегда, везде,
А не то, поверьте,
Быть большой беде."

РЫБА — КАМЕНЬ

Рыба — камень, ядовита!
Ядовиты и шипы,
Что растут на спине рыбы,
Так опасны все они!

Лишь дотронешься ногою
И вонзятся в тот же миг
Ядовитые иголки,
Словно острый, острый штык.

Она прячется в кораллах,
Зарывается в песок
И за рыбкой наблюдает
Лишь прищуривши глазок.

Берегитесь, рыбу — камень,
Обходите стороной,
Лишь заметите ту рыбу
В море, в иле под водой!

ОН ЗДЕСЬ ХОЗЯИН

Огромный кит, как пароход,
По морю проплывал,
Фонтан воды из глубины,
Как свой привет, послал.

И по волнам качаясь плыл,
Навстречу всем ветрам -
Красивый, сильный и большой,
Он самый смелый там.

Ему не страшен холод, зной
И глубина воды.
Он здесь хозяин и его,
Все уважать должны.

ДЕЛЬФИНЫ

Смотрите, дельфины резвятся в воде,
Ныряя а большую волну!
То, словно, взлетают легко над водой,
То быстро уйдут в глубину.

И все улыбаются весело нам,
Зовут нас с собою играть.
Спасибо вам, добрые наши друзья,
За щедрую ту благодать!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_proekta_podvodnyy_mir.docx876.03 КБ

Предварительный просмотр:

hello_html_m1837e603.jpg

Тип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.

Проект: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта: Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи:
Образовательные:

- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

Развивающие:

- Развивать умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Ожидаемый результат:

  • Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы», «Морские растения»;
  • Иметь представление о взаимосвязи обитателей животного мира с растительным миром.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1 этап: подготовительный

1.Изучить литературу о подводных жителях (их жизни, врагах, способах питания, передвижения)

.2.Подобрать наглядный материал о подводных жителях

.3.Подобрать дидактические и подвижные игры.

4.Выявить знания детей о подводных жителях .

5.Разработать картотеку подвижных, дидактических игр о подводном мире.

6. Разработать цикл бесед, стихов и загадок о морских обитателях.

2 этап: организационный

1.Разучивание стихотворений с детьми.

2.Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование, аппликация подводных жителей).

3 Беседа о морских обитателях

4 Проведение экспериментально-исследовательской деятельности. «Как сделать морскую воду»

3 этап: Заключительный

Создание макета «Подводный мир»

Приложение №1

Беседа

«Подводный мир океанов»

Цель: расширять представления учеников о подводном мире океанов.

Оборудование: иллюстрации с изображением животного мира океанов.

Природа нашего мира удивительно по своей сути, но мы стремимся ее переделать, вырубая леса для постройки домов или облагораживая дикую природу, внося в нее всевозможные элементы цивилизации. Однако мало кто знает о красоте подводного мира морей и океанов, где водятся красивейшие морские обитатели.

В наше время все больше и больше людей начинают заниматься дайвингом и познавать эту уникальную природу океанских вод, хранящую в себе многочисленные тайны и загадки. Примечателен он не только большим количеством разнообразных видов рыб и кораллов, еще встречаются здесь и необычные пещеры, мистические территории, затонувшие города и сокровища.

На земном шаре существует 4 океана, каждый из которых несет в себе свои собственные впечатления и обладает особенной «местной» флорой и фауной.

Тихий океан

Тихий океан является первым по величине водоемом на планете и вмещает в себя более ста тысяч самых разнообразных видов рыб. Самым большим обитателем этого океана и всего подводного мира считается серый кит ригели, плавающий в нижних слоях водного пространства. Масса таких китов доходит до 35 тонн, а увидеть их можно в период их размножения, когда киты выплывают на мелководье заливов.

Конечно, в тихом океане водятся и хищники, среди которых наиболее опасными можно назвать леопардовую акулу, смертельно ядовитую рыбу-камень, морских ежей, змей и дракончиков, которые парализуют человека своим ядом. Конечно, таких рыб довольно много, поэтому прежде чем отправиться в подводное плавание, обязательно нужно поинтересоваться какие рыбы представляют для человека опасность и стараться не приближаться к ним.

Хватает здесь и мелких рыб, стаями которых хотят полюбоваться заядлые дайверы со всего света. В океане можно встретить морских котиков, лососевых рыб, рыбу-телескоп, малоротую макропинну, а также совсем необычную рыбу – сельдяного короля.

Практически весь океан окружен горными рельефами, отчего дно тихого океана образует вулканическое «огненное кольцо». Неподалеку от Австралии пролегает большой Барьерный риф, окружающий самую большую коралловую лагуну. Повсюду в океане наблюдается движение земной коры, что производит на свет мировые катастрофы в виде цунами. 

Атлантический океан

Атлантический океан по своей величине занимает второе место после Тихого. Дно океана разделено на две практически равные части Серединно-Атлантическим хребтом. Его пространство также населено огромным количеством рыб и млекопитающих. Среди самых необычных и редко встречающихся видов отмечают летучих рыб, луну-рыбу, синих акул, гигантских раков, морского волка и многих других.

За последние годы изучения глубин Атлантического океана ученые нашли несколько видов рыб, которые не были известны до сегодняшнего дня современной науке. Таким образом на морском дне были найдены новые разновидности морских червей и огурцов, гребневики и медузы, которые отличаются яркой окраской и необычным строением.

Также следует отметить, что именно воды Атлантического океана полны многочисленными загадками потонувших кораблей. Здесь же находится знаменитый Бермудский треугольник, потонувший Титаник, многочисленные кладбища кораблей, подводные айсберги и бесконечные мистические легенды.

hello_html_m1837e603.jpg

Индийский океан

Большая часть Индийского океана омывает южные материки, где температура воды достигает 23-25 градусов. В этой части акватории океана существует богатый подводный мир морских жителей от маленьких рыбок до тигровых акул. На мелководье встречаются многочисленные коралловые рифы, разноцветные водоросли и полипы, где обитают илистые прыгуны.

Среди крупных рыб в Индийском океане можно увидеть семейства китовых рыб, кашалотов, дельфинов, морских котиков, касаток и несколько видов акул, среди которых большая белая, тигровая и другие их представители. Среди местной фауны встречаются многие светящиеся рыбки, например, рыба платитрокт.

На территории Индийского океана расположился остров Амстердам, который облюбовали тюлени и пингвины. Популярными местами для дайвинга индийских вод являются побережья Австралии и курорта Шри-Ланка, где местным ремеслом славится добыча жемчуга.

hello_html_3e1fdec0.jpg

hello_html_m57d7145d.jpg

hello_html_681c0a86.jpg

hello_html_m1ba579b2.jpg

hello_html_6378222c.jpg

hello_html_5786407e.jpg

hello_html_184fbc5c.jpg

hello_html_m4a92b0d.jpg

hello_html_m73f7f789.jpg

hello_html_m22b8afee.jpg

Приложение №2

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ

«ОБИТАТЕЛИ ПОДВОДНОГО МИРА»

Программные задачи: прививать любовь детей к животному миру, расширять и закреплять знания на тему «Подводный мир».

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие»: обобщить и систематизировать знания детей о морских и речных обитателях; упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на конкретные данные; правильно называть обитателей морей.

«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать умение и желание детей работать в команде, приходить к общему мнению и получению общего результата.

«Речевое развитие»: тренировать в умении отвечать на вопросы полным предложением; развивать диалогическую форму речи.

«Физическое развитие»: предупреждать утомляемость воспитанников, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение координировать речь с движениями.

Материалы: глобус; канат; картинки с морскими и речными обитателями; картинки с частями тел водных жителей; стаканы с соленой и пресной водой по количеству детей; картинки с изображением контуров морских обитателей; карточки с названиями морских обитателей и других животных; стаканы.

Предварительная работа: придумывание названия команды, сочинение и записывание приветствий; Отгадывание различных видов загадок; Чтение художественной детской литературы, энциклопедий «Морские обитатели»; дидактические игры «Собери животных», «Узнай по силуэту», «Определи лишнее».

Ход викторины:

Ведущий: - Дорогие гости! Сегодня мы с вами увидим веселое состязание между ребятами нашего детского сада. Состязаться будут две команды – «Морские коньки» и «Морские звезды». Давайте познакомимся с командами.

(приветствие команд)

Ведущий: Молодцы! Команды представлены. А я хочу познакомить вас с нашим справедливым жюри. Они будут записывать баллы, заработанные каждой командой. А в конце состязания объявят результат.

(представление членов жюри)

Ведущий:

- Ребята, кто скажет, что это такое? (Глобус)

- Какими цветами раскрашен глобус (ответы детей)

- Да, наша планета разноцветная. На глобусе мы можем увидеть моря, горы , пустыни.

- А какого цвета больше на глобусе? (голубого)

- Что означает голубой цвет на макете Земли? (моря, океаны, реки , озера)

- Ребята, мы с вами знаем, что в морских и речных глубинах много интересного. И я предлагаю командам приступить к 1 заданию.

Методы и приёмы

Содержание заданий

Приёмы ТОЛЗ.

Задание № 1:

Команды по очереди разгадывают загадки про морских и речных обитателей и находят их на доске среди всех картинок:

Друг за другом мчится стая, волны телом разрезая,

То хвосты, то снова спины, кто вперёд, плывут

(дельфины)

Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

Бьёт хвостом, вода кипит -

Проплывает важно.

(Кит)

Плоский он. Размером разный.

Хвост его бичеобразный.

Лишь один несёт отряд

Электричества заряд!

(Скат)

Короткое тело покрыто шипами!

Шипами умело сразится с врагами.

Раздуется важно, как шарик. И всё ж…

Порою хоть страшно, плывёт.

(Рыба-ёж)

По всем морям оставил след,

И лишь в Балтийском море – нет,

Имеет панцирь как футляр,

Десятиногий рак.

(Омар)

Головоногий то моллюск -

Десяток рук, присоски плюс.

Довольно крупный экземпляр.

А как зовут его?

(Кальмар)

Из иглокожих, но красиво

В морской пучине это диво.

Пять рук обычно - пять лучей!

Бывает хищной. Образ чей?

(Морская звезда)

Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска – восемь ног.

То придонный… (Осьминог)

Как торпеда с плавниками.

С очень страшными клыками!

Острым нюхом жертву чует,

Днём и ночью всё кочует.

(Акула)

По волнам гуляет зонтик –

Вот так чудо,

Вот так диво!

Зонтик жжётся,

Как крапива.

(медуза)

Работа в малых группах.

Приём технологии развивающих игр.

- Ну что ж, вы хорошо справились с этим заданием и нас ждет следующее задание № 2 «Кто живет в море, а кто в реке?»

- Здесь перемешались картинки с изображением морских и речных обитателей. Одна команда должна выбрать картинки с изображением морских животных и рыб, а другая – речных. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали.

(Перемешанные картинки с изображением краба, рака, сома, дельфина, камбалы, окуня, сельди, щуки).

ИКТ (мультимедийная презентация)

И эта задача оказалась вам по плечу. Тогда приступим к следующему заданию №3 Электронная игра «Кто это потерял?»

- Водные обитатели прислали фотографии на память, но получились они не очень удачными. Давайте попробуем узнать, кто на них изображён.

(Детям показываются изображения хвоста рыбы, клешня рака, ракушка улитки, усы сома, лапка лягушки, клыки моржа, фонтанчик кита).

Метод саморазвивающего обучения (самостоятельный поиск информации)

Задание № 4 «Кто не является обитателем океана?»

-Продолжим наше путешествие по водным просторам. И я приглашаю наших славных капитанов. Из представленных названий животных нужно выбрать те, которые не обитают в реках, морях, океанах.

(на листочках написаны названия животных, обитающих и не обитающих в воде, например- заяц, лиса, медведь, осьминог, кит, акула, морская звезда, лещ, сом, рак))

Приём здоровьесберегающих технологий.

-Вы хорошо потрудились нужно отдохнуть «Перетягивание каната»

Физминутка.

Приём технологии экспериментирования.

Задание №5 « Откуда вода»

- Всем известно, что морская вода на вкус... соленая, а речная … пресная. Перед вами стаканчики с водой. Каждый участник попробует воду и скажет, какая вода у него (встать у нужной картинки с изображением моря или реки)

ИКТ (использование ноутбука)

Задание №6 «Чей силуэт?»

- Обитатели морских глубин умеют маскироваться, прятаться от своих врагов. Объявляется конкурс «Чей силуэт?». Команды по очереди отгадывают, чей силуэт изображен на экране. Ответы на вопросы – кто быстрее поднимет руку.

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по морским и речным глубинам. Давайте подведем итоги и подсчитаем количество баллов, которое набрала каждая из команд.

(Жюри озвучивает результаты)

Ведущий: Итак, по результатам прошедших конкурсов победителями становятся ребята из команды «…». Они получают главный приз – диплом победителей, а команда «…» получает диплом участника. Всем ребятам – конфеты «Царство Нептуна».

Приложение №3

ПОДВОДНЫЙ МИР –

детские стихи об обитателях морей и рек

Автор: Эдит Сницарук   

РЫБАКИ

Сидели два приятеля
На берегу реки
И были у них удочки,
И были червяки.

Всё с вечера, конечно же,
Готовили они
И вот теперь, друзья, сидят
На мостике одни.

Ещё и солнце не взошло,
Но начало светать,
И тут вдруг рыбка начала
У мальчиков клевать.

Идёт карась за карасём
И вот плотва клюёт.
Какой же будет здесь улов,
Ведь рыба так идёт!

Мальчишки рады, знать не зря,
Пришли они сюда,
Ведь дома ждут с уловом их
Друзья и вся родня.

Наварят вкусную уху,
Нажарят карасей
И угостят тогда родню,
И всех своих друзей.

ПОДВОДНЫЙ МИР

Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать и там,
Какие рыбы и растенья,
Волшебным кажется он нам.

Там жизнь своя, закон подводный,
Негласный, но он есть такой,
Все соблюдают непременно.
Там мир особенный, другой!

МОРСКИЕ ЕЖИ

Ёж, как ёж, но только в море
Обитает он всегда.
Дно морское, мир чудесный,
Там живёт его семья.

Иглы тонкие имеют,
Круглые, как колобки,
А едят они моллюсков,
Водоросли им нужны.

Падаль разную и губок,
Да и мелких звёзд морских,
Также, раков-богомолов,
Это лакомство для них.

Но бывает, нападают
На своих же, на ежей,
Только меньшего размера,
Съев в тиши их поскорей.

Дышат жабрами, как рыбы,
В углубленьях скал живут.
Рыбы и морские звёзды
Их подстерегают тут.

Служат пищей для омаров.
Птицы очень любят их,
И представьте, что каланы –
Это главный враг для них.

Ёж морской, для человека,
Наступившего на них,
Представляют всю опасность.
Берегитесь, люди, их!

Иглы тонкие, впиваясь,
Остаются все в ноге,
Надо очень постараться,
Чтобы вытащить их все.

Вот какой он, ёж из моря.
Жизнь его – борьба всегда.
Но он счастлив, что родился
Там, где вся его семья!

МОРСКАЯ ЗВЕЗДА

Форма тела необычна,
Есть и выросты всегда,
Называют их лучами,
Иль руками иногда.

Луч потоньше и поуже,
Или просто коротки,
Или треугольной формы,
Что почти и не видны.

А окраска поражает
И включает все цвета -
Это красный, бурый, жёлтый,
Синий тоже, иногда.

И фактурная поверхность
Отличает их от всех -
Бархатистые, с шипами,
Иль колючий, гладкий верх.

Может ползать, рыть и плавать,
Изгибаться без конца,
Иль лежать на мелководье,
Эта яркая звезда.

А едят они такое,
Что способны удержать.
Их "резиновый" желудок,
Может всё переживать.

МОРСКОЙ ПЕТУХ

Шесть ног растут их плавников,
Как длинные лучи,
На них и движется петух
И утром, и в ночи.

Еду добудет он на дне -
Креветок, крабов, рыб,
А наедается и спит
Среди подземных глыб.

То отдыхает он в траве,
Что стелется по дну,
То от врагов и от друзей
Уйдёт на глубину.

А может выпрыгнуть наверх
И пролетев вперёд,
Добычу, что почуял он,
Всегда свою найдёт.

ОСЬМИНОЖКА

В глубинах моря, осьминожка жил
И никогда, поверьте, не тужил.
Он каждой встрече под водой был рад,
О чём всегда сказать его мог взгляд.

И восемь щупалец с присосками имел -
Шесть для еды, двумя ходить умел.
Отталкиваясь ими он от дна,
Передвигался быстро, без труда.

А при желании, мог цвет менять,
Проблемы, что возникнут, их решать,
Пускал струю чернил и был таков,
И так спасался даже от врагов.

Активный образ вёл он по ночам,
Днём отсыпался, прячась среди скал,
Иль сам устраивал укрытие себе
И отдыхал в нём там, наедине.

Жилище мыл и был чистюлей он,
И мусор выносил из дома вон,
На кучу складывал и рад был оттого,
Что в доме было чисто у него.

Питался крабами, лангустами всегда,
Моллюсками и рыбкой иногда,
Своей слюной парализует их,
И в дом утащит, скушав в тот же миг.

Вот так и жил наш осторожный друг,
Охотился и видел всё вокруг.
Зимой в глубоких водах обитал,
А летом он усталости не знал.

КОТИКИ МОРСКИЕ

Котики морские,
Рядышком лежат,
Зорко все за детками
Мамочки следят:

"Никуда от мамы
Уходить нельзя,
Белые медведи
Встретят вас, друзья.

А в воде смотрите,
Вы по сторонам,
Ведь киты большие
Могут съесть вас там.

Будьте осторожны
Вы всегда, везде,
А не то, поверьте,
Быть большой беде."

РЫБА — КАМЕНЬ

Рыба — камень, ядовита!
Ядовиты и шипы,
Что растут на спине рыбы,
Так опасны все они!

Лишь дотронешься ногою
И вонзятся в тот же миг
Ядовитые иголки,
Словно острый, острый штык.

Она прячется в кораллах,
Зарывается в песок
И за рыбкой наблюдает
Лишь прищуривши глазок.

Берегитесь, рыбу — камень,
Обходите стороной,
Лишь заметите ту рыбу
В море, в иле под водой!

ОН ЗДЕСЬ ХОЗЯИН

Огромный кит, как пароход,
По морю проплывал,
Фонтан воды из глубины,
Как свой привет, послал.

И по волнам качаясь плыл,
Навстречу всем ветрам -
Красивый, сильный и большой,
Он самый смелый там.

Ему не страшен холод, зной
И глубина воды.
Он здесь хозяин и его,
Все уважать должны.

ДЕЛЬФИНЫ

Смотрите, дельфины резвятся в воде,
Ныряя а большую волну!
То, словно, взлетают легко над водой,
То быстро уйдут в глубину.

И все улыбаются весело нам,
Зовут нас с собою играть.
Спасибо вам, добрые наши друзья,
За щедрую ту благодать!